Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Логические блоки Дьенеш в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога | Жунёва Мария Григорьевна. Работа №333010

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Конспект мастер-класса для педагогов по использованию логических блоков Дьенеша в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ментальными нарушениями. В конспекте представлены  игровые задания-упражнения с логическими блоками Дьенеша. Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования  их в работе с детьми в любой режимный момент, а так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий, в зависимости от усвоения детьми определенного количества признаков. Игры с блоками Дьенеша вызывают интерес к обучению, расширяют словарный запас и способствуют интеллектуальному развитию ребенка.

Использование логических блоков Дьенеша в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ментальными нарушениями

Мастер-класс для педагогов

Сегодня я познакомлю Вас с логическими блоками Дьенеша, которые использую в работе по формированию элементарных математических представлений детей. Разработал логические блоки Золтан Дьенеш - всемирно-известный венгерский профессор, математик, создатель авторской методики обучения детей, которая заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, формы, объема и размера. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

В занятиях с блоками Дьенеша используются карточки, на которых в символической форме содержится информация о признаках фигуры (цвет, размер, форма, толщина) : цвет обозначается пятном; размер – силуэт домика (большой, маленький); форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный); толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Кроме карточек, на которых изображены свойства фигуры, существуют карточки с отрицанием свойств: например «не синий-не маленький - не тонкий»…

Блоки Дьенеша способствуют развитию таких мыслительных операций как внимание, память, обобщение, зрительное восприятие, классификация, сериация, группировка предметов по свойствам, пространственные представления, исключение лишнего предмета, конструирование.

Знакомство с блоками Дьенеша

На начальном этапе дети знакомятся с блоками Дьенеша путём обследования предметов. Самостоятельно в свободной форме изучают их в  виде игры.

После этого мы учим находить блоки по одному признаку – например, по цвету или форме. Предложите ребенку сложить в коробочку только красные (синие, желтые ) блоки. Затем задание можно усложнить.

После того как ребенок находит свободно блоки по одному признаку, мы учим находить блоки по двум признакам – например, по цвету и форме.

На любом этапе изучения признаков, новый признак можно добавлять только когда ребенок свободно ориентируется в блоках по пройденным признакам.

После того, как дети усвоили все три признака и легко в них ориентируются, добавляем признак толщину. Человек, изображенный на карточке, обозначает признак толщины. Если человек изображен толстый, то и блок нам нужен толстый. Если человек изображен тонкий, то и блок нам нужен будет тонкий.

Когда дети легко ориентируются во всех 4 признаках, тогда мы можем добавить карточки с отрицанием свойств: например «не толстый- не красный-не маленький»

Для игровой формы с детьми можно использовать карточки – схемы, с помощью которых детям очень легко ориентироваться в блоках.

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).

Игровое задание 1.

Выложите дорожку из 6 блоков. Рядом выложите другую дорожку, чтобы блоки были другого цвета, (другой формы, другого размера).

Игровое задание 2.

Найдите блок по трем признакам. Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок. Многоэтажный дом обозначает признак большого размера блока. Одноэтажный дом с одним окном - признак маленького размера блока, на карточке указаны цвет и форма предмета.

(выполнение задания по карточкам)

- Вы выложили ряд из геометрических фигур, сосчитайте их. - Назовите первую (третью, последнюю) фигуру в ряду. - Покажите все квадраты (круги, треугольники, прямоугольники) и назовите их цвет и размер.

 

Игровое задание 3.

Дидактическая игра «Засели домик»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур,

классифицировать.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением

Домиков.

Ход игры: Перед детьми таблица. Ребенку нужно помочь каждой

фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-символы.

 

Задание:

Найдите блок по четырем признакам – цвету, форме, величине, объему. Внимательно посмотри на закодированные карточки, расшифруй их, выложи на каждую карточку соответствующий блок. Многоэтажный дом обозначает признак большого размера блока. Одноэтажный дом – признак маленького размера блока. Также на карточке указаны цвет, форма и толщина предмета.

Знакомство педагогов с игровым пособием «Цвет, форма, размер».

На основе блоков Дьенеша я изготовила дидактическое игровое пособие «Цвет, форма, размер». Цель: развитие восприятия цвета, формы и величины предметов, умения ориентироваться на три признака одновременно. Содержание: необходимо по карточке-схеме правильно подобрать фигуру по размеру, цвету и форме.

Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, вызывает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X