Литература как средство формирования нравственных ценностей у детей: какие произведения выбирать для обсуждения | Резникова Любовь Владимировна. Работа №349530
Аннотация. В данной статье рассматривается роль литературы в формировании нравственных ценностей у детей. Подчеркивается, что художественные произведения способны развивать у детей чувство ответственности, сострадания, честности и других моральных качеств. Описываются подходы к выбору произведений для обсуждения, а также предлагаются конкретные примеры книг, которые могут стать основой для формирования нравственных ориентиров у учащихся.
Ключевые слова: литература, нравственные ценности, формирование, произведения, обсуждение.
Литература как средство формирования нравственных ценностей у детей: какие произведения выбирать для обсуждения
Резникова Любовь Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Покровский учебно-воспитательный комплекс Троицкого района»
Аннотация. В данной статье рассматривается роль литературы в формировании нравственных ценностей у детей. Подчеркивается, что художественные произведения способны развивать у детей чувство ответственности, сострадания, честности и других моральных качеств. Описываются подходы к выбору произведений для обсуждения, а также предлагаются конкретные примеры книг, которые могут стать основой для формирования нравственных ориентиров у учащихся.
Ключевые слова: литература, нравственные ценности, формирование, произведения, обсуждение.
Литература — это не только источник знаний, но и мощное средство воспитания. Вопрос о том, какие произведения способствуют формированию нравственных ценностей у детей, приобретает особую актуальность в современном образовательном процессе. Чтение художественной литературы помогает детям осознать важность моральных норм, развить эмпатию и критическое мышление, а также научиться различать добро и зло. Художественные тексты становятся отражением жизни, в которых дети могут увидеть различные ситуации и учиться на ошибках персонажей. Важно выбирать произведения, которые будут интересны и доступны учащимся, чтобы обсуждение проходило на высоком эмоциональном уровне.
Начнем с того, что произведения, которые мы выбираем для обсуждения, должны затрагивать актуальные нравственные вопросы. Например, классические произведения, такие как «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, могут быть сложны для восприятия младших школьников, но адаптированные версии или отдельные эпизоды могут быть полезны для обсуждения таких тем, как совесть, справедливость и ответственность за свои действия. Более подходящими для младшего возраста являются сказки и рассказы, которые часто содержат явные нравственные уроки. Например, «Кот в сапогах» Шарля Перро учит детей о важности умения использовать свои таланты, а «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина поднимает тему жадности и ее последствий.
Важно, чтобы обсуждение литературы проходило в атмосфере открытости и уважения к мнениям детей. Это способствует не только лучшему усвоению нравственных норм, но и формированию у детей критического мышления. В ходе обсуждения учитель может задавать вопросы, направленные на анализ действий персонажей и их последствий. Например, после прочтения «Сказки о золотой рыбке» можно обсудить, какие качества были у старика и его жены, и как их поведение повлияло на итог истории. Такой подход помогает детям не просто запоминать мораль, но и осознавать, как нравственные выборы могут влиять на жизнь как отдельных людей, так и общества в целом.
Современные авторы также предлагают интересные произведения, способствующие формированию нравственных ценностей. Например, книга «Будь собой» Елены Усачевой рассказывает о том, как важно оставаться верным себе и своим убеждениям, несмотря на давление окружающих. Эта книга может стать отличной основой для обсуждения тем, связанных с самоидентификацией и самопринятием, которые особенно актуальны для подростков. Также произведения таких авторов, как Валентина Постникова и Нины Бенашвили, освещают темы дружбы, ответственности и уважения к окружающим.
При выборе произведений для обсуждения важно учитывать не только их содержание, но и доступность языка и стиля для детей. Например, «Приключения Пети и Васи» Валентина Постникова могут стать отличным примером текста, который учит дружбе и пониманию. Важно, чтобы дети могли не только услышать историю, но и ощутить ее эмоциональную нагрузку. Чтение вслух может стать одним из методов, который поможет детям лучше понять и почувствовать происходящее в произведении. Аудиокниги и театрализованные постановки произведений также могут значительно повысить интерес к литературе и помочь детям увидеть, как нравственные ценности воплощаются в жизни.
Кроме того, важно формировать у детей желание читать и осмысленно воспринимать литературу. Учитель может организовать чтение книг в классе или предложить детям создать собственные литературные произведения, которые отражают их представления о нравственности. Такие проекты могут включать написание рассказов, стихов или даже создание комиксов на основе прочитанных произведений. Это не только развивает творческие способности детей, но и заставляет их задуматься над важными вопросами, связанными с моралью и нравственностью.
Обсуждение литературы может быть дополнено и другими видами деятельности, такими как создание плакатов, посвященных нравственным темам, или проведение театрализованных сцен на основе прочитанных произведений. Это поможет детям лучше осознать прочитанное и закрепить полученные знания. Например, после изучения «Гарри Поттера и философского камня» Джоан Роулинг можно провести обсуждение, сосредоточенное на темах дружбы, смелости и выбора между добром и злом. Дети могут быть приглашены создать собственные визуальные проекты, которые отражают их понимание этих тем.
Важно, чтобы учитель оставался открытым к мнению детей и поддерживал их в стремлении исследовать и обсуждать нравственные вопросы. Применение различных методов и подходов к литературному обучению поможет создать атмосферу, в которой каждый ребенок сможет развиваться и понимать значимость нравственных ценностей. Кроме того, использование технологий, таких как интерактивные платформы для обсуждения произведений, может сделать процесс обучения более современным и привлекательным для детей.
Таким образом, литература является мощным инструментом в формировании нравственных ценностей у детей. Выбор произведений, которые вызывают интерес и побуждают к обсуждению, позволяет создавать условия для глубокого понимания нравственных норм. Учителя играют ключевую роль в этом процессе, создавая открытое пространство для диалога и размышлений. Используя разнообразные подходы, такие как чтение вслух, ролевые игры и творческие проекты, учителя могут вдохновить детей на осознание важности нравственности и помочь им стать более чуткими и ответственными членами общества.
Список литературы
Богатырева Наталья Юрьевна Духовно-нравственные ценности в современной детской литературе // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2018.
№51. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennye-tsennosti-v-sovremennoy-detskoy-literature
Кучукова
Э. Г.
С
овременный урок литературы. мои размышления
// Теория и практика современной науки. 2022. №2 (80).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-urok-literatury-moi-razmyshleniya
Никонова Н. И. Осмысление нравственных ценностей на основе диалога русской и родной литератур // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015.
№5-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osmyslenie-nravstvennyh-tsennostey-na-osnove-dialoga-russkoy-i-rodnoy-literatur