Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Литературные произведения как средство воспитания гуманистических ценностей | Иванова Елена Александровна. Работа №352589

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена роли литературных произведений в воспитании гуманистических ценностей у школьников. Рассматривается, как классическая и современная литература способствует формированию у учащихся уважения к правам человека, сострадания, любви к ближнему и другим фундаментальным гуманистическим принципам. Обсуждаются подходы к использованию произведений для развития этических ориентиров у школьников на уроках литературы и в процессе внеурочной деятельности. Приводятся примеры произведений, которые особенно эффективно воздействуют на формирование гуманистического мировоззрения.

Ключевые слова: литература, гуманистические ценности, воспитание, нравственное воспитание, школьники, гуманизм, этика, литературные произведения.

Литературные произведения как средство воспитания гуманистических ценностей

 

Иванова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10» д. Большое Седельниково

 

Аннотация. Статья посвящена роли литературных произведений в воспитании гуманистических ценностей у школьников. Рассматривается, как классическая и современная литература способствует формированию у учащихся уважения к правам человека, сострадания, любви к ближнему и другим фундаментальным гуманистическим принципам. Обсуждаются подходы к использованию произведений для развития этических ориентиров у школьников на уроках литературы и в процессе внеурочной деятельности. Приводятся примеры произведений, которые особенно эффективно воздействуют на формирование гуманистического мировоззрения.

Ключевые слова: литература, гуманистические ценности, воспитание, нравственное воспитание, школьники, гуманизм, этика, литературные произведения.

 

Литературные произведения играют огромную роль в формировании мировоззрения и воспитании нравственных и гуманистических ценностей у школьников. Именно через литературу учащиеся могут лучше понять и осмыслить ключевые аспекты человеческой жизни: доброту, справедливость, сострадание, ответственность, а также уважение к правам и свободам человека. Через образы героев, их поступки, отношения с окружающими и внутренние конфликты, школьники постигают сложные этические вопросы, формируют свою систему ценностей. Литература в школе должна быть не только предметом для изучения, но и мощным инструментом воспитания.

Гуманистические ценности как основа морального воспитания школьников являются важной составляющей образования. Это концепция, которая утверждает ценность человека как личности, его права на свободу, достоинство и счастье. Литературные произведения, особенно классика, являются мощным зеркалом человеческой природы, через которое учащиеся могут увидеть идеалы и антиподы этих идеалов. Важно, чтобы уроки литературы помогали школьникам не только понимать текст, но и задавать вопросы, искать ответы, сопоставлять действия героев с их собственными переживаниями и жизненным опытом.

Один из ярких примеров того, как литература воспитывает гуманистические ценности, можно увидеть в произведениях, изображающих героизм и сострадание. Классическая литература, такая как романы Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. Н. Толстого, воспевает нравственные победы, возвышение духа человека через моральные испытания. Например, в романе «Война и мир» Л. Н. Толстой рисует образы героев, которые, несмотря на пережитые страдания и жестокость войны, сохраняют в себе человеческое достоинство и способность к любви и милосердию. Образ Пьера Безухова, его поиски смысла жизни и отношения к людям в момент, когда он становится свидетелем страданий и насилия, отражают важнейшие принципы гуманизма. На уроках литературы можно обратить внимание школьников на эти глубокие нравственные поиски героев, помочь им увидеть, как любовь, уважение к ближнему и умение прощать могут быть высокими нравственными ценностями, которые всегда находят отклик в сердце читателя.

Не менее важным является использование произведений, показывающих нравственные дилеммы и человеческую слабость. Например, в «Преступлении и наказании» Достоевский исследует конфликт между моралью и законами общества, между долгом и личными переживаниями. Главный герой, Родион Раскольников, несмотря на свои теоретические рассуждения о праве на преступление ради благой цели, в конечном итоге осознает всю тяжесть моральной ответственности. Этот процесс осознания может стать важным уроком для школьников, заставляя их задуматься о том, как личная совесть и внутренний голос важны при принятии решений. Анализ подобных произведений помогает развить у школьников чувство моральной ответственности и уважение к законам, как внешним, так и внутренним.

Современная литература также играет важную роль в воспитании гуманистических ценностей, она помогает учащимся осмысливать актуальные вопросы нашего времени, такие как толерантность, борьба с социальной несправедливостью, уважение к правам других. Примером может служить роман Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик», который затрагивает вопросы человеческого достоинства, толерантности, веры и религиозной свободы. Через образы героев, переживающих личные и общественные конфликты, школьники могут понять важность уважения к свободе другого человека, его правам на выбор и на жизнь, независимо от его религии, этнической принадлежности или социальных взглядов.

Кроме того, большое значение в формировании гуманистических ценностей имеют произведения, посвященные теме семьи и отношений между поколениями. К примеру, произведения Астрид Линдгрен, такие как «Пеппи Длинныйчулок» и другие, могут помочь детям осознать важность честности, независимости, но в то же время уважения к старшему поколению и традициям. Эти произведения учат ценить доброту и честность, воспитывая в детях гуманистические идеи.

Использование литературы для воспитания гуманистических ценностей предполагает не только чтение и анализ текста, но и активное вовлечение школьников в обсуждение моральных вопросов. На уроках литературы необходимо создавать атмосферу, где каждый ученик может высказать свое мнение, обсудить поступки героев, сопоставить их с собственными жизненными установками. Важно, чтобы учитель литературы не просто давал готовые ответы на вопросы, но и направлял учащихся на поиск решений, чтобы каждый ученик мог самостоятельно прийти к пониманию сложных моральных и этических вопросов.

Таким образом, внедрение гуманистических ценностей через литературу требует от учителя внимательности, чуткости и умения вовлекать детей в живое обсуждение. Литература предоставляет ученикам возможность не только развивать интеллект, но и формировать их моральные ориентиры, основанные на уважении, любви и заботе о других. В конечном итоге, воспитание через литературу помогает создавать поколение людей, способных к эмпатии, толерантности и уважению к правам каждого человека.

 

 

Список литературы

Акчулпа

нова

А. А. К проблеме формирования гуманистического идеала у старшеклассников на уроках родной литературы // Вестник

Башкирск

. ун-та. 2015.

№2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-formirovaniya-gumanisticheskogo-ideala-u-starsheklassnikov-na-urokah-rodnoy-literatury

Здвижкова

Е. А. Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы / Е. А.

Здвижкова

. — Текст

:

непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 2 (5). — С. 6-9. — URL:

https://moluch.ru/th/2/archive/27/808/

Исак

В. Ю.

, Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в процессе изучения художественной литературы //

Kant

. 2019. №3 (32).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-starsheklassnikov-v-protsesse-izucheniya-hudozhestvennoy-literatury

Мацько

Д. С. Изучение литературы как способ формирования гуманистических ценностей будущих учителей (на примере литературы Англии) // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. №2 (11). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-literatury-kak-sposob-formirovaniya-gumanisticheskih-tsennostey-buduschih-uchiteley-na-primere-literatury-anglii

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×