Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Литературно-музыкальная композиция "Поклонимся великим тем годам". Внеклассное мероприятие | Делова Ирина Борисовна. Работа №363566

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Литературно-музыкальная композиция

«Поклонимся великим тем годам…»

для 7-8 классов

 

Внеклассное мероприятие (урок мужества),

посвящённое 80-летию Победы в Великой отечественной войне

 

 

Автор:

Делова И.Б.

учитель музыки

ГКОУ «Детский дом-школа «Дом детства»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

 

Цели.

 

- Познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне, показать роль песни на войне, ее воздействие на человека, побуждающие к преодолению трудностей в суровые военные годы.

 

- Воспитывать чувство любви к Отечеству, уважение к героическому прошлому Родины, пропагандировать средствами песен о войне идеи патриотизма и гуманизма, побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны;

 

- Развивать эмоциональную отзывчивость учащихся, умение сопереживать чувствам, настроению, переданным автором в словах, музыке, в стихах. Развивать навыков хорового пения.

 

 

Оборудование: компьютер, телевизор, проигрыватель, микрофоны.

                 

Оформление:

                    - плакаты;                 

                    - цветы;

                    - портреты с изображением композиторов;

                    - на доске: «Поклонимся великим тем годам…»

                    - на экране телевизора заставка: «Вечная слава героям, павшим в

                       боях за честь и свободу нашей Родины»              

 

 

 

 

 

 

Сценарий литературно-музыкальной композиции

 

Учитель:     

          Здравствуйте дети! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок - урок мужества, посвященный 80 годовщине Великой Победы нашего народа в великой отечественной войне, весной 1945 года.

И в этом, 2024 году мы вновь и вновь прикасаемся сердцем к великому подвигу наших отцов и дедов, одолевших в смертной схватке фашизм.

Победа…Она пришла к нам не в лавровом венке, торжественная и

спокойная.  Она пришла в образе солдатской матери, с устало опущенными,

натруженными руками, ворвалась в каждый дом набатным голосом

диктора Московского радио Юрия Левитана: «Внимание! Внимание!

Говорит Москва!..» (Звучит голос диктора)

 

(Учащиеся поют 1 куплет песни «Священная война»,

муз А.В.Александрова сл. В.И.Лебедева-Кумача)

 

1-й ученик:

          Победа! Народ ждал её четыре года. Четыре долгих года он шёл к ней 

дымными полями сражений, хоронил своих сыновей, недоедал и

недосыпал, тянулся из последнего и всё же выстоял и победил.

          Но прежде были Брест, Орел и Курск, Сталинград и Ленинградская

Блокада… и миллионы погибших соотечественников.

Был и первый день, горький день войны…

 

1-й чтец:

                 Казалось, было холодно цветам,

                 И от росы они слегка поблёкли,

                 Зарю, что шла по травам и кустам,

                 Обшарили немецкие бинокли.

                 Цветок в росинках весь, к цветку приник,

                 И пограничник протянул к ним руки.

                  А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

                 Влезали в танки, закрывали люки,

                 Такою всё дышало тишиной,

                 Что вся земля ещё спала, казалось.

                 Кто знал, что между миром и войной

                 Всего каких-то пять минут осталось!      (С. Щипачёв)

 

2-й ученик:

Над страной проносилась светлая тень короткой ночи – самой короткой

из всех ночей в году. В эту ночь рождалось лето Северного полушария. Под Москвой отцветали яблони. Рожь колосилась. Заря сошлась с зарёй. Занимался рассвет…

 

 

 

2-й чтец:

                   Тогда ещё не знали мы,

                   Со школьных вечеров шагая,

                   Что завтра будет первый день войны,

                    А кончится она лишь в 45-ом, в мае.

 

               (звучит песня «Священная война»)

 

1-й архивариус:

         Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война»:

                                      Вставай страна огромная,

                                      Вставай на смертный бой,

                                      С фашистской силой тёмною,

                                      С проклятою ордой!

