Литературная викторина для родителей " Книги - наши друзья!" | Артемова Наталья Петровна. Работа №339096
Литературная викторина для родителей дошкольников "Книги - наши друзья!"
В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Современный человек активно осваивает аудиовизуальную культуру. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания, родителям гораздо проще и удобнее занять ребёнка мультфильмом или компьютерной игрой, чем чтением книг, полагая, что таким образом ребёнок обо всём узнает и всему научится сам.
Цель:помочь родителям осознать ценность детского чтения, как средства образования и воспитания дошкольников, как важного фактора развития успешной творческой личности.
Задачи: расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка; стимулировать самообразование родителей; прививать навыки читательской культуры; воспитывать бережное отношение к книге.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли –сад комбинированного типа № 365 города Донецка»
Технологическая карта
Литературная викторина для родителей
«Книги – наши друзья!»
Подготовила:
учитель-логопед
Наталья Петровна Артемова
Донецк
2021
Тема: «Книги – наши друзья!»
Тип: Литературная викторина.
Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения, как средства образования и воспитания дошкольников, как важного фактора развития успешной творческой личности.
Задачи: расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка; стимулировать самообразование родителей; прививать навыки читательской культуры; воспитывать бережное отношение к книге.
Ожидаемые результаты:
1. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.
2. Провести акцию «Книга в подарок» для расширения библиотеки в группе.
3. Создать вместе с детьми книжки-малышки.
4. Записаться и посещать детскую библиотеку.
5. Поддержать групповую традицию «Книжное дерево».
Оборудование: пригласительные билеты, компьютер, проектор, смайлики, призы, «книжное» дерево, листочки для рефлексии.
Предварительная работа:
1.Анкетирование родителей.
2.Просмотр видео презентации об истории возникновения книги, детских авторах и художниках – иллюстраторах.
3. Экскурсия с детьми в детскую библиотеку.
4. «Мастерская книги».
5. Изготовление закладки для книги.
Этапы
Содержание деятельности педагога
Содержание
деятельности родителей
Вводно-организационный
Актуальность
Видео интервью
ирование детей
Анализ анкетирова
ния родителей
-Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.
Если у ребенка слезы и капризы
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберется, что там на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга!
-Тема нашего собрания «Книги - наши друзья».
В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Современный человек активно осваивает аудиовизуальную культуру. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания, родителям гораздо проще и удобнее занять ребёнка мультфильмом или компьютерной игрой, чем чтением книг, полагая, что таким образом ребёнок обо всём узнает и всему научится сам. А сейчас вы узнаете, что думают о книгах и чтении наши дети.
«Из первых уст»
-Анализ проведённого анкетирования показал, что на сегодняшний день в нашей группе есть несколько семей, в которых регулярно читают сами и детям разнообразную литературу. Но не во всех семьях чтение книг является частым событием, хотя многие дети испытывают потребность в этом. Некоторые по разным причинам читают книги от случая к случаю. Несколько детей совсем не увлечены процессом чтения. Не всегда после прочтения книги дети делятся своими впечатлениями о ней. Количество книг в семьях не достаточно для создания детской библиотеки, новые книги приобретаются редко. Только двое детей записаны в библиотеку. Большинство детей играют дома в компьютерные игры. – Давайте зададим себе вопрос и постараемся на него ответить: Чтение книг или просмотр видео? (слайд презентации «Чтение или видео?»)
Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях. Каждое художественное произведение воспитывает такие качества, как сочувствие. В рассказе Катаева «Цветик — семицветик»- честность, умение распознавать ложь - в сказках «Лисичка – сестричка и серый волк», были Л.Н. Толстого «Косточка», вежливость - в рассказе Осеева В. «Волшебное слово», скромность в рассказе С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», бережливость в сказке Успенского Э. «Трое из Простоквашино», милосердие в сказке Сутеева В. «Под грибом».
Возраст 5-6 лет, когда дети только постигают азы чтения, часто называют библиотечным. Это время влюбить детей в книгу. Почему?
