ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДЕТСКОМ САДУ | Кузьмина Оксана Викторовна. Работа №318477
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДЕТСКОМ САДУ»
Учитель-логопед МБДОУ №10 «Ивушка»
Кузьмина Оксана Викторовна
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Причиной недоразвития речи могут служить различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка, которые могут повлечь за собой повреждения или недоразвитие мозга ребёнка. Также это может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Если влияние этих факторов сочетается с органической недостаточностью нервной системы или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер.
Работая с детьми с ОВЗ, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. У большинства из них нарушены память, внимание, фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную речь, не делают выводов, не умеют выразить свою мысль. Из выше сказанного мы видим, что необходимость проведения речевой коррекции с дошкольниками с ОВЗ очевидна.
Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру.» Здесь не надо даже быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
Что даёт игра детям? Она дает свободу. Игра — не задача, не долг, не закон. Игра дает увлеченность, активизирует способности ребенка. Именно в игре, как ведущей деятельности дошкольников создаются наиболее благоприятные предпосылки для развития разнообразных психических процессов.
Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей и опирающийся на особенности их речевых расстройств. Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.
Используя с детьми речевые игры на занятиях, нужно помнить, что игра должна увеличивать мотивацию ребенка к речевому высказыванию, стимулировать накопление и развитие у него речевых навыков. Каждое такое занятие должно носить характер учебно – игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть ярким, запоминающимся, привлекать ребенка, вызывая у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий. Работа должна идти последовательно и постепенно, от простого к сложному. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушением речи, необходимо в течение занятий менять вид деятельности, используя игры с мячом, игры с движением, игры – сказки и др.
Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным.
Основное обучение у нас, логопедов, идет через упражнения по развитию и коррекции произношения, развитию речи. На своих занятиях мы широко используем игровые приемы обучения, потому что именно они обеспечивают успех занятия, делают их увлекательными и желанными для детей.
Используемые нами речевые игры так же могут применять на занятиях и воспитатели детских садов и даже родители.
Все речевые игры можно условно поделить на:
— игры по формированию правильного звукопроизношения;
— игры по развитию фонематических процессов;
— игры по формированию навыков словообразования;
— игры по формированию грамматического строя речи;
— игры по развитию связной речи.
Цель игр по формированию звукопроизношения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук, то есть автоматизировать и дифференцировать его, что является зачастую длительным периодом. Именно эта проблема, заключающаяся в длительном периоде работы и многократном повторении одного и того же речевого материала, утомляющая ребенка, ставит использование речевых игр во главу угла.
Для примера можно привести наиболее полюбившиеся детям игры:
Игра «Логопедическое лото» (игра для автоматизации звука [С])
Цель: автоматизация звука [С], находящегося в словах в разных позициях; формирование навыков самоконтроля за собственной речью; активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Ход игры: Игра проводится по принципу лото. В ней могут принимать участие 2-4 ребенка. Карточки делятся поровну между всеми игроками. Выбрать с помощью считалки того, кто будет начинать игру. Взрослый называет картинку, дети ищут такую же на своей карточке, называют, выкладывают. Выигрывает тот, кто закрывает свою карточку первым.
Игра «В магазине» (игра для автоматизации звука [Ш])
Цель: автоматизация звука [Ш], находящегося в словах в разных позициях; формирование навыков самоконтроля за собственной речью; развитие фонематического восприятия; активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Ход игры: Ребенку предлагается пойти в импровизированный магазин и взять с полки только те товары, в названии которых есть звук [Ш], назвать их и положить в корзину для покупок.
Можно попросить ребенка с корзиной пройти на кассу и произносить предложение: Я купил … вешалку; тем самым добавив задачу – автоматизировать звук [Ш] в предложениях.
Игра «Звуковые дорожки» (игра для автоматизации звука [Л])
Цель: автоматизация звука [Л], находящегося в словах в разных позициях; формирование навыков самоконтроля за собственной речью; активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Ход игры: Перед ребенком игровое поле с предметными картинками. Взрослый просит ребенка закрывать фишками только те картинки, в названии которых есть звук [Л].
Игра «Помощники» (игра для автоматизации звука [С])
Цель: Автоматизация звука [С] на этапе отраженного закрепления звука, находящегося в словах в разных позициях; формирование навыков самоконтроля за собственной речью; развитие мелкой моторики; зрительного восприятия.
