«Логико-математическое развитие детей старшей группы ДОО» | Распопова Нина ивановна. Работа №312941
В старшем возрасте продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму
прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Главное задачей современной системы образования является раскрытие способности каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение использовать информационные технологии, обучение в течение всей жизни.
«Логико-математическое развитие детей старшей группы ДОО»
«Логико-математическое развитие детей старшей группы ДОО»
Цель:
- способствовать развитию познавательной активности и логических способностей детей.
-формировать стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Создавать условия для развития познавательных способностей и логического мышления;
- Развить и совершенствовать работу мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнивание, классификации, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.
Под логико-математическим развитием понимается детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией математического содержания. По мнению исследователей (Ж. Пиаже, Г. Дональдсон и др., логико-математическое познание окружающего мира представлено освоением ребенком пространственных признаков (расположение объектов, классификации и количества.
В старшем возрасте продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства.
Главное задачей современной системы образования является раскрытие способности каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение использовать информационные технологии, обучение в течение всей жизни.
Математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует развитию критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые во многом определяют успешность результативность деятельности ребенка в познании мира вне и внутри себя.
В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка.
Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, в воображение и мышление, создают положительную атмосферу. Многие современные игры способствуют развитию у детей умений действовать последовательно, пользоваться символами. Однако в практике ДОУ логико-математические игры во всем своем многообразии чаще всего используются бессистемно и единично. К важнейшим дидактическими пособиями логико-математического развития дошкольников, которые представляют собой единую, последовательную систему внедрения в педагогический процесс, относятся:
- Логические блоки Дьенеша и их плоский вариант.
- Цветные палочки Кюизенера и их плоскостной вариант.
- Наглядно-дидактические пособия для игр с блоками и палочками.
Как известно, в дошкольном образовании наиболее популярны игровые методы.
Процесс логико-математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен активизировать мыслительную деятельность, позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».
Пентамино – очень популярная игра и головоломка одновременно. Элементы в игре – плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. Всего в игре участвует 12 элементов. На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют его в конце, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах.
Математический планшет - это дидактическая игра в виде квадратного поля со столбцами, на которые натягиваются разноцветные резиночки. Некоторые производители называют данную развивающую игру иначе, например, "Геометрик" или "Волшебная доска". Игры с математическим планшетом влияют на правильное развитие мелкой моторики ребенка, его логическое и творческое мышление, а также развивают сенсомоторную память, воображение, усидчивость и внимание, что немаловажно для будущего школьника. Уникальная развивающая игра научит ребенка работать по предложенным схемам, которые можно найти в специальных пособиях. Во время работы со сказками, стихами, загадками активно развивается речь. Решение разного вида задач формирует познавательные способности ребенка. Нацепляя резиночки на штырьки, малыш совершенствует мелкую моторику рук.
Развивающее игровое обучение детей дошкольного возраста является составной частью педагогического процесса в детском саду и направлено на формирование развитой личности. Это сложный и длительный процесс, планомерно осуществляемый на занятиях и в повседневной жизни: в играх, труде, быту. Ведущее место в дошкольном обучении занимают наглядные и практические методы, а также игровые приемы в сочетании со словом воспитателя.
Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета, дети учатся догадываться, доказывать.