Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Логопедические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста | Страхова Марина Николаевна. Работа №347207. Номер работы: №347207

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассмотрены эффективные логопедические игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Лексико-грамматический строй речи является одной из важнейших составляющих полноценного речевого развития ребёнка, и его формирование требует применения различных методик и игровых приёмов. В статье представлены конкретные игры и упражнения, которые могут быть использованы логопедами в практике работы с детьми, имеющими нарушения речи. Особое внимание уделено роли игры в процессе коррекции и развития речи, а также практическим рекомендациям по внедрению игровых технологий в занятия с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: логопедические игры, лексико-грамматический строй речи, дошкольный возраст, развитие речи, логопедическая коррекция, грамматические навыки, лексика.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Страхова Марина Николаевна, учитель-логопед

МКОУ Киреевский ЦО 2 детский сад Лучик, Тульская область

 

Аннотация. В статье рассмотрены эффективные логопедические игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Лексико-грамматический строй речи является одной из важнейших составляющих полноценного речевого развития ребёнка, и его формирование требует применения различных методик и игровых приёмов. В статье представлены конкретные игры и упражнения, которые могут быть использованы логопедами в практике работы с детьми, имеющими нарушения речи. Особое внимание уделено роли игры в процессе коррекции и развития речи, а также практическим рекомендациям по внедрению игровых технологий в занятия с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: логопедические игры, лексико-грамматический строй речи, дошкольный возраст, развитие речи, логопедическая коррекция, грамматические навыки, лексика.

 

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста — важнейшая задача в процессе речевого развития. От правильного использования лексических и грамматических структур зависит не только успешное овладение родным языком, но и дальнейшее обучение в школе, развитие коммуникативных навыков и познавательной деятельности. Нарушения лексико-грамматического строя речи могут проявляться в различных аспектах: трудности в подборе слов, ошибки в согласовании существительных с прилагательными и глаголами, неправильное использование предлогов и других служебных частей речи.

Логопедическая работа по коррекции таких нарушений должна быть системной и включать разнообразные игровые методы, способствующие формированию у детей правильного лексико-грамматического строя речи. В статье рассмотрим основные игры и упражнения, которые могут быть использованы для коррекции и развития речи у детей дошкольного возраста.

Игра — основной вид деятельности дошкольников, и её использование в логопедической практике делает занятия более привлекательными и результативными. В игровой форме ребёнок легче осваивает сложные речевые навыки, так как игра стимулирует интерес, мотивацию и эмоциональную вовлечённость. Психологи и педагоги давно отметили, что в игре ребёнок действует активно, творчески, а значит, проще и эффективнее усваивает новые знания и умения.

Игры в логопедической практике могут быть направлены как на развитие фонематического восприятия и артикуляции, так и на овладение лексико-грамматическим строем речи. Игровая деятельность создаёт условия для практического использования новых речевых навыков в различных контекстах, что способствует их закреплению и автоматизации.

Логопедические игры и упражнения для формирования лексики

1. Игра «Что изменилось?»

Цель: Развитие способности различать предметы по признакам и называть их.

Описание игры: На столе перед ребёнком размещаются несколько предметов (например, игрушки, картинки с изображениями различных объектов). Логопед показывает ребёнку все предметы, затем просит его закрыть глаза и убирает один предмет. Открыв глаза, ребёнок должен назвать, чего не хватает. В дальнейшем можно усложнить задачу, добавив условие называть не только предметы, но и их признаки (например, «маленькая красная машинка» или «большая белая кукла»).

Польза для лексического развития: Игра развивает способность ребёнка к быстрому подбору лексических единиц, расширяет словарный запас и тренирует умение выделять и использовать признаки предметов.

2. Игра «Собери цепочку»

Цель: Формирование связной речи и последовательного изложения.

Описание игры: Логопед предлагает ребёнку по очереди называть слова, которые связаны по смыслу. Например, можно начать с названия какого-то предмета (машина), затем ребёнок должен назвать предмет, связанный с ним (бензин), и так далее. В результате образуется «цепочка» слов, связанных между собой.

Польза для лексического развития: Игра развивает логическое мышление, умение устанавливать смысловые связи между предметами и явлениями, а также способствует увеличению активного словаря.

