Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи | Дзюба Евгения Евгеньевна. Работа №346617
Аннотация. В статье рассматривается значение логопедической ритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). Логопедическая ритмика – это методика, сочетающая в себе речевую коррекцию с двигательными упражнениями, направленными на развитие речевых и моторных навыков. Статья описывает роль ритмических упражнений в формировании правильной речи, их влияние на развитие моторики, координации движений и фонематического восприятия. Представлены основные направления работы логопеда с детьми в рамках этой методики, а также практические рекомендации по использованию ритмических упражнений для коррекции ОНР в условиях детского сада.
Ключевые слова: логопедическая ритмика, общее недоразвитие речи, коррекция речи, ритмические упражнения, детский сад, развитие речи, моторные навыки, фонематическое восприятие, логопед.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Дзюба Евгения Евгеньевна, учитель-логопед
МКДОУ Детский сад № 21 "Радуга", Ставропольский край,
с. Кочубеевское
Аннотация. В статье рассматривается значение логопедической ритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). Логопедическая ритмика – это методика, сочетающая в себе речевую коррекцию с двигательными упражнениями, направленными на развитие речевых и моторных навыков. Статья описывает роль ритмических упражнений в формировании правильной речи, их влияние на развитие моторики, координации движений и фонематического восприятия. Представлены основные направления работы логопеда с детьми в рамках этой методики, а также практические рекомендации по использованию ритмических упражнений для коррекции ОНР в условиях детского сада.
Ключевые слова: логопедическая ритмика, общее недоразвитие речи, коррекция речи, ритмические упражнения, детский сад, развитие речи, моторные навыки, фонематическое восприятие, логопед.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это одна из наиболее распространенных речевых патологий у детей дошкольного возраста. ОНР характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического, лексико-грамматического), что значительно затрудняет как устное общение ребенка, так и его дальнейшую успешную учебную деятельность.
В системе коррекционной работы по устранению ОНР одним из эффективных методов является логопедическая ритмика – методика, которая объединяет коррекцию речи с двигательными упражнениями, ритмическими заданиями и музыкальным сопровождением. Логопедическая ритмика способствует не только формированию правильных речевых навыков, но и развитию моторики, координации движений, улучшению эмоциональной сферы и саморегуляции ребенка. Данная методика особенно эффективна для детей с ОНР, поскольку такие дети часто имеют нарушения в развитии мелкой и крупной моторики, что тесно связано с речевыми нарушениями.
Логопедическая ритмика выполняет сразу несколько важных функций в процессе коррекционной работы:
Развитие моторики. Дети с ОНР часто имеют задержки в развитии как мелкой, так и крупной моторики. Сочетание речевых упражнений с двигательными действиями (ходьба, бег, прыжки, движения руками и пальцами) стимулирует развитие моторики, что положительно сказывается на формировании речевых навыков. Развитие моторики связано с активизацией работы мозговых структур, что стимулирует развитие речевых центров.
Развитие ритмичности речи. Речь по своей природе ритмична, поэтому логопедическая ритмика учит детей воспринимать и воспроизводить ритм в движениях и в речи. Упражнения, направленные на выработку четкого ритма, помогают детям лучше овладевать интонацией, паузами, ударением в словах и фразах, что способствует правильному звукопроизношению и общему формированию речи.
Развитие координации речи и движений. Важным компонентом работы является синхронизация речевых и двигательных действий. Например, ребенок проговаривает слова или стихи, одновременно выполняя ритмические движения, что помогает ему координировать речевые и моторные навыки. Это особенно важно для детей с нарушениями звукопроизношения, у которых наблюдаются затруднения в плавности речи и координации движений.
Коррекция фонематического восприятия. Логопедическая ритмика помогает детям развивать фонематическое восприятие, то есть способность различать и воспроизводить звуки речи. Через ритмические игры дети учатся воспринимать разные звуковые и музыкальные ритмы, что положительно влияет на их способность различать речевые звуки.
Улучшение эмоциональной сферы и саморегуляции. Занятия логопедической ритмикой включают музыкальные и двигательные элементы, что делает процесс обучения увлекательным и мотивирующим для детей. Это снижает тревожность, улучшает настроение и способствует формированию положительного эмоционального фона, необходимого для успешной коррекции речи.
