Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Лидеры образовательных инициатив | Коссе Оксана Леонидовна, Акритова Виктория Витальевна. Работа №339630

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 В статье представлена идея поиска эффективных механизмов повышения качества эковоспитания и экообразования учащихся. Идея получила обоснование в концепции образовательной экспедиции -  перспективном методе формирования ответственного отношения учащихся к природе, создающим предпосылки для научного образа мышления, творческого подхода к собственной деятельности, воспитания чувства  гражданской ответственности.Ключевые слова: экологическая экспедиция, поисково – исследовательская деятельность, полевые исследования, технологическая карта, проект.

 

 

Лидеры образовательных инициатив

Коссе Оксана Леонидовна,

учитель математики,

Акритова Виктория Витальевна,

учитель химии

МБОУ «Старокрымская школа»

администрации Новоазовского района

Экологическая экспедиция как способ формирования экологической культуры

Аннотация. В статье представлена идея поиска эффективных механизмов повышения качества эковоспитания и экообразования учащихся. Идея получила обоснование в концепции образовательной экспедиции - перспективном методе формирования ответственного отношения учащихся к природе, создающим предпосылки для научного образа мышления, творческого подхода к собственной деятельности, воспитания чувства гражданской ответственности.

Ключевые слова: экологическая экспедиция, поисково – исследовательская деятельность, полевые исследования, технологическая карта, проект.

Сегодня достаточно острой является проблема формирования нового природоохранного менталитета юных граждан, поиск новых методов в эколого-педагогической деятельности современного учителя. В статье представлены основные принципы организации деятельности образовательной экспедиции.

Целевое назначение метода образовательной экспедиции определено разработкой и апробацией системы работы по формированию экокультуры учащихся.

Как известно, человек усваивает науку и культуру, способы познания мира, формирует и совершенствует личностные качества только через собственную деятельность. Экологическая экспедиция и есть та форма деятельности, которая наиболее ориентирована на практику и позволяет создавать условия для формирования навыков поисково - исследовательской работы учащихся. Это путь от умения увидеть противоречия к поиску закономерностей в мире природы, вследствие чего формируются навыки экологической безопасности учащихся. Для иллюстрации особенностей экспедиции можно привести такой пример.

 

 

 

Что вы видите на рисунке? Если предложить вам составить словосочетание с этими объектами, то, как варианты, можно услышать: красивые цветы, полевые цветы и т. д. Но если предложить назвать два похожих цветка, то вам придется провести мини-исследование, выделив признаки сравнения цветов. Эта попытка исследования и является продуктом экспедиции.

Таким образом, от разницы, с какой целью наблюдается один и тот же объект, зависит результат деятельности – наблюдение, что происходит во время похода, прогулки; четкое соблюдение инструкции и прогнозируемый результат – следствие экскурсии; наличие исследовательской деятельности в целенаправленном общении с природой – отличительные особенности экологической образовательной экспедиции.

Экологическая экспедиция выполняет ряд функций:

- просветительскую - формирование адекватных представлений о природе;

- развивающую - формирование умений осмысливать экологические явления, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в мире природы, делать выводы, обобщения относительно состояния природы;

- воспитательную функцию – воспитание морально-эстетического отношения к природе;

- организующую - стимулирование ресурсосберегающей и природоохранной деятельности;

- прогностическую – формирование умений предсказать возможные последствия в результате деятельности человека в природе.

В поисково - исследовательской деятельности учащихся предполагается новизна не на уровне научного открытия, а как их собственное открытие мира. От постановки проблемной или конкретной задачи и наличия или отсутствия сравнительного анализа ожидаемых и полученных результатов, зависит, будет ли деятельность исследовательской или проектной. Проектом может стать: видеоролик, буклет, игра на экотематику, благоустройство пришкольного участка и т.д.

Мы выделяем 3 основных этапа экспедиции, которые логически вытекают один из другого:

- подготовительный – это этап мотивации, актуализации, постановки целей и проблемных задач;

- этап полевых исследований, где учащиеся приобретают коммуникативные навыки, учатся наблюдать объекты, выделяя их основные характеристики, устанавливая причинно - следственные связи;

- этап оформления результатов экспедиции – это этап, где происходит не только превращение практических задач в познавательные и общеобразовательные, но и выход на новую проблему.

Темой экспедиции может стать проблемная ситуация. Например, когда в связи с аварией на основном водоводе была приостановлена эксплуатация основного источника водоснабжения районов и городов Донецкой области, перед учащимися была поставлена цель: предложить пути решения проблемы водоснабжения в случае чрезвычайной ситуации. Одним из предложенных вариантов стало исследование качества колодезной воды в поселке Старый Крым. В результате работы ученики составили карту расположения колодцев поселка; провели соцопрос с целью изучения общественного мнения об использовании колодезной воды; определили качество колодезной воды и ее соответствие санитарным нормам; получили опыт определения экологических критериев состояния колодезной воды, степени ее загрязнения; провели работу по благоустройству территории колодцев; разработали рекомендации для жителей поселка по использованию колодцев и сохранению их для будущего поколения.

Также эта работа послужила толчком для исследования водных ресурсов поселка не только с точки зрения экологической и химической, но и биологической, географической, исторической, этнографической и даже математической: ученики описывали флору и фауну водоемов поселка, изучали их физико-географические параметры как основу будущего рационального природопользования, изучали особенности обрядов и традиций местного населения. Членами экологической группы в результате были написаны исследовательские работы «Вода, которую мы выбираем» и «Проблемы водных ресурсов с. Старый Крым» Кроме того, собранные материалы использовались в работе краеведческой и этнографической экспедиции.

Темой экспедиции может стать противоречие, необычный факт. Так факт, что ель является естественным индикатором чистоты воздуха стал стимулом к исследовательской работе "Лихеноиндикация экологического состояния воздуха рекреационных зон г. Мариуполя". А ученики младших классов нашей школы разработали исследовательский проект «Сохраним красоту: удивительные каштаны»

Формирование экспедиционных групп начинается уже в процессе обсуждения путей решения проблемы и определения целей деятельности. Принцип их формирования – заинтересованность в поиске путей решения проблемы, в уровне сформированности экологических умений и навыков, которые определяются с помощью психологических и экологических тестов. Содержание деятельности на всех этапах экологической экспедиции фиксируется в технологической карте - дневнике экспедиции.

Основные этапы деятельности

Содержание деятельности

Фиксация стартовых знаний

Работа с дефинициями, информационными ресурсами

Выбор методов исследования

Составление чек – листа, разработка маршрутов, анкет, определение дополнительных информационных ресурсов

 

Полевые исследования

Сбор дополнительной информации об объекте исследования через наблюдение и анализ существенных и несущественных признаков, распределение обязанностей

Обработка данных полевых исследований

Эксперименты, объяснение явлений, выявленных в ходе эксперимента и наблюдений. Систематизация и классификация, установление причинно – следственных связей исследуемых явлений, объектов

Оформление результатов исследований

Разработки проектов, сценариев, исследовательских работ

Сравнительный анализ ожидаемых и полученных результатов

Презентация работ. Определение перспектив дальнейшей деятельности

Таблица 1 – Технологическая карта образовательной экспедиции

Каждый следующий шаг технологической карты – логическое продолжение предыдущего. Так, на первом этапе непременно фиксируются так называемые «стартовые знания», то есть, что мы знаем об изучаемом объекте и из каких источников мы это знаем? Во время работы с основными понятиями темы исследования также фиксируются затруднения в сфере знаний, что в дальнейшем помогает определять предмет исследования. В процессе любого познания вопрос направляет на поиск ответа. Поэтому, использование общенаучных методов исследования (наблюдение, аналогии, анализ, синтез, эксперимент) формирует не только умение видеть проблему, но и задавать вопросы, что является сущностью исследовательской работы.

Во время полевых исследований, которое чаще всего совпадает с работой летней школы, происходит первичная обработка данных: собранная информация заносится в таблицы в соответствии с объектом исследования, здесь же обязательно фиксируются интересные факты, наблюдения. В это время у учащихся формируются навыки сравнительного анализа объектов исследования. При обработке результатов полевых исследований и первичной формулировке выводов в качестве консультантов и помощников целесообразно привлекать и учителей других дисциплин. Именно на заключительном этапе происходит преобразование практических задач в познавательные и общеобразовательные.

Одним из продуктов образовательной экологической экспедиции стали настольные экологические игры. Например, игра «Екомино», содержание которой охватывает естественные и общественные науки, формирует умение устанавливать взаимосвязи между экологическими проблемами окружающей среды и ресурсосберегающей природоохранной деятельностью, способствует формированию экологического мировоззрения, индивидуального личностного отношения к экологическим проблемам, что является важным компонентом экологической культуры.

Таким образом, преимуществами экологических экспедиций является: вовлечение в поисково – исследовательскую деятельность как учеников, так и учителя; создание позитивного настроя и стимула к творчеству; развитие познавательных интересов и учебных мотивов.

Данный педагогический опыт показал положительную динамику не только в усвоении программного материала, но и в результативности участия учащихся в научно – практических конференциях, фестивалях, конкурсах, проектах на экологическую тематику.

Безусловно, организация и проведение образовательных экоэкспедиций требует от учителя больших моральных, умственных и физических усилий. Но мы видим, что результат стоит того, ведь если полноценно использовать метод образовательной экспедиции, мы не только будем формировать и развивать экокультуры учеников, но и создавать предпосылки для научного образа мышления, творческого подхода к собственной деятельности, воспитывать в них чувство патриотизма и гражданской ответственности . Главное, не упустить момент готовности учащихся к приобретению функциональных навыков исследования как униврсального способа освоения мира о чем так образно в свое время сказал А. Экзюпери: «тебя беспокоит будущее? Строй сегодня. Ты можешь изменить все. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена».

 

Список литературы:

 

1. Боголюбов А. С. Учебно-исследовательская деятельность школьников в природе на полевых экологических практикумах

 

2.   Букреева И.А., Евченко Н.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. – 2012. - №8. – С. 309-312.

3. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2012, - 112 с.

4. Ковалев Р.С., Тарасова Е.В. ЭКСКУРСИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1

5. Леонтович, А.В. Воспитательная работа в условиях летней комплексной исследовательской экспедиции школьников/ Под ред. А.С.Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 40с.

6. Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. Санкт-Петербург: 2012.

7. Роль школьных экологических экспедиций в развитии

проектно-исследовательских компетенций учащихся// экологическое       

образование для устойчивого развития: теория и педагогическая 

реальность: материалы международной научно-практической конференции.–  Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015.с.130-134

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×