                                (песня звучит очень тихо)

         

         Газета со стихами попала в руки руководителя Краснознамённого  Ансамбля песни и пляски Красной Армии Александра Васильевича Александрова. Стихи потрясли композитора. Уже на другой день появилась музыка. А 27 июня на Белорусском вокзале столицы эту песню для уходящих на фронт бойцов, исполнил Краснознамённый ансамбль песни и пляски имени Александрова.

Солдаты, сидящие на деревянных сундуках, вдруг встали после первого куплета и в наступившей тишине, стоя, слушали песню. Потом песню требовали повторить ещё и ещё, пытаясь подпевать, запомнить слова, увезти с собой вместе с улыбкой матери, жены, любимой…

 

 3-й ученик:

          Вновь и вновь – пять раз подряд! - пел ансамбль «Священную войну». Её пели повсюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлёвских курантов она звучала по радио. Шли солдаты. А рядом звучала песня:

                             Пусть ярость благородная

                            Вскипает как волна,

                            Идёт война народная,

                            Священная война!

  4-й ученик:

          Война и поэзия… Казалось бы, нет противоречивей понятий. Но вопреки старинной поговорке «Когда говорят пушки, музы молчат» в годы суровых испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием, разящим врагов. Слово на войне иногда стоило жизни, зато оно как никогда было весомо.

   2-й чтец:

                           Кто сказал, что надо бросить

                           Песню на войне?

                           После боя сердце просит

                           Музыки вдвойне.

  2-й ученик:

          Песни нужны были всем: солдатам, они помогали в трудную минуту, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми. Воевал весь народ, воевала и песня. В песнях, в поэзии военных лет люди черпали душевные силы.                               

  

Учитель:

      -  Ребята, кто из вас знает стихи и песни, которые были написаны на войне

или о войне? 

           (Дети читают с места стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алёша», Д.Самойлова «Сороковые роковые»)

 

 2-й архивариус:

         Эта песня написана в победном 45-м году к годовщине Октябрьской революции. Нужна была песня о том, что совершил наш народ за долгие, тяжёлые военные годы, песня о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Авторы этой песни, поэт Лев Ошанин, композитор Анатолий Новиков, сами не раз побывали на фронте и написали до этого немало песен о войне. Замысел этой песни родился, когда они,   застигнутые бомбёжкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха «эх!», потом родилась и вся песня. И слова, и музыка доходили до сердца каждого слушателя. Ведь это была песня-воспоминание о том, чего позабыть нельзя, о трудных, опасных дорогах войны.

 (Дети исполняют песню А. Новикова на стихи Л. Ошанина «Эх, дороги»)

 

  4-й ученик:

          77 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но её отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней граждан нашей страны унесла эта война. Нет в России ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на Победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.

 

3-й чтец:

                 Здесь птицы не поют,

                 Деревья не растут,

                 И только мы плечом к плечу

                 Врастаем в землю тут.

 

                Горит и кружится планета,

                Над нашей Родиною дым,

                И, значит, нам нужна одна победа,

                Одна на всех мы за ценой не постоим.

 

 

1-й ученик:

        За ценой не стояли, бились насмерть наши воины. Одно из самых героических сражений Великой Отечественной войны - Сталинградская битва. В жестоком сражении наши люди проявили личный и коллективный героизм, который приводил врага в замешательство. Немцам были непонятны причины массового героизма, его корни, его истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Не было предела самоотверженности, силе воли, мужеству защитников Сталинграда. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление

к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу.

2-й ученик:

         Вот несколько примеров из хроники Сталинградской битвы:

         Михаил Паникаха участвовал в бою в составе 193-й стрелковой дивизии, которая удерживала натиск вражеской пехоты, 60 танков и 1700 самолётов врага. Паникаха подбивал танки из противотанкового пулемёта. Когда кончились патроны, он взял две бутылки с горючей смесью и пошёл навстречу головному танку. По Михаилу стреляли. Пуля попала в бутылку, одежда бойца загорелась. Горящий боец бросился на моторное отделение вражеского танка и уничтожил его. Уцелевшие танки повернули назад. Атака была отбита.                                

 

3-й ученик:

         Особо хочется сказать о медицинских сёстрах. Это были девушки 18-20-25 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сёстрами милосердия.

    

4-й чтец:

                     Когда, упав на поле боя,

                    И не в стихах, а наяву,

                    Я вдруг увидел над собою

                    Живого взгляда синеву.

 

                    Когда склонилась надо мною

                    Страданья моего сестра,

                    Боль сразу стала не такою:

                    Не так сильна, не так остра.

 

                    Меня как будто оросили

                    Живой и мёртвою водой.

                    Как будто надо мной Россия

                    Склонилась русою косой.

  

 3-й ученик:

         Вам, конечно известно имя Гули Королёвой. Полная жизни и энергии девушка пошла на фронт добровольцем. 24 ноября 1942 года во время боя она вынесла сто раненых воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а в критический момент боя повела за собой потерявших веру в успех бойцов. Дважды раненая, она не оставляла поля боя, лично уничтожила 15 фашистов и погибла смертью героя.                           

  

4-й ученик:

         Война издревле - дело мужское. Но на этой войне женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей.

    

4-й чтец:

                       Я только раз видала рукопашный

                       Раз наяву. И сотни раз во сне,

                       Кто говорит, что на войне не страшно,

                       Тот ничего не знает о войне.

    

1-й ученик:

         Наши деды были великие люди: защищали Родину, крепко дружили, любили шутку, умели честно и преданно дружить.

                  

(Дети исполняют песню «В землянке»,

муз. К. Листова, сл. А. Суркова)

  

 3-й архивариус:

         У этой песни замечательная история. Уже в первые дни войны поэт Алексей Сурков добровольцем уйдя на фронт, был направлен военкором в газету «Красноармейская правда». Поэт Алексей Сурков в конце ноября 1941 года после тяжёлого боя под Истрой, в своём потрёпанном блокноте пытался сделать наброски будущей статьи, однако вместо черновика репортажа у журналиста стали рождаться стихи, в которых, обращаясь к своей любимой жене Софье Кревс, поэт поведал о том, что ему пришлось пережить. Так появилось четыре строфы, вскоре ставшие знаменитой песней, начинающейся словами «Бьётся в тесной печурке огонь...» Так бы и остались эти 16 строчек частью письма, но в феврале случай свёл поэта с композитором Константином Листовым, который попросил у Суркова «что-нибудь, на что можно написать песню». Через неделю песня «В землянке» была готова. Первым исполнителем был сам Листов, спевший её под гитару. А потом эта песня стала часто звучать по радио, в концертах фронтовых бригад. Лучшая награда для поэта и композитора - признание их детища, когда песня согревает солдатские сердца, становится задушевной спутницей человека на войне, вселяет в него веру, надежду, поднимает в атаку.

  

2-й ученик:

         Вскоре солдаты стали посылать домой стихотворные письма, в которых легко узнавались интонация, отдельные слова, а то и целые строфы «Землянки». Только менялись географические координаты:                           

                               Про тебя мне шептали кусты

                               В белорусских полях под Имгой…

       И на фронт полетели треугольные письма от жён и подруг со словами поддержки, нежной любви, желанием ободрить любимого, укрепить его силы:                                

                          Ветер, вьюга, снега и метель.

                          Ночь морозная смотрит в окно

                          Я б хотела к тебе прилететь,

                          Не видала тебя я давно.

 

                          Не грусти, не печалься, родной,

                          Пусть огонь не погаснет в груди -

                          Я в холодной землянке с тобой,

                          И победа нас ждёт впереди.