Вход родителей по пригласитель
ным билетам
Просмор видеопрезентации
Ответы родителей
Основной
Литературная викторина
«По страницам прочитанных книг…»
1.Разминка
«Сказка — ложь, да в ней намек…»
2. Конкурс
«В какой сказке?»
3. Конкурс
«Литератур
ные жанры»
4. Конкурс
«Скажи
по другому»
5. Награждение победителей
Завершающий
Сообщение «Традиция группы «Книжное дерево»
Решения родительского собрания
Рефлексия
Правила игры:
- Наша викторина состоит из четырех конкурсов, справившись с которыми вы будете знать, как правильно работать с художественным произведением. За каждый правильный ответ команда получает смайлик. В конце викторины мы подсчитаем количество смайликов, определим победителей, которые будут награждены призами.
• Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон. (Царевна лягушка.)
• Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась в воздух? (Метла Бабы Яги.)
• Как называется русская народная сказка, в которой рассказано о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок.)
• Какое самое надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Волшебный клубок.)
• Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла.)
• Что является высочайшим достижением сказочного общепита? (Скатерть самобранка.)
• В какой русской народной сказке описана дружная жизнь в коммунальной квартире? (Теремок.)
• Какой исходный продукт необходим для варки сказочной каши? (Топор.)
• Какая героиня из сказки Пушкина получила высокую должность по волшебной протекции? (Старуха. «Сказка о рыбке и рыбаке».)
• Кто исполнял желания сказочного Емели? (Щука.)
• Как звали героиню французской сказки, которая чистила печи и убирала дом? (Золушка.)
• Назовите героиню сказки, которая получила имя благодаря своему головному убору? (Красная Шапочка.)
• Как называется русская народная сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не сможет? («Морозко».)
• Как, по мнению кота Матроскина, надо правильно есть бутерброд, чтоб вкуснее было? (Колбасой вниз.)
- Вам будут задаваться шуточные вопросы. Необходимо дать правильное название произведения и автора. Итак, в какой сказке говорится:
1. О бесправном положении мужчины-кормильца в семье?
(Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке»).
2. О том, что ребенок должен воспитываться родителями, а не
бабушкой, чтобы избежать печальных последствий?
(Русская народная сказка «Серенький козлик»).
3. О художественном уровне некоторых вокально-инструментальных ансамблей?
(Гримм. «Бременские музыканты»).
4. О тяжелых последствиях плохого состояния средств пожарной безопасности?
(Маршак С. «Кошкин дом»).
5. О пагубном последствии невоздержания к питью?
(Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
6. О преимуществах охранной сигнализации и суровых испытаниях, выпавших на долю похитителя?(Русская народная сказка «Сказка об Иване - царевиче и сером волке»).
Вывод:
Перед чтением книги или любого литературного произведения, обязательно сообщайте детям название и автора, проговаривайте его вслух для лучшего запоминания.
- Каждый писатель творит в определённом литературном жанре. Назвать известные литературные жанры и получить смайлик за правильный ответ.
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться…..(книга)
Загадка - краткое замысловатое иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания.
-Как называется следующий литературный жанр?
Мирная считалка
Карем Морис (В. Берестов)
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех чудес не сосчитать.
Красный, белый, желтый, синий!
Медь, железо, алюминий!
Солнце, воздух и вода!
Горы, реки, города!
Труд, веселье, сладкий сон!
А война пусть выйдет вон!
-Что такое считалка?
Считалки - веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то её этап. Дети учат считалки для внесения порядка в игру и применяются уже с 4 лет.
-Как называется следующий литературный жанр?
ИГИ – ИГИ – ИГИ - мы читаем книги
АТЬ – АТЬ – АТЬ – я буду много знать
Чу-чу-чу - книгу я читать хочу.
ЧУ – ЧУ – ЧУ –я пятерку получу
-Что такое чистоговорка?
