Лингвистический анализ отрывка текста | Дмитрук Юлия. Работа №301474
Автор: Дмитрук Юлия
Страдегии смыслового тения, сформулированные ФГОС, включают в себя поиск информации и понимание прочитанного, преобразование, интерпретацию и оценку информации.Все это можно назвать составляющими многоаспектого анализа текста. "Анализ" с древнегреческого "разложение, расчленение"предполагает изучение частей, из которых состоит текст. Она из таких частей - лингвистический анализ, который позволит проанализировать не только языковые средства, но и изучить форму и структуру произведения, глубже понять характеры геров.
Тема урока: «Лингвистический анализ отрывка из повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
Учитель русского языка и литературы Дмитрук Ю.Е.
Цели: Закрепить знания учеников; развивать навыки монологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников
Схема лингвистического анализа текста
Какого типа речи текст перед вами? (Повествование, описание, рассуждение, их сочетание; жанровые особенности текста);
Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей);
Каков характер связи предложений текста? (цепная, параллельная или смешанная);
С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте? (лексических и грамматических);
К какому стилю речи относится текст? (Общие стилистические особенности данного текста);
Какова тема текста?
За счёт каких средств языка передаётся единство темы? (Лексические, морфологические, синтаксические и др. средства выразительности);
Какова идея текста (основная мысль);
Основные характеристики, которые могут быть проанализированы в тексте
Общие стилистические особенности данного текста:
Жанровые особенности текста;
Лексические средства выразительности;
Средства художественной выразительности, характерные для художественного и публицистического стилей;
Фонетический уровень – звуковые образные средства: Морфологические средства выразительности;
Синтаксические средства выразительности.
В качестве примера проведем лингвистический анализ отрывка из повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
Отрывок из текста.
Лиза проснулась ни свет ни заря*. 2) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. 3) Лиза тихонько нарядилась крестьянкой, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле. 4) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя. 5) Ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостью. 6) Боясь какойнибудь знакомой встречи, она не шла, а летела. 7) Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. 8) Здесь она должна была ожидать Алексея. 9) Сердце её билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождавшая молодые наши проказы*, составляет главную их прелесть. 10) Лиза вошла в сумрак рощи. 11) Глухой, перекатный шум приветствовал девушку. 12) Весёлость её притихла.
1. Организованное начало урока.
Записали тему. Как вы объясните прилагательное «лингвистический»? (Языковой, ведь лингвистика – это наука о языке)
Сегодняшний урок необычный. Я хочу, чтобы вы вышли за рамки урока и помыслили немного шире, прикоснувшись к тексту А.С. Пушкина.
- Ребята, как бы вы т сформулировали цель нашего урока?(словарное облако).
Цель урока. Обобщение ответов учащихся.
Сегодня мы с вами проанализируем отрывок из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка», повторим выразительные средства речи, понаблюдаем за ролью устаревшей лексики, причастий и деепричастий в тексте, закрепим знания по орфографии и пунктуации.
Слово-беседа учителя о Пушкине.
Замечательный поэт, прозаик, драматург, создатель русского литературного языка. Как известно, Пушкин бережно относился к слову, добивался точности и лаконичности языка. Слова Н.В. Гоголя: «При Имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка».
Работа в группах. Назначение консультантов.
Прослушайте текст, о чем он? Чтение учителем текста
.
А) О чем этот текст? Из какого произведения взят отрывок? В какой цикл произведений Пушкина входит?
Б) Словарная работа. Объясните значение слова «проказы». 10 9 слайд. «Повести Ивана Петровича Белкина» (названия всех повестей).
В) Давайте попробуем предположить основную мысль текста. (Описание ясного утра или «боязнь, сопровождавшая наши проказы, составляет главную их прелесть).
- О какой шалости Лизы идет речь в повести?
- Итак, мы определили тему, основную мысль текста.
Раздаю задания по группам, даю немного времени, консультирую группы.
Проверка: 1) тип, стиль речи с доказательствами;
2) эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и их роль в тексте;
3) в тексте встретились простые предложения, осложненные однородными членами, причастными и деепричастными оборотами.
- Итак, мы с вами определили тип, стиль текста; синтаксический строй текста. Продолжаем работать: лингвистический эксперимент.
Давайте прочитаем предложения с причастными и деепричастными оборотами, запишем два из них и подумаем над целью употребления данных оборотов в речи. Попробуем заменить причастный оборот придаточной частью со словом «который», что получится? Вяло, сухо. Давайте исключим деепричастный оборот, получается неполное предложение, невыразительно.
- Так для чего Пушкин использует данные обороты речи в своем тексте? Для выразительности.
Причастие «передает» энергию глагола и «живописную силу» прилагательного. Деепричастие «дорисовывает» действия.
- Итак, эксперимент показал, что причастие…
Теперь, заполните, пожалуйста, 1-ю часть рабочего листа.
Проверка. Прочитаем, что у нас получилось.
Рефлексия. Заполните, пожалуйста, 2-ю часть рабочего листа (комментарий учителя).
«Читаем Пушкина!» Музыка из к-фа «Метель»
Домашнее задание: сделайте анализ небольшого прозаического текста по плану
Рабочий лист к уроку Тема: Лингвистический анализ отрывка из повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». 1. Мы проанализировали отрывок из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». В нем автор использовал лексические средства: эпитеты _______________________________________________, придающие тексту выразительность, сравнение___________________________________, которое помогает ярко представить картину наступающего утра, метафоры_________________________________________________________, раскрывают эмоциональное состояние героини, олицетворения___________________________________________________________________________________________ _____________________________, одушевляют природу. Причастные и деепричастные обороты используются автором для выразительности речи. Причастие передаёт ______________глагола и ________________________________прилагательного. Деепричастие _____________________________ действие. Вывод: с помощью ярких выразительных средств Пушкин образно описывает красоту раннего утра, передает настроение героини и выражает основную мысль – «боязнь, сопровождавшая наши проказы, составляет главную их прелесть». 2. Подумайте, что было главным для вас на уроке: - я научился__________________________________________________ - узнал_______________________________________________________ - понял_______________________________________________________ Что вас заинтересовало больше всего: - необычная форма урока______________ - учитель______________________ - творчество А.С.Пушкина__________________________ - красота русского языка____________________________