3. Игра «Назови лишнее»

Цель: Развитие способности классифицировать предметы и выявлять общие признаки.

Описание игры: Логопед показывает ребёнку группу из четырёх предметов (например, яблоко, банан, груша, мяч) и предлагает определить, какой из них «лишний». Ребёнок должен обосновать свой выбор, например: «Мяч — лишний, потому что это не фрукт».

Польза для лексического развития: Эта игра учит ребёнка выделять общие признаки объектов и увеличивает способность к логической группировке предметов. Одновременно с этим происходит пополнение словаря.

Логопедические игры и упражнения для формирования грамматических навыков

1. Игра «Закончи предложение»

Цель: Формирование умения правильно строить предложения и использовать грамматические конструкции.

 

Описание игры: Логопед начинает предложение, а ребёнок должен его закончить. Например, логопед говорит: «Кошка сидит на...», и ребёнок добавляет: «стуле». Варианты можно усложнять, добавляя согласование существительных с прилагательными или глаголами.

Польза для грамматического развития: Игра помогает ребёнку усваивать грамматические нормы русского языка и развивать навыки правильного построения предложений.

2. Игра «Скажи по-другому»

Цель: Развитие навыков словообразования и изменения слов по грамматическим признакам.

Описание игры: Логопед предлагает ребёнку изменить форму слова в зависимости от ситуации. Например: «Собака бежит» — «Собаки бегут», «Я видел дом» — «Мы видели дома». Важно, чтобы ребёнок самостоятельно преобразовывал слова, следя за правильным согласованием.

Польза для грамматического развития: Эта игра учит ребёнка правильно изменять слова в зависимости от числа, падежа, времени и других грамматических категорий.

3. Игра «Кто где живёт?»

Цель: Формирование навыков использования предлогов и построения сложных предложений.

Описание игры: Логопед показывает картинки с изображением животных и различных мест (лес, дом, река, море) и задаёт вопросы, например: «Где живёт медведь?» — «Медведь живёт в лесу». Важно, чтобы ребёнок правильно использовал предлоги и согласовывал слова.Польза для грамматического развития: Игра помогает развивать умение правильно использовать предлоги в речи и строить сложные синтаксические конструкции.

Для успешного внедрения игровых методик в логопедическую практику важно учитывать несколько моментов:

 

1. Интерес ребёнка. Каждое занятие должно быть увлекательным и интересным для ребёнка. Поэтому важно использовать игровые формы, которые будут соответствовать его возрасту и интересам.

2. Системность занятий. Игры и упражнения должны быть не разовыми, а систематическими. Только регулярные занятия позволят достичь стойкого улучшения речевых навыков.

3. Индивидуальный подход. Учитывайте уровень речевого развития каждого ребёнка. Для некоторых детей задания могут оказаться слишком сложными или, наоборот, слишком простыми. Подбирайте игры в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

4. Постепенное усложнение. Начинать лучше с простых игр и упражнений, постепенно усложняя задания. Это позволит ребёнку постепенно осваивать новые лексико-грамматические структуры, не испытывая чрезмерного напряжения.

5. Эмоциональная поддержка. Не забывайте хвалить ребёнка за успехи, даже самые незначительные. Позитивное подкрепление создаёт у ребёнка уверенность в своих силах и стимулирует дальнейший прогресс.

В заключение можно отметить, что логопедические игры и упражнения являются важным элементом коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Игровая деятельность не только облегчает процесс обучения, но и делает его более увлекательным и эффективным для ребёнка. Логопеды, активно использующие игровые методики, могут значительно улучшить речевые навыки детей и подготовить их к успешному обучению в школе. Правильная организация занятий, использование разнообразных игр и упражнений, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку позволят достичь высоких результатов в коррекции речевых нарушений.

 

 

 

Список литературы

 

1.Бурачевская, О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста / О. В. Бурачевская. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч.конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 113-117.

2.Гордеева И. А. Интерактивные развивающие игры с использованием информационно-коммуникативных технологий в работе логопеда [Текст] /

И. А. Гордеева // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы IV Междунар. науч.–практ.конф. (Чебоксары, 27 март 2015 г.) /редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 149–150.

3.Шашкина, Г. Р.  Логопедическая работа с дошкольниками : учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×