Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Логико-математическое развитие Геометрические фигуры (для дошкольников) | Чурикова Ирина Владимировна. Работа №340294

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.

Особенности формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Знакомство дошкольников с геометрическими фигурами в процессе

освоения элементарных математических представлений начинается со второй

младшей группы. Формирование у детей геометрических представлений имеет очень важное значение для сенсорного и умственного развития детей дошкольного возраста.

Развитие восприятия ребенка и формирование представления о внешних свойствах предметов – это сенсорное развитие ребенка. Трудно переоценить сенсорного развития ребенка в раннем дошкольном возрасте. Потому что именно в данном возрасте наблюдается совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений из окружающей среды.

Классическая система обучения М. Монтессори и Ф. Фрёбеля представляют методику ознакомления детей с геометрическими фигурами. До сих пор в качестве дидактического материала используются «Дары» Ф. Фрёбеля.

Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего

мира. На основе образов восприятия в последствие строятся другие формы

познания: мышление и память. Известно, что очень интенсивно происходит

развитие ощущений и восприятия в дошкольном возрасте. Ведь в процессе

непосредственного восприятия легче формируются правильные представления о предметах, в частности об их форме. В ходе сенсорного восприятия определенные свойства предметов, для данного случая эта форма предмета, переходят в объект специально организованного восприятия, результатом которого должно стать успешное овладение ими и создание основ для эффективного формирования разнообразных видов деятельности у детей дошкольного возраста (продуктивно-творческой, трудовой, игровой).

Освоение основных форм и их словесное обозначение облегчают ребенку ориентацию в окружающем мире. Встретившись, например, с предметом той или иной формы, ребенок может в состоянии связать ее с изученными и основными формами, выделить сходство и различие: «Это похоже накубик». Полученные умения и знания способствуют для детей правильному анализу различных форм предметов и воспроизводству их в рисунках, постройках. Данные главные формы выделяются в качестве эталонов, образцов, которые представляют для детей возможность разобраться для детей во всем многообразии форм и предметов.

Знакомство детей с геометрическими фигурами происходит в несколько этапов:

1.     Показ фигуры педагогам с обозначением ее названия.

2.     Обратная реакция детей - взаимный показ этой же фигуры.

3.     Поиск фигуры среди остальных.

4.     Обследование геометрической фигуры.

5.     Обозначение признаков геометрической фигуры.

6.     Сравнение фигуры с другими.

7.     Выполнение практических действий с заданной фигурой.

Определенный порядок имеет и сравнение геометрических фигур.

Сравниваются следующие параметры: цвет, размер, сходные качества, отличительные черты.

Таким образом, освоение формы предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста, происходит посредством сенсорного восприятия, в результате которого отмечается успешное овладение основными формами и их словесным обозначением.

 

 Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить логико - математческие игры. Это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности.

Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.

Классификация логико-математических игр

Е. А. Носова

- игры на выявление свойств - цвета, формы, размера, толщины

- на освоения детьми сравнения, классификации и обобщения

- на овладение логическими действиями и мыслительными операциями

З.А. Михайлова представила классификацию логико-математических игр по цели и способу достижения результата

1) игры на плоскостное моделирование (головоломки):

- классические: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино» и др.;

- современные: «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Чудесный круг», «

- игры со спичками (на преобразование, трансфигурацию);

2) игры на воссоздание и изменение по форме и цвету:

- рамки-вкладыши М. Монтессори, «Сложи узор», «Цветное панно»,

3) игры на подбор карточек по правилу с целью достижения результата (настольно-печатные):

- «Логические цепочки», «Логический домик», «Логический поезд», «Сложи сам»;

4) игры на объемное моделирование (логические кубики, «Кубики для всех»):

- «Уголки» «Собирайка» (№ 2), «Эврика» (№ 3), «Фантазия» (№ 4), «Загадки» (№ 5), «Тетрис» (объемный);

5) игры на соотнесение карточек по смыслу (пазлы):

- «Ассоциации», «Цвета и формы», «Играя, учись»,

6) игры на трансфигурацию и трансформацию (трансформеры):

- «Игровой квадрат», «Змейка», «Разрезной квадрат», «Цветок лотоса»,

7) игры на освоение отношений (целое - часть)

- «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник»,

Гуминюк Светлана Андреевна

- развлекательные игры: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды,

- логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-3 признакам, логические задачи

- обучающие упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же»,

Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе занятия, она не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.

Использование логико-математических игр способствует реализации следующих целей:

1.     Активизация умственной деятельности детей.

2. Развитие основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.

3 . Формирование основ творческого мышления.

4.  Развитие эмоционально-волевой сферы.

5 . Развитие коммуникативных навыков.

6.  Повышение интереса детей к математике.

7.  Развитие и систематизация знаний, умений, представлений.

8.  Повышение успешности учебной деятельности детей в школе.

Для успешного использования логико-математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями:

Создание предметно-развивающей среды.

Систематизация игр в планировании.

Уровень сенсорного развития дошкольников.

Индивидуально-дифференцированный подход (система дифференцированных заданий).

Тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников: дети творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития интеллекта. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Значение

Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность проявлению элементарной творческой и познавательной активности.

 Логико - математические игры способствуют освоению детьми эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, масса, моделей образов, представлений речи;

накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.

Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка.

 К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×