Личностно-ориентированный подход в воспитании как цель разностороннего и творческого развития ребёнка | Зуева Ирина Анатольевна. Работа №348057
Аннотация. Личностно-ориентированный подход в воспитании направлен на развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка, его творческих способностей и эмоционального интеллекта. Этот подход предполагает внимание к уникальности личности ребенка, его интересам, возможностям и темпам развития. В статье рассматриваются основные принципы личностно-ориентированного воспитания, а также его роль в развитии разносторонней и творческой личности дошкольника. Приводятся примеры практических методов, используемых воспитателями в дошкольных учреждениях.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, воспитание, дошкольник, творческое развитие, индивидуальность, педагогика, ребенок.
Личностно-ориентированный подход в воспитании как цель разностороннего и творческого развития ребёнка
Зуева Ирина Анатольевна, воспитатель
Муниципальное образовательное учреждение Веневский центр образования №1 имени И.И. Мусатова структурное подразделение «Детский сад №5», г.Венев
Аннотация. Личностно-ориентированный подход в воспитании направлен на развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка, его творческих способностей и эмоционального интеллекта. Этот подход предполагает внимание к уникальности личности ребенка, его интересам, возможностям и темпам развития. В статье рассматриваются основные принципы личностно-ориентированного воспитания, а также его роль в развитии разносторонней и творческой личности дошкольника. Приводятся примеры практических методов, используемых воспитателями в дошкольных учреждениях.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, воспитание, дошкольник, творческое развитие, индивидуальность, педагогика, ребенок.
Личностно-ориентированный подход в воспитании является одним из наиболее важных и современных методов, который помогает развивать в ребенке его уникальные способности и формировать творческую, многогранную личность. В основе этого подхода лежит принцип уважения к индивидуальности каждого ребенка, его внутреннему миру, интересам и темпам развития. Воспитание не должно быть универсальным или одинаковым для всех детей — оно должно учитывать уникальные особенности каждого ребенка, его потребности и способности.
Основной задачей воспитателя, который использует личностно-ориентированный подход, является создание условий, в которых ребенок может проявить себя, раскрыть свои таланты и интересы. Такой подход предполагает активное взаимодействие с ребенком, в ходе которого педагог не навязывает ему готовых решений, а помогает самому найти путь к развитию. Важно предоставить ребенку свободу выбора и возможность самостоятельно принимать решения в процессе обучения и игры. Это развивает в нем самостоятельность, уверенность в себе и ответственность за свои действия.
Один из ключевых аспектов личностно-ориентированного подхода — это уважение к индивидуальному темпу развития ребенка. Каждый ребенок развивается по-своему, и задача воспитателя — поддерживать его на этом пути, а не пытаться подогнать его под общие стандарты. Например, в группах ДОУ некоторые дети могут раньше освоить навыки чтения или счета, тогда как другие могут демонстрировать выдающиеся способности в творчестве или моторных навыках. Личностно-ориентированный подход позволяет адаптировать образовательную программу к потребностям каждого ребенка, стимулируя его сильные стороны и поддерживая в тех областях, которые требуют большего внимания.
Одним из ярких примеров применения этого подхода может быть творческая деятельность, в которой каждый ребенок может проявить себя по-своему. Воспитатель может предложить детям нарисовать картину на свободную тему или создать поделку, но не указывать, как именно это должно быть сделано. В результате каждый ребенок проявит свои уникальные способности и восприятие, создавая что-то свое, личное. Это не только развивает творческое мышление, но и учит детей выражать свои эмоции, мысли и чувства через искусство.
Также важным элементом личностно-ориентированного подхода является активное включение ребенка в процесс принятия решений. Например, во время занятия можно предложить детям выбрать, какую тему они хотят обсудить или в какую игру играть. Это помогает детям почувствовать, что их мнение важно и ценится, а также развивает способность принимать решения и брать на себя ответственность за свой выбор. В условиях ДОУ это может быть организовано через обсуждения в группе или индивидуальные беседы с каждым ребенком.
Примером практического применения данного подхода может быть ситуация, когда воспитатель наблюдает за тем, как дети играют в свободное время. Важно не вмешиваться в игру, если в этом нет необходимости, а дать детям возможность самостоятельно находить решения в процессе игры. Если один ребенок проявляет лидерские качества, а другой предпочитает наблюдать, то это тоже нормальная часть процесса развития, и задача воспитателя — поддержать каждого на его пути. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в своем выборе, будь то лидерство, творческое выражение или исследовательская деятельность.
Особое внимание в личностно-ориентированном подходе уделяется развитию эмоционального интеллекта у детей. Воспитатель помогает детям распознавать и выражать свои эмоции, учит их справляться с негативными чувствами, такими как гнев или разочарование, а также понимать эмоции других. Это важный шаг на пути к формированию гармоничной личности, способной к самоконтролю, эмпатии и уважению к другим. Например, в ходе обсуждения пережитых событий, воспитатель может предложить детям рассказать, как они чувствовали себя в той или иной ситуации, и обсудить, какие эмоции вызвало то или иное событие. Это помогает детям осознать свои эмоции и научиться управлять ими.
Также важным аспектом личностно-ориентированного подхода является развитие у ребенка самостоятельности и инициативности. Важно дать ребенку возможность проявлять активность и творчество, создавать ситуации, в которых он сам принимает решения и отвечает за результат. Например, в творческих мастерских дети могут сами выбирать материалы для работы, решать, что и как они хотят создать, а затем демонстрировать свои работы перед всей группой. Это стимулирует развитие уверенности в своих силах и способности принимать решения.
Личностно-ориентированный подход также помогает укрепить взаимодействие между ребенком и воспитателем. Когда педагог демонстрирует уважение к индивидуальности ребенка, выслушивает его мнение и поощряет инициативу, это создает атмосферу доверия и взаимного уважения. Ребенок чувствует, что его мнение важно, а воспитатель — это не просто взрослый, который задает правила, но и наставник, который помогает развиваться и самовыражаться. Такое взаимодействие способствует развитию у ребенка положительной самооценки и уверенности в себе.
Таким образом, личностно-ориентированный подход в воспитании представляет собой комплексный метод, который направлен на создание условий для разностороннего и творческого развития каждого ребенка. Он помогает формировать у детей самостоятельность, творческое мышление, эмоциональную зрелость и уверенность в своих силах. Воспитатель, применяющий этот подход, помогает каждому ребенку раскрыть свои уникальные способности, создает атмосферу уважения и поддержки, что является основой для успешного личностного развития дошкольника.
Список литературы
Арутюнян А.Ю. Любознательность дошкольника: стремление к познавательному развитию и личностный рост субъекта. В книге: Профессионализм и гражданственность – важнейшие приоритеты российского образования XXI века / А.Ю. Арутюнян // Педагогические чтения, посвященные 270 -
летию
со дня рождения Иоганна Генриха Песталоцци. Сборник статей. – 2016. – С.39 – 42.
Урусова Асият
Муссаевна
Актуальные проблемы развития личности дошкольника в современном образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования.
2018. №61-4.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razvitiya-lichnosti-doshkolnika-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve