Логопедические сказки с региональных компонентов. | Мироненко Виктория Николаевна. Работа №330941
Для успешной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать логопедическая сказка. ЛОГОсказка с региональным компонентом – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех компонентов речи, активизации высших психических функций, воспитанию ценностного отношения к культурному наследию коренных народов Севера, к нравственным и культурным традициям России. Главная цель применения ЛОГОсказок, как средства логопедической коррекции – последовательная нормализация речи детей.
Логопедические сказки с региональных компонентов.
Сказка встречает маленького человека в этом мире и идёт рядом с ним на протяжении всей жизни. У каждого народа свои сказки и свои герои. Мы с Вами живём в Ханты-Мансийском автономном округе, удивительном таёжном краю. Югорская земля богата фольклором, его разнообразными жанрами. Одним из жанров является сказка. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребёнка.
Для успешной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать логопедическая сказка.
Главная цель применения ЛОГОсказок, как средства логопедической коррекции – последовательная нормализация речи детей.
ЛОГОсказка с региональным компонентом – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех компонентов речи, активизации высших психических функций, воспитанию ценностного отношения к культурному наследию коренных народов Севера, к нравственным и культурным традициям России.
В педагогике термин «региональный компонент» понимается как создание форм и способов осуществления образовательного процесса для данного региона.
Введение логопедических сказок с региональным компонентом в коррекционно-образовательную деятельность учителя-логопеда направлено на решение нескольких задач:
- создание педагогических условий для социализации личности в условиях региона;
- построение коррекционно-образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка с ОВЗ, при котором он сам становится активным в выборе содержания своего образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- формирование у дошкольников первоначальных знаний в области экологии, истории и культуры региона;
- воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения;
- формирование звуковой культуры речи, фонематической, лексико-грамматической стороны речи, связных высказываний.
Вот и сказка началась, улыбнёмся ей сейчас.
В процессе коррекционно-образовательной деятельности хантыйская сказка «Клюквинка, Черничка и Травяная косичка», превращается в авторскую логопедические сказку по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР).
Вместе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) мы создаём Азбуку Югры. Азбука Югры знакомит детей с буквами в образе животных, птиц и растений северных сказок.
Знакомство с буквой В. (авторская разработка)
На Ворону я похожа
Птицу Северной земли.
День Вороний наступает.
Весна землю пробуждает.
Лесная поляна звуков и букв ХМАО-Югры становится многофункциональным методическим пособием по развитию всех компонентов речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР).
Рассмотрим формы работы с детьми с ОВЗ (ТНР) в процессе использования логопедических сказок:
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие
занятия с
учителем-логопедом;
Сюжет ЛОГОсказки и главные герои могут стать основой для построения:
1) сценариев досуговой деятельности в ДОО с детьми дошкольного возраста;
2) познавательных викторин;
3) проектной и продуктивной деятельности детей;
4) игровой и театрализованной деятельности;
5) литературных гостиных.
Современные методы обучения дошкольников:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа);
Наглядные (ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств);
Практические методы (основаны на практической деятельности детей и формирую
т практические умения и навыки);
Репродуктивные (многократное повторение способа деятельности по заданию учителя-логопеда);
Методы по характеру образовательной деятельности:
Исследовательский (в процессе образовательной деятельности дети
овладевают методами
познания, так формируется их опыт опытно-исследовательской деятельности);
Активные методы (в группу активных методов образования входят дидактические игры - специально разработанные игры, моделирующие реальность и приспособленные
для целей
обучения).
Логопедические сказки с региональным компонентом включают в себя дидактически игры с героями северных сказок в образе животных и растений.
Игровые технологии с региональным компонентом в логопедии, включают занимательные дидактические игры, необходимые для коррекции речи детей, которые могут применяться вариативно, т. к. разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников.
В процессе коррекционно-образовательной деятельности использую игры с региональным компонентом по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ОВЗ (ТНР).
Дидактическая игра «Щука».
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Материал: красные, синие, зелёные шишки, буквы на прищепках, пособие «Лесная поляна звуков и букв».
Задание 1. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке, разделить слово-отгадку на слоги, произнести слово по звукам.
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
Задание 2. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Водится в реках и озёрах Югры зубастая рыба щука. Туловище у щуки вытянутое, голова длинная, рот широкий и опасный. Во рту у щуки очень острые зубы. Спина у неё тёмная, а по бокам рисунок из светлых пятен. Такая окраска помогает щуке прятаться в водорослях, охотиться за мелкими рыбёшками.
Живёт щука в чистых водоёмах с песчаным дном, любит щука места, где много водорослей растёт. Плавать долго щука не любит. Стоит в водорослях, прячется и ждёт добычу.
Задание 3. Знакомство со звуком [Щ].
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Щ]:
— губки в легкой улыбке;
— зубки сближены;
— широкий кончик языка поднят за верхними зубками и образует щель;
— по центру язычка идет плавная теплая воздушная струя;
— горлышко «молчит».
Символ звука: дворник подметает улицу: ЩЩЩ...
Характеристика звука: звук [Щ] согласный (язычок создает воздуху преграду), всегда мягкий, глухой (горлышко молчит). Обозначение: зеленая фишка.
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ]»:
щ, п, к, щ...; ща, пы, щу...; ащ, ощ, уп...; щавель, щетка, корова, ящик, молоток, лещ...
Повторить за взрослым серию слогов:
ща-ще-щу-щи, щи-щу-ще-ща..., ащ-ощ-ущ-ищ, ищ-ащ-ущ-ощ...
Задание 5. Выполнить звуко-буквенный анализ слова ЩУКА
В слове ЩУКА - 4 буквы и 4 звука.
Схема анализа выполняется с помощью букв на прищепках и цветных фишек (шишек):
ЩУКА. Сколько звуков произнесено? (Четыре);
Назови первый звук ([Щ]);
-Звук [Щ] какой? (звук [Щ] согласный, глухой, всегда мягкий).
-Фишкой, какого цвета на схеме обозначим звук [Щ]? (Зеленой фишкой).
-какую букву напишем? (Букву Щ).
-назови второй звук ([У]);
-какой это звук? (Гласный);
-Фишкой, какого цвета на схеме обозначим звук [У]? (Красной фишкой).
-какую букву напишем? (Букву У).
- назови третий звук ([К]);
- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твердый).
- Фишкой, какого цвета на схеме обозначим звук [К]? (Синей фишкой).
- какую букву напишем? (Букву К);
- назови четвертый звук ([А]);
- какой это звук? (Гласный);
- Фишкой, какого цвета на схеме обозначим звук [А]? (Красной фишкой).
- какую букву напишем? (Букву А).
Прочитай ЩУКА (объяснить значение слова)
Вот и закончилось наше путешествие по ЛОГОсказкам ХМАО-Югры.
Использование логопедических сказок с региональным компонентом позволяет с одной стороны совершенствовать систему логопедической помощи, с другой повышать эффективность коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ (ТНР) в условиях ДОУ.
Подготовила:
Виктория Николаевна Мироненко
Учитель-логопед первой квалификационной категории