 

 Учитель:

         Поэзия военных лет, стихи и песни о войне, созданные уже после Победы, это же настоящая энциклопедия войны, её трагический и необыкновенно высокий патриотический пафос, рождённый мужеством, стойкостью, целеустремлённостью воюющего народа. Иное короткое стихотворение рассказывает о человеке, добывшем победу, больше и лучше, чем большая повесть. Я хочу прочитать стихотворение М. Исаковского  «Враги сожгли родную хату».

 

(звучит стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».)

         За глубину чувства, за горькую правду о войне, за память о прошлом, которое нельзя забыть, любят наши люди эти стихи и песни.                                       

 

4-й чтец:

                          Отгремела война,

                          Уж давней историей стала.

                          А никак не отпустит

                          Тревожную память бойца.

 

                         От фугасов и мин

                         Мы очистили наши кварталы,

                         Но какой же сапёр

                         Разминирует наши сердца?

                                                                          (В.Кочетов)

 

(Дети исполняют песню муз. А. Пахмутовой, сл. А. Эшпая «Москвичи»)

 3-й ученик:

         С каждым годом всё дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, те великие годы страдания и мужества, редеют ряды ветеранов, даже те, что были тогда детьми, стали седыми…Но никогда не  забудет наш народ и все честные люди Земли подвига наших дедов,  отстоявших мир на планете, подаривших  многим поколениям покой, солнце, счастье.

         Великой Победе посвящён наш урок, и я предлагаю закончить его замечательной песней Давида Тухманова «День Победы». Она была создана на стихи поэта Владимира Харитонова к 30-летию Победы. В ней, как в капле росы отражается солнце, отразились и радость наша, и  скорбь, потому, что действительно, 9 Мая - праздник необычный: он – «со слезами на глазах», где праздничные букеты  соседствуют с траурными венками, где печаль о тех, кто уже никогда не вернётся и только наша благодарная память делает их вечно живыми.

 

 5-й чтец:

                           Ёще стояла тьма немая,

                           В тумане плакала трава,

                           Девятый день большого мая

                          Уже вступил в свои права.

 

                           Был грохот радости неистов,

                           Плясать пустился лейтенант.

         

                            Не рокотали стайки «Яков»

                            Над запылавшею зарёй,

                            И кто-то пел,

                            И кто-то плакал,

                            И кто-то спал в земле сырой.

 

                            Вдруг тишь нахлынула сквозная,

                            И в полновластной тишине

                            Спел соловей,

                            Ещё не зная,

                            Что он поёт не на войне.

                                                                          (И.Радченко)

(Дети и гости встают и исполняют песню Д. Тухманова

на сл. В. Харитонова «День Победы»)

  Учитель:

         Я благодарю всех, кто был сегодня у нас на уроке: гостей, и вас, дети.

Я думаю, этот час мужества, памяти сделал нас добрее, чище и ближе друг другу. Иначе и быть не может. Ведь, побеждая, героическое поколение сороковых–роковых прошлого века созидало будущее: гуманное, разумное, доброе, на века.

 

Участники литературно-музыкальной композиции

выходят под песню «Солнечный круг»

 

                                    

                                                

 

