Логопедические занятия: как заинтересовать и мотивировать ребенка с ОВЗ | Аулова Елена Александровна. Работа №350900
Аннотация. В статье рассматриваются эффективные подходы к организации логопедических занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны методики и приемы, которые помогают мотивировать детей, поддерживать их интерес к занятиям, формировать положительное отношение к коррекционной работе. Приводятся рекомендации по использованию игровых и творческих подходов для улучшения результатов логопедической работы.
Ключевые слова: логопедические занятия, мотивация, интерес, дети с ОВЗ, игровая терапия, творческий подход.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ: КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ И МОТИВИРОВАТЬ РЕБЕНКА С ОВЗ
Аулова Елена Александровна, учитель-логопед,
МБОУ СОШ имени Г. М. Дуба ст-ца Крыловская,
Краснодарский край
Аннотация. В статье рассматриваются эффективные подходы к организации логопедических занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны методики и приемы, которые помогают мотивировать детей, поддерживать их интерес к занятиям, формировать положительное отношение к коррекционной работе. Приводятся рекомендации по использованию игровых и творческих подходов для улучшения результатов логопедической работы.
Ключевые слова: логопедические занятия, мотивация, интерес, дети с ОВЗ, игровая терапия, творческий подход.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нуждаются в особых подходах в образовательном процессе, особенно когда речь идет о логопедических занятиях. Логопедические занятия для детей с ОВЗ не только направлены на коррекцию речевых нарушений, но и на их всестороннее развитие, адаптацию в обществе, формирование уверенности в себе. Однако эффективность таких занятий во многом зависит от уровня мотивации детей, их интереса и вовлеченности в процесс.
Особенности детей с ОВЗ могут усложнять организацию логопедических занятий, так как они нередко испытывают трудности с концентрацией внимания, имеют сниженные коммуникативные навыки, повышенную тревожность или эмоциональную нестабильность. В связи с этим перед логопедом стоит задача найти индивидуальный подход к каждому ребенку, использовать приемы, которые смогут вызвать у него интерес и желание заниматься, даже если материал кажется сложным или непонятным.
Игра является важнейшим способом вовлечения детей в учебный процесс, особенно если речь идет о детях с ОВЗ. Через игровую деятельность можно не только объяснить новые логопедические задания, но и снять эмоциональное напряжение, которое часто испытывают дети на занятиях.
1. Ролевые игры. Дети могут играть роли врачей, учителей, сказочных персонажей. Эти игры помогают детям освоиться, снизить страх и стеснение, а также сделать занятие более интересным и понятным.
2. Игры с артикуляцией. Для развития правильного произношения можно предложить детям представить, что их язык — это герой, который отправляется в путешествие или выполняет сложное задание. Такие упражнения с элементами фантазии помогают выполнять артикуляционные упражнения с большим интересом.
3. Использование игровых персонажей. Введение на занятия кукол, игрушек или любимых персонажей ребенка позволяет создать эмоциональную связь с материалом. Персонажи могут "обращаться" к ребенку с просьбой помочь выполнить задание или решить проблему, что поддерживает интерес и вовлеченность.
Творчество и креативность помогают ребенку чувствовать себя свободнее, увереннее. Логопед может использовать разные виды художественной деятельности, чтобы разнообразить занятия.
1. Рисование и лепка. Использование рисования или лепки для объяснения артикуляции помогает ребенку понять механизмы речи на наглядных примерах, а также улучшает моторику рук, что полезно для речевого развития.
2. Пение и ритмика. Пение и ритмические упражнения помогают развивать слуховое восприятие, дикцию и интонацию. Они также способствуют снятию эмоционального напряжения, что особенно важно для детей с ОВЗ.
3. Работа с песком и крупой. Занятия с тактильными материалами, такими как песок, крупа, глина, позволяют ребенку одновременно развивать мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и эмоциональное состояние.
Современные технологии также находят своё место на логопедических занятиях. Использование интерактивных методов повышает интерес детей, особенно когда речь идет о детях, которые испытывают трудности в коммуникации.
1. Интерактивные доски и планшеты. Эти устройства помогают сделать занятия более динамичными и наглядными.
Например, задания на интерактивной доске позволяют детям вовлекаться в процесс выполнения упражнений на слуховое и зрительное восприятие, речевую память.
2. Мультимедийные программы. Логопедические приложения и игры на планшетах помогают детям с ОВЗ закреплять навыки в игровой форме. Многие программы имеют встроенные звуковые и визуальные эффекты, которые делают процесс выполнения заданий интересным.
3. Видео- и аудиоматериалы. Использование видеороликов и аудиозаписей позволяет детям видеть и слышать правильные образцы речи, что помогает формировать правильное произношение.
Для детей с ОВЗ особенно важно ощущать поддержку и одобрение со стороны взрослого. Логопед должен создавать на занятиях атмосферу доброжелательности и внимания.
1. Индивидуальный подход. Педагог должен учитывать особенности каждого ребенка и его склонности, чтобы подобрать задания, которые будут ему интересны. Например, для активного ребенка можно предложить больше двигательных игр, а для ребенка, предпочитающего спокойные занятия, — творческие упражнения.
2. Похвала и позитивное подкрепление. Для поддержания интереса ребенка логопеду следует использовать похвалу, даже за небольшие успехи. Похвала помогает ребенку чувствовать, что он справляется с заданиями, и мотивирует его к дальнейшим занятиям.
3. Создание ситуации успеха. Важно, чтобы задания на занятиях были посильны для ребенка, и он мог видеть результаты своей работы. Это помогает ребенку чувствовать удовлетворение от достигнутого, что укрепляет его уверенность.
В заключение можно отметить, что для детей с ОВЗ логопедические занятия играют важную роль в развитии речевых и коммуникативных навыков. Однако, чтобы занятия приносили пользу и вызывали у ребенка интерес, логопед должен использовать творческие подходы, игровые методики и современные технологии. Индивидуальный подход, основанный на внимании к потребностям и возможностям ребенка, помогает создавать условия для эффективного развития речи и социализации. При помощи разнообразных методик, логопед может не только улучшить речевые навыки детей, но и поддержать их эмоциональное и социальное развитие, создавая прочную базу для дальнейшего успешного обучения и общения.
Список литературы
Белькова
Е.М. Дети с ОВЗ: специфика работы с детьми с нарушением речи // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №53.
Взаимодействие специалистов
в сопровождении детей с ОВЗ / А. А.
Шамшурина
, С. Л. Лукина, Н. И.
Алымова
[и др.]. —
Текст :
непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII
Междунар
. науч.
конф
. (г. Казань, июнь 2020 г.). —
Казань :
Молодой ученый, 2020. — С. 18-21.
Деменина
Т.А. Анализ педагогических диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №2.