Чистоговорки – это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-то звук, слог. Состоит из двух частей. Первая часть состоит из трехкратного повторения определенного слога, Вторая же часть представляет собой короткую фразу из 2-4 слов, которая рифмуется с первой частью.
-Как называется следующий литературный жанр?
Читали мы книжку про птичек:
Чаек, чибисов, синичек.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
От топота копыт пыль по полю летит.
-Что такое скороговорка?
Скороговорка (языколомка) – искусственно, ради забавы придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. Главная цель скороговорок – это чистый звук, но не скорость.
-Как называется следующий литературный жанр?
Одна книга тысячи людей учит.
Книга твой друг, без нее, как без рук.
С книгами знаться - ума набраться.
Книжка - лучший товарищ.
Чтение — лучшее учение!
Кто много читает, тот много знает.
-Что такое пословица?
Пословица — это целое законченное предложение, с моралью и глубоким смыслом.
-Как называется следующий литературный жанр?
Читать не вредно, вредно не читать
Лекарство от глупости уже существует… читайте книги.
Чтение объединяет.
Читайте детям не нотации, а книги.
Новое поколение выбирает чтение.
Брось мышку, возьми книжку.
Следует читать много, но не многое.
Чтение для ума — то же, что физическое упражнение для тела
С книгой вам не придется ждать окончания рекламы, чтобы узнать, что будет дальше.
-Что такое поговорка?
Поговорка - это просто красивая и символичная фраза, не способная выступить в роли самостоятельного предложения.
-Как называется следующий литературный жанр?
Я выросла
Мне теперь не до игрушек-
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой -
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек-
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
Агния Барто
-Что такое стихотворение?
Стихотворение – ритмическая организованная, рифмованная форма выражения содержания.
-Как называется следующий жанр?
Как Никита мне помогал читать
Сижу я как-то за своим столом и думаю.
Вдруг подъезжает ко мне на велосипеде Никита. Подъехал, посмотрел на меня и спрашивает:
— Ты думаешь, папа? Да? А про что ты думаешь? Наверно, про что-нибудь интересное?
— Про интересное, — говорю. — Хочу написать книжку про нас с тобой — для ребят. О том, как мы живём-поживаем, как у нас кошка зайчат кормила, как Томка плавать научился. Напишу, а потом всех нарисую: и тебя, Никита, и Томку, и зайчат — всех, всех. Только ты мне не мешай — я сейчас писать начну.
А Никита обрадовался и кричит:
— Я тоже хочу писать! Я тебе помогать буду! — Да ты же ещё маленький, — говорю, — ты не умеешь!
— Умею, — говорит, — давай бумагу.
Вот влез Никита на стул, взял перо, взял бумагу и стал писать пером по бумаге.
— Ну ладно, — говорю. — Запиши-ка сначала название первого нашего рассказа. Пиши так: «Как Никита научил летать воробья».
Никита высунул язык и заскрипел пером.
— Ну, ещё про кого писать? — спрашивает.
— Пиши вот что: «Как лошадка зверей катала».
Он и это написал.
А теперь пиши: «Как Никитка укусил Томку».
— Ну, уж про это я не хочу писать, — говорит Никита, — я ведь его нечаянно укусил — просто хотел ему показать, как львы кусаются. Не надо про это писать!
— Ладно, не надо — так не надо, пиши другое.
Писал Никита, писал, скрипел пером, скрипел — всё написал. Слез со стула и говорит:
— Вот я тебе и помог. На бумагу — читай!
Сел он на свой велосипед и уехал помогать маме — она к его штанам пуговицу пришивала.
А я стал читать, что Никита мне написал. Читал, читал — ничего не могу разобрать.
Ну-ка почитай ты сам — может быть, что и поймёшь?
Чарушин Евгений Иванович
В рассказе "Как Никита мне помогал" мальчик старался во всем подражать взрослым, учился писать, доказывал, что на его помощь можно положиться. О том, как важна роль родителей в воспитании ребенка.
-Что такое рассказ?
