Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Лингвистический анализ отрывка текста | Дмитрук Юлия. Работа №301474

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Дмитрук Юлия
Страдегии смыслового тения, сформулированные ФГОС, включают в себя поиск информации и понимание прочитанного, преобразование, интерпретацию и оценку информации.Все это можно назвать составляющими многоаспектого анализа текста. "Анализ" с древнегреческого "разложение, расчленение"предполагает изучение частей, из которых состоит текст. Она из таких частей - лингвистический анализ, который позволит проанализировать не только языковые средства, но и изучить форму и структуру произведения, глубже понять характеры геров.

Тема урока: «Лингвистический анализ отрывка из повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

Учитель русского языка и литературы Дмитрук Ю.Е.

Цели: Закрепить знания учеников; развивать навыки монологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников

Схема лингвистического анализа текста

Какого типа речи текст перед вами? (Повествование, описание, рассуждение, их сочетание; жанровые особенности текста);

Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей);

Каков характер связи предложений текста? (цепная, параллельная или смешанная);

С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте? (лексических и грамматических);

К какому стилю речи относится текст? (Общие стилистические особенности данного текста);

Какова тема текста?

За счёт каких средств языка передаётся единство темы? (Лексические, морфологические, синтаксические и др. средства выразительности);

Какова идея текста (основная мысль);

Основные характеристики, которые могут быть проанализированы в тексте

Общие стилистические особенности данного текста:

Жанровые особенности текста;

Лексические средства выразительности;

Средства художественной выразительности, характерные для художественного и публицистического стилей;

Фонетический уровень – звуковые образные средства: Морфологические средства выразительности;

Синтаксические средства выразительности.

В качестве примера проведем лингвистический анализ отрывка из повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

Отрывок из текста.

 

Лиза проснулась ни свет ни заря*. 2) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. 3) Лиза тихонько нарядилась крестьянкой, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле. 4) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя. 5) Ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостью. 6) Боясь какойнибудь знакомой встречи, она не шла, а летела. 7) Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. 8) Здесь она должна была ожидать Алексея. 9) Сердце её билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождавшая молодые наши проказы*, составляет главную их прелесть. 10) Лиза вошла в сумрак рощи. 11) Глухой, перекатный шум приветствовал девушку. 12) Весёлость её притихла.

 

 

1. Организованное начало урока.

Записали тему. Как вы объясните прилагательное «лингвистический»? (Языковой, ведь лингвистика – это наука о языке)

Сегодняшний урок необычный. Я хочу, чтобы вы вышли за рамки урока и помыслили немного шире, прикоснувшись к тексту А.С. Пушкина.

- Ребята, как бы вы т сформулировали цель нашего урока?(словарное облако).

Цель урока. Обобщение ответов учащихся.

Сегодня мы с вами проанализируем отрывок из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка», повторим выразительные средства речи, понаблюдаем за ролью устаревшей лексики, причастий и деепричастий в тексте, закрепим знания по орфографии и пунктуации.

Слово-беседа учителя о Пушкине.

Замечательный поэт, прозаик, драматург, создатель русского литературного языка. Как известно, Пушкин бережно относился к слову, добивался точности и лаконичности языка. Слова Н.В. Гоголя: «При Имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка».

Работа в группах. Назначение консультантов.

Прослушайте текст, о чем он? Чтение учителем текста

.

А) О чем этот текст? Из какого произведения взят отрывок? В какой цикл произведений Пушкина входит?

Б) Словарная работа. Объясните значение слова «проказы». 10 9 слайд. «Повести Ивана Петровича Белкина» (названия всех повестей).

В) Давайте попробуем предположить основную мысль текста. (Описание ясного утра или «боязнь, сопровождавшая наши проказы, составляет главную их прелесть).

- О какой шалости Лизы идет речь в повести?

- Итак, мы определили тему, основную мысль текста.

 

Раздаю задания по группам, даю немного времени, консультирую группы.

 

Проверка: 1) тип, стиль речи с доказательствами;

2) эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и их роль в тексте;

3) в тексте встретились простые предложения, осложненные однородными членами, причастными и деепричастными оборотами.

- Итак, мы с вами определили тип, стиль текста; синтаксический строй текста. Продолжаем работать: лингвистический эксперимент.

Давайте прочитаем предложения с причастными и деепричастными оборотами, запишем два из них и подумаем над целью употребления данных оборотов в речи. Попробуем заменить причастный оборот придаточной частью со словом «который», что получится? Вяло, сухо. Давайте исключим деепричастный оборот, получается неполное предложение, невыразительно.

- Так для чего Пушкин использует данные обороты речи в своем тексте? Для выразительности.

Причастие «передает» энергию глагола и «живописную силу» прилагательного. Деепричастие «дорисовывает» действия.

- Итак, эксперимент показал, что причастие…

Теперь, заполните, пожалуйста, 1-ю часть рабочего листа.

Проверка. Прочитаем, что у нас получилось.

Рефлексия. Заполните, пожалуйста, 2-ю часть рабочего листа (комментарий учителя).

«Читаем Пушкина!» Музыка из к-фа «Метель»

Домашнее задание: сделайте анализ небольшого прозаического текста по плану

 

 

Рабочий лист к уроку Тема: Лингвистический анализ отрывка из повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». 1. Мы проанализировали отрывок из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». В нем автор использовал лексические средства: эпитеты _______________________________________________, придающие тексту выразительность, сравнение___________________________________, которое помогает ярко представить картину наступающего утра, метафоры_________________________________________________________, раскрывают эмоциональное состояние героини, олицетворения___________________________________________________________________________________________ _____________________________, одушевляют природу. Причастные и деепричастные обороты используются автором для выразительности речи. Причастие передаёт ______________глагола и ________________________________прилагательного. Деепричастие _____________________________ действие. Вывод: с помощью ярких выразительных средств Пушкин образно описывает красоту раннего утра, передает настроение героини и выражает основную мысль – «боязнь, сопровождавшая наши проказы, составляет главную их прелесть». 2. Подумайте, что было главным для вас на уроке: - я научился__________________________________________________ - узнал_______________________________________________________ - понял_______________________________________________________ Что вас заинтересовало больше всего: - необычная форма урока______________ - учитель______________________ - творчество А.С.Пушкина__________________________ - красота русского языка____________________________

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×