Ход игры: Взрослый рассказывает ребенку, что Ежик потерял все свои иголочки и теперь ему нечем защищаться от врагов, предлагает ребенку превратить скрепки в его новые иголки (определенного цвета). При этом повторять слова со звуком [С] каждый раз, когда он будет прикреплять иголочку.
Можно усложнить задание, попросив ребенка самому придумывать слово со звуком [С].
Игра «Волшебные буквы» (игра для дифференциации звуков [Л]/[Р])
Цель: Дифференциация звуков [Л]/[Р]; формирование навыков самоконтроля за собственной речью; развитие мелкой моторики; зрительного восприятия.
Ход игры: Перед ребенком 2 буквы-картинки, педагог просит ребенка распределить картинки со звуками [Л],[Р] на соответствующую звуку букву. Ребенок называет картинку, определяет звук и выкладывает картинку.
Цель игр по развитию фонематических процессов заключается в том, чтобы развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков ([с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р]), правильно выделять во фразах нужные слова, развивать элементы звукового анализа и синтеза: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук, составлять из звуков и слогов слова.
Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения. Именно он создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков определение места звука и др. Хорошо представляя те трудности, с которыми дети столкнутся в процессе овладения звуковым анализом и синтезом, мы строим все обучение на игровых приемах, обеспечивая доступность материала и заинтересованность детей.
Игра «Хлопушка со звуком [Р]»
Цель: Определение на слух наличия звука в слове, активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Ход игры: Взрослый предлагает ряд слов, а дети должны хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышат в слове звук [Р]. Слова: ромашка, шар, лимон, соска, полка, жук, друг, радуга, вода, крот, нота, рама, рыба, парк, окно и т.д.
С целью усложнения можно конкретизировать задание: хлопнуть лишь тогда, когда услышите звук [Р] в начале/середине/конце слова.
Игра «Рыболов» (автоматизация звука [Р])
Цель: Придумывание слов со звуком [Р], закрепление умения правильно произносить звук [Р], согласование числительных с существительными, развитие фразовой речи, мелкой моторики рук.
Ход игры: Рыбки находятся в коробке. Педагог предлагает поймать рыбок.
Рыбку поймал,
Слово со звуком [Р] назвал.
Выловленных рыб ребенок считает: «Я поймал одну рыбку» или «Я поймал две рыбки, пять рыбок»
Игра «Собери бусы» (автоматизация звука [Ш])
Цель: Придумывание слов со звуком [Ш]; закрепление умения правильно произносить звук [Ш], развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: Ребенку предлагается придумывать слово со звуком [Ш] и нанизывать бусину на нитку.
Игра «Самолетики»
Цель: Дифференциация на слух звуков [С]/[Ш], развитие зрительного восприятия, соотношения картинки-схемы с положением языка.
Ход игры: Педагог произносит звуки [С]/[Ш], а ребенка просит выложить соответствующую схему: если звук [С] (язык опущен вниз) – то стрелка на схеме вниз, если звук [Ш] (язык поднят вверх) – то стрелка вверх.
Игра «Ушки на макушке»
Цель: Определение на слух правильного произношения слов, развитие общей моторики.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку ряд слов правильно/неправильно произносимых (со звуком [Ш]) и просит выполнить какое-либо действие: поднять руки, присесть, подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильно произнесенное слово.
Цель игр по формированию навыков словообразования заключается в том, чтобы расширить и обогатить словарный запас детей с речевыми нарушениями. Словарь детей с ОВЗ отличается бедностью, недифференцированностью, малым количеством включенных в речь глаголов и прилагательных. Одну из значительных трудностей представляет усвоение детьми навыка образования относительных прилагательных. Необходимо учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, соотносить название животного и его детеныша, способам образования форм глаголов, образовывать притяжательные местоимения и т.д.
В качестве таких речевых игр можно рекомендовать следующие:
Игра «В гостях у Винни — Пуха»
Цель: Формирование навыка образования относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, активизация словарного запаса.
Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки:
— Что приготовил Винни — Пух для гостей?
— Какой получится у Вини – Пуха сок? (сливовый, грушевый, виноградный и т.д. )
— Какой суп сварил он для гостей? (луковый, куриный, грибной и т. д.)