Рассказ – краткое повествование, чаще с реалистическим содержанием, наличие рассказчика.
-Как называется следующий жанр?
Любитель книг
К приятелю, чтоб скоротать досуг,
Зашел незваный гость.
"Ты стал читать, мой друг?" -
Воскликнул он от удивленья
И посмотрел восторженно вокруг
На новые тома собраний сочинений -
Гюго, Дюма, Майн Рида, Маршака,
Что полки заняли почти до потолка...
"Ты что молчишь? Смущен моим вопросом?
В коллекции такой, бесспорно, прок велик!
Но как ты достаешь до самых верхних книг?" -
"А очень просто, братец! Пылесосом!"
x x x
Известно мне: в домах иных
Стирают только пыль с изданий подписных.
Сергей Михалков
-Что такое басня?
Басня - маленький нравоучительный рассказ или притча, используется для нравственного воспитания детей. Неотъемлемой частью басни является её мораль.
-Как называется следующий жанр?
Украинская народная сказка «Колосок»
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Меня эта сказка научила тому, чтобы чего то добиться, надо много трудиться.
-Что такое сказка?
Сказка -повествовательное произведение о вымышленных событиях, фантастика, наделение животных свойствами человека, песенноритмическое начало и концовка, троекратные повторы, преувеличения.
Вывод:
Читая художественное произведение, называйте его литературный жанр. Читайте дома произведения различных жанров литературы. Тем самым вы расширяете кругозор детей.
-Необходимо произнести отрывок стихотворения с определенной интонацией.
Как бы жили мы без книг?
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его, радость
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг? удивление
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
Ты хотел развеять скуку, грусть
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить, сомнение
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц, гордость
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ. (С. Михалков)
Вывод:
Читайте с выражением, меняйте тембр и интонацию голоса, соблюдая знаки препинания. Обучайте этому же детей.
-Послушайте сказку и скажите, как нужно беседовать с детьми, чтобы они поняли мораль произведения?
Сказка про книгу
Джим досмотрел очередной мультик и пришел к Микки, чтобы рассказать о том, что приключилось с героями. Но Микки как всегда читал нудную книгу.
— Ну сколько можно читать, это же так скучно!
— Я люблю читать и получаю от этого удовольствие. Жаль, что ты не можешь прочитать ни одной книги.
— Я могу, но они очень скучные.
— Ты привык к красочным и ярким мультикам, вот тебе и скучно. Книги заставляют мыслить и фантазировать. Они развивают.
— Ты такой же скучный, как и эти книги! — ответил скучающий Джим.
— А давай поспорим, что ты не сможешь прочитать книгу даже за месяц?
— Давай! А ты этот месяц будешь смотреть мультики, тогда ты поймешь, что в них есть тоже много полезного!
Братья бельчата договорились, Микки выбрал самую толстую книгу и вручил ее Джиму. Бельчонку было очень трудно начать читать. А сказка про книгу Микки превратилась в ужас, ведь его любимая библиотека теперь не приносила радости. Он заставлял себя смотреть мультики и каждый раз его мучила совесть о том, что он тратит свое драгоценное время зря.
— А ведь я бы мог узнать много нового, но приходится смотреть эти ужасные мультики, — думал Микки.
— А ведь мне могло бы быть весело, а приходится скучать, — думал Джим. Но чем больше братья проводили время в своей новой среде, тем больше привыкали к ней. Джим вдруг увлекся книгой. Читать сказку было тяжелее, чем смотреть мультик. Приходилось быть более усидчивым, внимательным, казалось, мозг тратит больше энергии на этот процесс. Но с другой стороны каждый день хотелось опять попасть в этот удивительный мир, чтобы сказка про книгу стала реальностью. Ведь там описывался внутренний мир героя и его переживая, Джим сопереживал и будто бы сам проживал эту сказку.
Микки также открыл для себя много нового. Оказывается, мультики вовсе не глупая трата времени. Во многих мультиках бельчонок открыл очень поучительные сюжеты, из некоторых узнал о законах физики и химии, новинках техники. Оказывается, в мультики вкладывали больше смысла, чем он думал раньше. А еще Микки осознавал, что смеется и переживает, удивляется и плачет. Так много эмоций переживает с помощью мультиков.
Прошел месяц и спор закончился. Джиму удалось дочитать книгу до конца, а Микки пересмотрел все любимые мультики брата.
— А знаешь, зря я ругал мультики. Они не так уж плохи.
— А я зря недооценивал твои книги. Читать сказки — очень интересно.
Когда на следующий День рождение бабушка подарила внукам книги, Джими даже обрадовался и сразу же начал читать сказку про книгу. Теперь он умел получать радость от чтения. А Микки с тех пор не чувствует вину или стыд от того, что смотрит мультики, ведь развлекаться тоже полезно.
Маргарита Сурженко
-Какая идея этой сказки?
- Что нужно делать, чтобы ребенок правильно понял смысл прочитанного?
Вывод:
После прочтения любого произведения, обсудите с ребёнком прочитанное, разберите поступки героев, определите, плохие они или хорошие. Это поможет развить у детей память, внимание, мышление, речь, умение рассуждать и объяснять, строить высказывания, пересказывать.
-Наша викторина подошла к концу. Я думаю, теперь вы знаете зачем нужно читать книги, как правильно работать с художественным произведением и сделать этот процесс увлекательным и для детей и для самих себя.
-А сейчас капитаны команд, подсчитайте смайлики своей команды.
-Чтобы развить у детей интерес к чтению, я предлагаю поддержать традицию группы «Книжное дерево».
Наше «книжное» дерево будет обрастать листочками, с названиями произведений, которые вы будете читать детям или, кто умеет, сами будут читать, а потом делиться с ребятами в группе, пересказывая прочитанные произведения. На листочке мы будем писать автора и название книги. В конце учебного года мы подсчитаем листочки и определим лучших читателей детских книг!
Ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное.
Каждой семье организовать вечера семейного чтения.
Провести акцию «Книга в подарок» для расширения библиотеки в группе.
Создать вместе с детьми книжки-малышки.
Посещать детскую библиотеку.
Поддержать групповую традицию
«Книжное дерево».
-Пока на нашем «Книжном дереве» нет ни одного листочка, давайте подарим ему листочки с вашими впечатлениями от нашей встречи сегодня.
- На листочках написаны фразы, продолжите их и подарите свой листочек нашему «Книжному» дереву.
Я считаю, что …
Для меня чтение – это …
Я буду …
Чтение хорошей книги - это…
Я поняла …
Мне понравилось …
В нашей семье …
Я согласна …
Я хочу …
Было интересно…
Я попробую…
Родители делятся на две команды в соответствии с цветом пригла
сительного билета.
Ответы родителей
Ответы родителей
Ответы родителей
Ответы родителей
Ответы родителей
Ответы родителей
Ответы родителей
Ответы родителей
Ответы родителей
Ответы родителей
Ответы родителей
Ответы родителей
Родители читают отрывки произведения , каждый с заданной интонацией
Ответы родителей
Капитаны команд подсчитывают смайлики, награждается команда-победитель (сладкие призы с пословицей о книгах)
Голосование родителей
Использованная литература:
1. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Пед. общ-во России. 2000. - 304.
2. Бабенко Т.С. Воскресный турнир «В гостях у сказки»//Школьные игры и конкурсы. - 2009. - № 4. - с. 2.
3. Баженова С.В. Песни к «Неделе детской книги//Педсовет. - 2008. - № 11. - с. 2.
4. Белокурова С.Н. Папа, мама и я – читающая семья.// Педсовет. - 2010. - № 9. - с. 13.
5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., 1991.
6. Пятунина С.И. Литературный конкурс по сказкам и детским произведениям.//Школьные игры и конкурсы. - 2010. - № 6. - с. 2.
7. Интернет ресурсы.