Литературно-музыкальная композиция
Поклонимся великим тем годам…
для 7-8 классов
Внеклассное мероприятие (урок мужества),
посвящённое 80-летию Победы в Великой отечественной войне
Автор:
Делова И.Б.
учитель музыки
ГКОУ Детский дом-школа Дом детства
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Цели.
- Познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне, показать роль песни на войне, ее воздействие на человека, побуждающие к преодолению трудностей в суровые военные годы.
- Воспитывать чувство любви к Отечеству, уважение к героическому прошлому Родины, пропагандировать средствами песен о войне идеи патриотизма и гуманизма, побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны;
- Развивать эмоциональную отзывчивость учащихся, умение сопереживать чувствам, настроению, переданным автором в словах, музыке, в стихах. Развивать навыков хорового пения.
Оборудование: компьютер, телевизор, проигрыватель, микрофоны.
Оформление:
- плакаты;
- цветы;
- портреты с изображением композиторов;
- на доске: Поклонимся великим тем годам…
- на экране телевизора заставка: Вечная слава героям, павшим в
боях за честь и свободу нашей Родины
Сценарий литературно-музыкальной композиции
Учитель:
Здравствуйте дети! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок - урок мужества, посвященный 80 годовщине Великой Победы нашего народа в великой отечественной войне, весной 1945 года.
И в этом, 2024 году мы вновь и вновь прикасаемся сердцем к великому подвигу наших отцов и дедов, одолевших в смертной схватке фашизм.
Победа…Она пришла к нам не в лавровом венке, торжественная и
спокойная. Она пришла в образе солдатской матери, с устало опущенными,
натруженными руками, ворвалась в каждый дом набатным голосом
диктора Московского радио Юрия Левитана: Внимание! Внимание!
Говорит Москва!.. (Звучит голос диктора)
(Учащиеся поют 1 куплет песни Священная война,
муз А.В.Александрова сл. В.И.Лебедева-Кумача)
1-й ученик:
Победа! Народ ждал её четыре года. Четыре долгих года он шёл к ней
дымными полями сражений, хоронил своих сыновей, недоедал и
недосыпал, тянулся из последнего и всё же выстоял и победил.
Но прежде были Брест, Орел и Курск, Сталинград и Ленинградская
Блокада… и миллионы погибших соотечественников.
Был и первый день, горький день войны…
1-й чтец:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки,
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось! (С. Щипачёв)
2-й ученик:
Над страной проносилась светлая тень короткой ночи – самой короткой
из всех ночей в году. В эту ночь рождалось лето Северного полушария. Под Москвой отцветали яблони. Рожь колосилась. Заря сошлась с зарёй. Занимался рассвет…
2-й чтец:
Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-ом, в мае.
(звучит песня Священная война)
1-й архивариус:
Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет Известия и Красная звезда были опубликованы стихи Василия Лебедева-Кумача Священная война:
Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
(песня звучит очень тихо)
Газета со стихами попала в руки руководителя Краснознамённого Ансамбля песни и пляски Красной Армии Александра Васильевича Александрова. Стихи потрясли композитора. Уже на другой день появилась музыка. А 27 июня на Белорусском вокзале столицы эту песню для уходящих на фронт бойцов, исполнил Краснознамённый ансамбль песни и пляски имени Александрова.
Солдаты, сидящие на деревянных сундуках, вдруг встали после первого куплета и в наступившей тишине, стоя, слушали песню. Потом песню требовали повторить ещё и ещё, пытаясь подпевать, запомнить слова, увезти с собой вместе с улыбкой матери, жены, любимой…
3-й ученик:
Вновь и вновь – пять раз подряд! - пел ансамбль Священную войну. Её пели повсюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлёвских курантов она звучала по радио. Шли солдаты. А рядом звучала песня:
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна,
Идёт война народная,
Священная война!
4-й ученик:
Война и поэзия… Казалось бы, нет противоречивей понятий. Но вопреки старинной поговорке Когда говорят пушки, музы молчат в годы суровых испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием, разящим врагов. Слово на войне иногда стоило жизни, зато оно как никогда было весомо.
2-й чтец:
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
2-й ученик:
