Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Логопедические сказки с региональных компонентов. | Мироненко Виктория Николаевна. Работа №330941

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Для успешной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать логопедическая сказка. ЛОГОсказка с региональным компонентом – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех компонентов речи, активизации высших психических функций, воспитанию ценностного отношения к культурному наследию коренных народов Севера, к нравственным и культурным традициям России. Главная цель применения ЛОГОсказок, как средства логопедической коррекции – последовательная нормализация речи детей.                                                                         

 

 

Логопедические сказки с региональных компонентов.

Сказка встречает маленького человека в этом мире и идёт рядом с ним на протяжении всей жизни. У каждого народа свои сказки и свои герои. Мы с Вами живём в Ханты-Мансийском автономном округе, удивительном таёжном краю. Югорская земля богата фольклором, его разнообразными жанрами. Одним из жанров является сказка. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребёнка.

Для успешной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать логопедическая сказка.

Главная цель применения ЛОГОсказок, как средства логопедической коррекции – последовательная нормализация речи детей.

ЛОГОсказка с региональным компонентом – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех компонентов речи, активизации высших психических функций, воспитанию ценностного отношения к культурному наследию коренных народов Севера, к нравственным и культурным традициям России.

В педагогике термин «региональный компонент» понимается как создание форм и способов осуществления образовательного процесса для данного региона.

Введение логопедических сказок с региональным компонентом в коррекционно-образовательную деятельность учителя-логопеда направлено на решение нескольких задач:

- создание педагогических условий для социализации личности в условиях региона;

- построение коррекционно-образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка с ОВЗ, при котором он сам становится активным в выборе содержания своего образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

- формирование у дошкольников первоначальных знаний в области экологии, истории и культуры региона;

- воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения;

- формирование звуковой культуры речи, фонематической, лексико-грамматической стороны речи, связных высказываний.

Вот и сказка началась, улыбнёмся ей сейчас.

В процессе коррекционно-образовательной деятельности хантыйская сказка «Клюквинка, Черничка и Травяная косичка», превращается в авторскую логопедические сказку по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР).

Вместе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) мы создаём Азбуку Югры. Азбука Югры знакомит детей с буквами в образе животных, птиц и растений северных сказок.

Знакомство с буквой В. (авторская разработка)

На Ворону я похожа

Птицу Северной земли.

День Вороний наступает.

Весна землю пробуждает.

Лесная поляна звуков и букв ХМАО-Югры становится многофункциональным методическим пособием по развитию всех компонентов речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР).

Рассмотрим формы работы с детьми с ОВЗ (ТНР) в процессе использования логопедических сказок:

Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие

занятия с

учителем-логопедом;

Сюжет ЛОГОсказки и главные герои могут стать основой для построения:

1) сценариев досуговой деятельности в ДОО с детьми дошкольного возраста;

2) познавательных викторин;

3) проектной и продуктивной деятельности детей;

4) игровой и театрализованной деятельности;

5) литературных гостиных.

Современные методы обучения дошкольников:

Словесные (рассказ, объяснение, беседа);

Наглядные (ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств);

Практические методы (основаны на практической деятельности детей и формирую

т практические умения и навыки);

Репродуктивные (многократное повторение способа деятельности по заданию учителя-логопеда);

Методы по характеру образовательной деятельности:

Исследовательский (в процессе образовательной деятельности дети

овладевают методами

познания, так формируется их опыт опытно-исследовательской деятельности);

Активные методы (в группу активных методов образования входят дидактические игры - специально разработанные игры, моделирующие реальность и приспособленные

для целей

обучения).

Логопедические сказки с региональным компонентом включают в себя дидактически игры с героями северных сказок в образе животных и растений.

Игровые технологии с региональным компонентом в логопедии, включают занимательные дидактические игры, необходимые для коррекции речи детей, которые могут применяться вариативно, т. к. разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников.

В процессе коррекционно-образовательной деятельности использую игры с региональным компонентом по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ОВЗ (ТНР).

Дидактическая игра «Щука».

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Материал: красные, синие, зелёные шишки, буквы на прищепках, пособие «Лесная поляна звуков и букв».

Задание 1. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке, разделить слово-отгадку на слоги, произнести слово по звукам.

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)

Задание 2. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Водится в реках и озёрах Югры зубастая рыба щука. Туловище у щуки вытянутое, голова длинная, рот широкий и опасный. Во рту у щуки очень острые зубы. Спина у неё тёмная, а по бокам рисунок из светлых пятен. Такая окраска помогает щуке прятаться в водорослях, охотиться за мелкими рыбёшками.

Живёт щука в чистых водоёмах с песчаным дном, любит щука места, где много водорослей растёт. Плавать долго щука не любит. Стоит в водорослях, прячется и ждёт добычу.

Задание 3. Знакомство со звуком [Щ].

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Щ]:

— губки в легкой улыбке;

— зубки сближены;

— широкий кончик языка поднят за верхними зубками и образует щель;

— по центру язычка идет плавная теплая воздушная струя;

— горлышко «молчит».

Символ звука: дворник подметает улицу: ЩЩЩ...

Характеристика звука: звук [Щ] согласный (язычок создает воздуху преграду), всегда мягкий, глухой (горлышко молчит). Обозначение: зеленая фишка.

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ]»:

щ, п, к, щ...; ща, пы, щу...; ащ, ощ, уп...; щавель, щетка, корова, ящик, молоток, лещ...

Повторить за взрослым серию слогов:

ща-ще-щу-щи, щи-щу-ще-ща..., ащ-ощ-ущ-ищ, ищ-ащ-ущ-ощ...

Задание 5. Выполнить звуко-буквенный анализ слова ЩУКА

В слове ЩУКА - 4 буквы и 4 звука.

Схема анализа выполняется с помощью букв на прищепках и цветных фишек (шишек):

ЩУКА. Сколько звуков произнесено? (Четыре);

Назови первый звук ([Щ]);

-Звук [Щ] какой? (звук [Щ] согласный, глухой, всегда мягкий).

-Фишкой, какого цвета на схеме обозначим звук [Щ]? (Зеленой фишкой).

-какую букву напишем? (Букву Щ).

-назови второй звук ([У]);

-какой это звук? (Гласный);

-Фишкой, какого цвета на схеме обозначим звук [У]? (Красной фишкой).

-какую букву напишем? (Букву У).

- назови третий звук ([К]);

- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твердый).

- Фишкой, какого цвета на схеме обозначим звук [К]? (Синей фишкой).

- какую букву напишем? (Букву К);

- назови четвертый звук ([А]);

- какой это звук? (Гласный);

- Фишкой, какого цвета на схеме обозначим звук [А]? (Красной фишкой).

- какую букву напишем? (Букву А).

Прочитай ЩУКА (объяснить значение слова)

Вот и закончилось наше путешествие по ЛОГОсказкам ХМАО-Югры.

Использование логопедических сказок с региональным компонентом позволяет с одной стороны совершенствовать систему логопедической помощи, с другой повышать эффективность коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ (ТНР) в условиях ДОУ.

Подготовила:

Виктория Николаевна Мироненко

Учитель-логопед первой квалификационной категории

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×