Работа по логопедической ритмике в системе коррекции ОНР включает несколько направлений:
Дыхательные и артикуляционные упражнения. Формирование правильного дыхания и работа с артикуляционными органами является важной частью логопедической ритмики. Дыхательные упражнения помогают ребенку научиться контролировать дыхание, что необходимо для четкого и плавного произношения звуков. Примеры упражнений: «дуем на мячик», «сдуваем свечу», «надуваем щеки», а также различные артикуляционные гимнастики для губ, языка, щек.
Ритмические игры и упражнения. Упражнения с акцентом на ритм помогают детям чувствовать темп речи. Это может быть ходьба под музыку с одновременным проговариванием слогов, пение песенок с ритмическими движениями, хлопки в ладоши, удары по музыкальным инструментам (барабаны, трещотки). Эти упражнения развивают чувство ритма, помогают в восприятии и воспроизведении речевых звуков.
Игры на координацию движений и речи. Одновременно с речевыми заданиями детям предлагается выполнять движения, требующие координации: прыжки на двух ногах с проговариванием стихов, передача мяча или других предметов по кругу с одновременным проговариванием звуков или слогов. Такие упражнения развивают чувство равновесия, координацию и синхронизацию речи и движений.
Развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук и пальцев важно для формирования речи, так как мелкие движения напрямую связаны с речевой активностью мозга. Упражнения включают задания с пальчиковыми играми, манипуляциями с мелкими предметами (шнуровки, кнопки, бусины), рисование, лепка. Эти занятия также сопровождаются проговариванием стихов или отдельных звуков.
Использование музыкальных элементов. Музыкальное сопровождение помогает детям лучше запоминать ритм, звуки и движения. Простые песенки, игры с музыкальными инструментами, движения под музыку помогают в развитии музыкально-речевой синхронизации.
Практические рекомендации для учителей-логопедов
Индивидуальный подход. При работе с детьми с ОНР важно учитывать их индивидуальные особенности. Необходимо варьировать задания по сложности, подбирая их в зависимости от уровня речевого и моторного развития ребенка. Упражнения должны быть посильными и интересными, чтобы поддерживать мотивацию.
Систематичность занятий. Для успешной коррекции речи занятия логопедической ритмикой должны проводиться регулярно. Оптимальная частота — 2–3 раза в неделю. Это обеспечивает постепенное закрепление речевых навыков и моторных умений.
Постепенность в усложнении заданий. Начинать следует с простых движений и звуков, постепенно усложняя упражнения. Например, на первых занятиях ребенок может выполнять простые движения под музыку и проговаривать отдельные звуки. Со временем задания усложняются: дети учатся сочетать более сложные движения с проговариванием слов и предложений.
Создание эмоционально положительной среды. Логопедическая ритмика должна быть увлекательной и приятной для детей. Эмоционально положительное отношение к занятиям помогает снизить тревожность и страх перед речью, что особенно важно для детей с нарушениями.
Вовлечение родителей в процесс. Для достижения наилучших результатов рекомендуется привлекать родителей к работе по логопедической ритмике. Родители могут выполнять простые ритмические упражнения дома, что укрепляет речевые навыки ребенка и поддерживает мотивацию.
Логопедическая ритмика является важным и эффективным методом коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Сочетание речевых упражнений с двигательными действиями способствует всестороннему развитию ребенка: улучшает речь, координацию, моторику, эмоциональную сферу и саморегуляцию. Важно, чтобы учителя-логопеды систематически использовали этот метод в своей практике, адаптируя упражнения к индивидуальным особенностям каждого ребенка и поддерживая его интерес к занятиям.
Список литературы
Акимова О.С. Коррекция звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи средствами логопедической ритмики // Теория и практика современной науки. 2019. №9 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-zvukoproiznosheniya-u-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-sredstvami-logopedicheskoy-ritmiki.
Акимова О.С. Использование средств логопедической ритмики в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика современной науки. 2019. №10 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sredstv-logopedicheskoy-ritmiki-v-kompleksnoy-korrektsionnoy-rabote-po-preodoleniyu-obschego-nedorazvitiya-rechi-u.