Песни нужны были всем: солдатам, они помогали в трудную минуту, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми. Воевал весь народ, воевала и песня. В песнях, в поэзии военных лет люди черпали душевные силы.
Учитель:
- Ребята, кто из вас знает стихи и песни, которые были написаны на войне
или о войне?
(Дети читают с места стихотворение К.Симонова Ты помнишь, Алёша, Д.Самойлова Сороковые роковые)
2-й архивариус:
Эта песня написана в победном 45-м году к годовщине Октябрьской революции. Нужна была песня о том, что совершил наш народ за долгие, тяжёлые военные годы, песня о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Авторы этой песни, поэт Лев Ошанин, композитор Анатолий Новиков, сами не раз побывали на фронте и написали до этого немало песен о войне. Замысел этой песни родился, когда они, застигнутые бомбёжкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха эх!, потом родилась и вся песня. И слова, и музыка доходили до сердца каждого слушателя. Ведь это была песня-воспоминание о том, чего позабыть нельзя, о трудных, опасных дорогах войны.
(Дети исполняют песню А. Новикова на стихи Л. Ошанина Эх, дороги)
4-й ученик:
77 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но её отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней граждан нашей страны унесла эта война. Нет в России ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на Победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.
3-й чтец:
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы плечом к плечу
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех мы за ценой не постоим.
1-й ученик:
За ценой не стояли, бились насмерть наши воины. Одно из самых героических сражений Великой Отечественной войны - Сталинградская битва. В жестоком сражении наши люди проявили личный и коллективный героизм, который приводил врага в замешательство. Немцам были непонятны причины массового героизма, его корни, его истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха. Не было предела самоотверженности, силе воли, мужеству защитников Сталинграда. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление
к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу.
2-й ученик:
Вот несколько примеров из хроники Сталинградской битвы:
Михаил Паникаха участвовал в бою в составе 193-й стрелковой дивизии, которая удерживала натиск вражеской пехоты, 60 танков и 1700 самолётов врага. Паникаха подбивал танки из противотанкового пулемёта. Когда кончились патроны, он взял две бутылки с горючей смесью и пошёл навстречу головному танку. По Михаилу стреляли. Пуля попала в бутылку, одежда бойца загорелась. Горящий боец бросился на моторное отделение вражеского танка и уничтожил его. Уцелевшие танки повернули назад. Атака была отбита.
3-й ученик:
Особо хочется сказать о медицинских сёстрах. Это были девушки 18-20-25 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сёстрами милосердия.
4-й чтец:
Когда, упав на поле боя,
И не в стихах, а наяву,
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву.
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра,
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мёртвою водой.
Как будто надо мной Россия
Склонилась русою косой.
3-й ученик:
Вам, конечно известно имя Гули Королёвой. Полная жизни и энергии девушка пошла на фронт добровольцем. 24 ноября 1942 года во время боя она вынесла сто раненых воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а в критический момент боя повела за собой потерявших веру в успех бойцов. Дважды раненая, она не оставляла поля боя, лично уничтожила 15 фашистов и погибла смертью героя.
4-й ученик:
Война издревле - дело мужское. Но на этой войне женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из снайперки, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей.
4-й чтец:
Я только раз видала рукопашный
Раз наяву. И сотни раз во сне,
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1-й ученик:
Наши деды были великие люди: защищали Родину, крепко дружили, любили шутку, умели честно и преданно дружить.
(Дети исполняют песню В землянке,
муз. К. Листова, сл. А. Суркова)
3-й архивариус:
