Личностное развитие детей дошкольного возраста | Кузьмина Ольга Васильевна. Работа №275363
Автор: Кузьмина Ольга Васильевна
Отвечая потребности общества в совершенствовании качества, образование становится все более вариативным и развивающимся, ориентированным на личность, способную самоопределиться в современном динамичном мире. Основным результатом дошкольного образования становятся показатели личностного развития, важнейшими из которых являются самостоятельность, любознательность, произвольность, креативность, степень нравственного развития. К концу дошкольного возраста важнейшим показателем готовности ребёнка к школе становится сформированное из базиса личностной культуры.
Личностное развитие детей дошкольного возраста
Отвечая потребности общества в совершенствовании качества, образование становится все более вариативным и развивающимся, ориентированным на личность, способную самоопределиться в современном динамичном мире. Основным результатом дошкольного образования становятся показатели личностного развития, важнейшими из которых являются самостоятельность, любознательность, произвольность, креативность, степень нравственного развития. К концу дошкольного возраста важнейшим показателем готовности ребёнка к школе становится сформированное из базиса личностной культуры.
Отсюда следует, что основной целью педагогической деятельности воспитателя ДОО в условиях внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования становится личностное развитие ребенка, его позитивная социализация.
Деятельность ребенка – основа его развития, единственный способ самореализации и самораскрытия. Чем полнее и разнообразнее деятельность, отвечающая природе ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализация потенциальных возможностей. Дошкольник стремится к активной деятельности, и взрослому важно не дать этому стремлению угаснуть.
Формирование личности ребенка дошкольного возраста, его новообразований совершается в игровой деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), общении (М. И. Лисина), детском художественном творчестве (М. С. Коган), экспериментировании (Н. Н. Поддъяков). В. А. Петровский отмечает, что «всестороннее и гармоничное развитие личности не может на каждом возрастном этапе определяться всего лишь одним «ведущим» типом деятельности. В качестве личностно образующей ведущей деятельности на каждом возрастном этапе необходимо формировать комплексную многоплановую деятельность, или, точнее, динамическую систему деятельностей, каждая из которых решает свою специальную задачу, отвечающую социальным ожиданиям, и в этой системе нет оснований выделять «ведущие» или «ведомые» компоненты».
В русле исследуемой нами проблемы особый интерес представляет такое свойство личности, как индивидуальность. С. Л. Рубинштейн отмечает, что личностные свойства не сводятся к индивидуальным особенностям и включают в себя общее, особенное и единичное. К первым относятся особенности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов, темперамента. Вторые включают структуру мотивов, самооценку, уровни притязаний, тревожности, доминирующий социальный статус. Индивидуальность обучаемого проявляется в интеграции всех этих свойств.
Основными индивидуальными личностными свойствами детей дошкольного возраста выступают: особенности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов, темперамента и волевых качеств, мотивация.
С развитием памяти, мышления, речи связано становление мировоззрения, самосознания ребенка. У старшего дошкольника продолжает утверждаться свое автономное «Я». Автономность – основа саморазвития, определимость любого поведенческого акта внутренними побуждениями, проявление основного психологического закона: «Все внешние воздействия преломляются через внутреннюю среду» (С. А. Рубинштейн).
Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно их главных новообразований дошкольного возраста. Постепенно ребенок начинает понимать свое место в системе отношений с другими людьми, осознавать не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения и т. д. В дошкольном возрасте ребенок проходит свой путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого, к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.
В дошкольном возрасте ребенок приобретает также ценные для его последующей жизни навыка коллективного поведения и коллективной деятельности, «умения» принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность, учиться понимать и принимать общие цели, привыкать к саморегламентации своей активности, к согласованию ее с другими людьми. Все эти достижения становятся предпосылками для вхождения личности в социум.
Изучая вопросы взаимодействия взрослого и ребенка, исследователи (И. Б. Котова, М. И. Лисина, В. С. Мухина, И. Н. Поддъяков, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.) делают важный вывод о том, что развитие личности ребенка складывается, главным образом, в процессе взаимодействия с взрослым в ходе общения и совместной деятельности.
Общение в детском саду направлено не только на удовлетворение потребности ребенка во взаимодействии с взрослым, в его признании и поддержке, не только на обогащение воспитанников информацией, установками, мотивами, но и на то, чтобы вызвать у них сотворчество и инициативу (воспитатель открыто выступает инициатором общения или выступает как скрытый инициатор). Под влиянием общения с взрослым у ребенка начинает формироваться активная позиция в окружающем мире, проявляющаяся в эмоциональности и любознательности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает на необходимость создания благоприятной социальной ситуации развития детей. В связи с этим педагога должен обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка:
через непосредственное общение с каждым ребёнком;
уважительное отношение к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям.
Педагог дошкольного образования должен обладать способностью к поддержанию индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную
помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
Задача воспитателя – помочь растущему человеку выявить и раскрыть свои потенциальные возможности, оказать помощь воспитанникам в выборе ценностей и идеалов.
Субъект субъектная модель взаимодействия с ребенком позволяет предоставить ему возможность занять активную позицию в образовательном процессе: не просто усваивать предлагаемую воспитателем информацию, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог. Становление субъектной позиции ребенка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких личностных качеств как активность, самостоятельность, творческое начало.
Педагог дошкольного образования должен быть готов к реализации ключевого принципа ФГОС – поддержке разнообразия ребёнка, выстраиванию индивидуальной траектории его развития. Педагог должен обладать способностью к организации развивающего взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а не только одностороннего воздействия на ребёнка.
Таким образом, современным дошкольным образовательным организациям нужен педагог владеющий способами взаимодействия с разными категориями детей, учитывающий в общении с ними особенности детского развития, способный организовать «зону ближайшего развития» ребёнка, включить ребёнка в разные виды детской деятельности. Это требует высокого уровня компетентности педагогов в области психологии развития детей, в личностно ориентированных развивающих технологиях образования, в частности в технологиях обеспечения индивидуального подхода к ребёнку.
Список используемой литературы
Абашина
В. В., Якоб С.
А.«
Личностное
развитие ребенка как цель современного дошкольного образования» //Концепт. – 2015.
Гончарова И. И. «Формирование профессиональной компетентности педагога к обеспечению преемственности дошкольного и начального образования»: – М – 347 с.
Петровский В. А. «Личность в психологии: парадигма
субъектности
. – «Феникс», – 130 с.
Слободчиков
В. И., Исаев И. И. «Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию
субъектности
». – М.: Искусство Пресс, 1995. – 384 с.