— Какой получится у Вини – Пуха салат? (мясной, луковый, сырный и т.д. )
Игра «Мама, папа и малыш»
Цель: Закрепление знаний детей о животных и их детенышах, активизация словарного запаса по теме «Домашние животные».
Ход игры: Ребенку предлагается собрать цепочку их картинок домашних животных: мама, папа и малыш и назвать их.
Игра «С какого дерева упал лист»
Цель: Формирование навыка образования относительных прилагательных, активизация словарного запаса по теме «Деревья», развитие фразовой речи.
Ход игры: Детям на интерактивной доске предлагается изображение деревьев и листьев с них. Педагог просит детей по очереди подойти к доске и соединить листок с тем деревом, на котором тот растет.
Цель игр по формированию грамматического строя заключается в том, чтобы совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; существительные и местоимения, глаголы, числительные; научить употреблять существительные с предлогами; научить употреблять правильную форму слова; учить употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа и т.д.
Игра «Жадина»
Цель: Учить правильному употреблению имен существительных с местоимениями МОЕ, МОЯ, МОЙ, МОИ.
Ход игры: Педагог предлагает детям игрушки (или предметные картинки) и просит их на время превратиться в «жадину», брать игрушку (предметную картинку) и называть: моя машина, мой паровоз и т.д.
Игра «Один - много»
Цель: Учить правильному употреблению имен существительных в единственном и множественном числе; автоматизировать звук [Р] в словах.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать на предметных картинках единственное и множественное число существительных, правильно произнося закрепляемый звук.
Игра «Прятки»
Цель: Учить правильному употреблению предлогов на, под, за, над; развивать фразовую речь, зрительное восприятие.
Слышу, слышу, слышу, слышу,
Пролетел кто и куда.
Божья коровка крыльями взмахнула
И пропала без следа.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я иду ее искать.
Игра ведется от лица насекомого, именно божья коровка попросила поиграть с ней в прятки. Педагог сажает божью коровку НА гриб, ПОД гриб, ЗА гриб, а ребенок должен найти ее и сказать, где она спряталась.
Игры по формированию связной речи проще всего начинать с игр – инсценировок в форме диалогов, т.к. они быстро вводят ребёнка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду и т.д. В ходе инсценировок лексический материал повторяется, закрепляется, активизируется. Попутно уточняется и расширяется значение слова, дается представление о его переносном значении.
Составление рассказа или сказки по серии сюжетных картинок является одним из первых разделов в формировании связной речи. По ним легко устанавливается последовательность действий. Составить связный рассказ по сюжетной картинке гораздо труднее. Поэтому сначала надо учить детей рассматривать картинку, отмечать детали, далее уточняется словарь по теме предложенной картинки, формируются понятия, закрепляются значения слов. После этого педагог должен направить внимание детей на действия персонажей и помочь им составить рассказ или сказку.
Игра «Помоги Незнайке»
Цель: Учить детей правильно составлять предложения по сюжетным картинкам.
Ход игры: Ребенку предлагается набор сюжетных картинок и педагог просит помочь Незнайке рассказать, что на них. Ребенок составляет предложения.
Игра «Расшифровщик» с использованием мнемотаблицы.
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ.
Ход игры:
В магазине я была,
Овощей принесла.
Глазки закрывай,
Овощ выбирай.
Ребенку предлагают составить рассказ о предмете или явлении с опорой на схему (мнемотаблицу).
Игра «Найди отличия»
Цель: Развитие фразовой речи.
Ход игры: На интерактивной доске (или фланелеграфе) 2 картинки, на которых надо найти отличия. Ребенок ищет отличия и отвечает полным предложением.
Подводя итог, можно сказать, что использование различных речевых игр на логопедических занятиях делает непосредственную образовательную деятельность более живой, интересной, результативной, способствует психологической разрядке.
Мы предложили вам лишь примерный перечень речевых игр, используемых для развития речи у дошкольников с ОВЗ. Все эти игры помогу детям сделать утомительный этап автоматизации и дифференциации звуков, формирования грамматических конструкций, развитие связной речи интересным и увлекательным. Одним из важнейших условий успешного обучения в ходе данных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, непринужденно, с использованием наглядного материала: предметов, игрушек, схем, картинок, панно и т.д. Дети с удовольствием будут участвовать в занятиях, а, следовательно, повысится и эффективность работы.