У этой песни замечательная история. Уже в первые дни войны поэт Алексей Сурков добровольцем уйдя на фронт, был направлен военкором в газету Красноармейская правда. Поэт Алексей Сурков в конце ноября 1941 года после тяжёлого боя под Истрой, в своём потрёпанном блокноте пытался сделать наброски будущей статьи, однако вместо черновика репортажа у журналиста стали рождаться стихи, в которых, обращаясь к своей любимой жене Софье Кревс, поэт поведал о том, что ему пришлось пережить. Так появилось четыре строфы, вскоре ставшие знаменитой песней, начинающейся словами Бьётся в тесной печурке огонь... Так бы и остались эти 16 строчек частью письма, но в феврале случай свёл поэта с композитором Константином Листовым, который попросил у Суркова что-нибудь, на что можно написать песню. Через неделю песня В землянке была готова. Первым исполнителем был сам Листов, спевший её под гитару. А потом эта песня стала часто звучать по радио, в концертах фронтовых бригад. Лучшая награда для поэта и композитора - признание их детища, когда песня согревает солдатские сердца, становится задушевной спутницей человека на войне, вселяет в него веру, надежду, поднимает в атаку.
2-й ученик:
Вскоре солдаты стали посылать домой стихотворные письма, в которых легко узнавались интонация, отдельные слова, а то и целые строфы Землянки. Только менялись географические координаты:
Про тебя мне шептали кусты
В белорусских полях под Имгой…
И на фронт полетели треугольные письма от жён и подруг со словами поддержки, нежной любви, желанием ободрить любимого, укрепить его силы:
Ветер, вьюга, снега и метель.
Ночь морозная смотрит в окно
Я б хотела к тебе прилететь,
Не видала тебя я давно.
Не грусти, не печалься, родной,
Пусть огонь не погаснет в груди -
Я в холодной землянке с тобой,
И победа нас ждёт впереди.
Учитель:
Поэзия военных лет, стихи и песни о войне, созданные уже после Победы, это же настоящая энциклопедия войны, её трагический и необыкновенно высокий патриотический пафос, рождённый мужеством, стойкостью, целеустремлённостью воюющего народа. Иное короткое стихотворение рассказывает о человеке, добывшем победу, больше и лучше, чем большая повесть. Я хочу прочитать стихотворение М. Исаковского Враги сожгли родную хату.
(звучит стихотворение М. Исаковского Враги сожгли родную хату.)
За глубину чувства, за горькую правду о войне, за память о прошлом, которое нельзя забыть, любят наши люди эти стихи и песни.
4-й чтец:
Отгремела война,
Уж давней историей стала.
А никак не отпустит
Тревожную память бойца.
От фугасов и мин
Мы очистили наши кварталы,
Но какой же сапёр
Разминирует наши сердца?
(В.Кочетов)
(Дети исполняют песню муз. А. Пахмутовой, сл. А. Эшпая Москвичи)
3-й ученик:
С каждым годом всё дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, те великие годы страдания и мужества, редеют ряды ветеранов, даже те, что были тогда детьми, стали седыми…Но никогда не забудет наш народ и все честные люди Земли подвига наших дедов, отстоявших мир на планете, подаривших многим поколениям покой, солнце, счастье.
Великой Победе посвящён наш урок, и я предлагаю закончить его замечательной песней Давида Тухманова День Победы. Она была создана на стихи поэта Владимира Харитонова к 30-летию Победы. В ней, как в капле росы отражается солнце, отразились и радость наша, и скорбь, потому, что действительно, 9 Мая - праздник необычный: он – со слезами на глазах, где праздничные букеты соседствуют с траурными венками, где печаль о тех, кто уже никогда не вернётся и только наша благодарная память делает их вечно живыми.
5-й чтец:
Ёще стояла тьма немая,
В тумане плакала трава,
Девятый день большого мая
Уже вступил в свои права.
Был грохот радости неистов,
Плясать пустился лейтенант.
Не рокотали стайки Яков
Над запылавшею зарёй,
И кто-то пел,
И кто-то плакал,
И кто-то спал в земле сырой.
Вдруг тишь нахлынула сквозная,
И в полновластной тишине
Спел соловей,
Ещё не зная,
Что он поёт не на войне.
(И.Радченко)
(Дети и гости встают и исполняют песню Д. Тухманова
на сл. В. Харитонова День Победы)
Учитель:
Я благодарю всех, кто был сегодня у нас на уроке: гостей, и вас, дети.
Я думаю, этот час мужества, памяти сделал нас добрее, чище и ближе друг другу. Иначе и быть не может. Ведь, побеждая, героическое поколение сороковых–роковых прошлого века созидало будущее: гуманное, разумное, доброе, на века.
Участники литературно-музыкальной композиции
выходят под песню Солнечный круг
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз