Логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи | Ицкова Евгения Михайловна. Работа №350726
Аннотация. Статья посвящена особенностям логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Рассматриваются причины и признаки этого нарушения, а также методы и подходы, применяемые логопедом для коррекции данного дефекта. Особое внимание уделяется важности ранней диагностики и комплексного подхода в работе с детьми, а также разработке индивидуализированных программ коррекционного воздействия, направленных на развитие фонематического слуха, правильного произношения и грамматического строя речи.
Ключевые слова: логопедическая работа, старший дошкольный возраст, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, коррекция речи, фонематическое восприятие, произношение, речевое развитие.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Ицкова Евгения Михайловна, учитель-логопед
МАДОУ детский сад «Родничок», Брянская область, г. Жуковка
Аннотация. Статья посвящена особенностям логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Рассматриваются причины и признаки этого нарушения, а также методы и подходы, применяемые логопедом для коррекции данного дефекта. Особое внимание уделяется важности ранней диагностики и комплексного подхода в работе с детьми, а также разработке индивидуализированных программ коррекционного воздействия, направленных на развитие фонематического слуха, правильного произношения и грамматического строя речи.
Ключевые слова: логопедическая работа, старший дошкольный возраст, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, коррекция речи, фонематическое восприятие, произношение, речевое развитие.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это одно из наиболее часто встречающихся нарушений у детей дошкольного возраста. Оно характеризуется различными трудностями в восприятии и воспроизведении звуков речи, что затрудняет овладение речью в целом. Раннее выявление таких нарушений и корректировка их с помощью логопедических мероприятий становится важнейшей задачей специалистов, работающих с детьми этого возраста. Старший дошкольный возраст является решающим этапом в развитии речи, и именно в этот период можно эффективно воздействовать на устранение фонетико-фонематических нарушений.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи затрудняет восприятие и различение звуков, что в свою очередь влияет на произношение и способность правильно воспринимать речь окружающих. У детей с этим нарушением наблюдается трудность в восприятии фонем как единиц языка, что приводит к неправильному произношению звуков, их замене, пропуску или искажению. Это нарушение также затрудняет обучение детей чтению и письму, так как фонематическое восприятие является основой для овладения этими навыками.
Одним из важнейших аспектов логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста является диагностика уровня фонематического восприятия. Это включает в себя не только выявление дефектов произношения, но и анализ способности ребенка различать и опознавать звуки речи. Задача логопеда — разработать программу, направленную на развитие навыков фонематического слуха, который необходим для правильного восприятия и употребления фонем в речи.
Коррекционная работа начинается с диагностики, которая позволяет выявить уровень развития речи ребенка и определить, какие именно звуки и их сочетания являются проблемными. Далее логопед разрабатывает индивидуальные упражнения и задания, направленные на развитие фонематического восприятия, правильного произношения, а также коррекцию нарушений грамматического строя речи. Применение различных техник и методов, таких как артикуляционная гимнастика, звуковой анализ, игры с буквами и звуками, способствует устранению дефектов произношения и улучшению восприятия речи.
Логопедическая работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, часто включает в себя использование зрительных и слуховых стимулов, которые помогают ребенку лучше усваивать звуковые различия. На начальных этапах коррекционной работы логопед может использовать простые игровые задания, где дети учат различать звуки по признакам, используя картинки, предметы и другие наглядные средства. Преимущество таких заданий в том, что они делают процесс обучения доступным и интересным для ребенка, вовлекая его в активное участие в коррекционном процессе.
Важным аспектом работы является развитие артикуляционной базы ребенка. Нарушения произношения часто являются результатом неправильной работы речевого аппарата, поэтому упражнения, направленные на улучшение артикуляции, становятся неотъемлемой частью коррекционного процесса. Логопед использует различные игры и задания для тренировки мышц губ, языка и лица, что способствует улучшению четкости произношения и развитию навыков правильной артикуляции звуков.
Одним из ключевых элементов работы с детьми старшего дошкольного возраста является методика игры, которая помогает детям не только освоить звуки, но и научиться правильно использовать их в речевом потоке. Игровые методы обучения делают процесс коррекции более естественным и эффективным. Например, логопед может использовать дидактические игры, которые позволяют детям учить звуки, слушая их в разных контекстах, с различными интонациями и в игровой форме. Задания могут включать в себя создание слов, использование звуков в предложениях и даже импровизированные диалоги, что способствует активному включению детей в процесс обучения.
Коррекционная работа должна быть комплексной, включая не только занятия с логопедом, но и активное вовлечение родителей. Родители играют важную роль в поддержке процесса коррекции, создавая необходимые условия для ежедневной тренировки и развития речи ребенка в домашних условиях. Взаимодействие логопеда и родителей помогает ребенку более эффективно преодолевать трудности и ускоряет процесс нормализации речевого развития. Регулярное выполнение домашних заданий, повторение звуковых упражнений, чтение с родителями и игра с речевыми материалами являются важными компонентами успешной работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Дети старшего дошкольного возраста, несмотря на существующие речевые нарушения, обладают огромным потенциалом для развития. Важно создать для них условия, при которых они смогут преодолеть проблемы с фонематическим восприятием и научиться правильно произносить звуки. Логопедическая работа в старшем дошкольном возрасте должна быть направлена на развитие не только фонематического восприятия, но и на формирование уверенности ребенка в своих силах. С помощью индивидуальных и групповых занятий, творческих и игровых подходов, логопед может значительно улучшить речевое развитие детей, что поможет им успешно адаптироваться в школьной жизни и преодолеть трудности в обучении чтению и письму.
Таким образом, логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи представляет собой важный и многогранный процесс. Этот процесс включает в себя диагностику, разработку индивидуальных программ коррекции, активное использование игровых методов и вовлечение родителей в процесс. Раннее вмешательство и комплексный подход позволяют эффективно развивать фонематическое восприятие и преодолевать речевые нарушения, что имеет огромное значение для дальнейшего образовательного успеха ребенка.
Список литературы
1. Заскалова К. С. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи / К. С. Заскалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 573-575.
2. Кравчук Л. А. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников посредством проектного метода через взаимодействие с родителями / Л. А. Кравчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 143-144.