Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений у детей с ОВЗ | Паршина Ольга Михайловна. Работа №343393
Аннотация. Статья посвящена роли логопедического массажа и артикуляционной гимнастики в преодолении моторных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются механизмы воздействия этих методов на улучшение речи, укрепление артикуляционной мускулатуры и развитие моторных функций. Описываются методы логопедического воздействия, направленные на коррекцию нарушений артикуляции, обусловленных моторными дефицитами.
Ключевые слова: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, моторные нарушения, дети с ОВЗ, коррекционная педагогика, речевые нарушения
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В ПРЕОДОЛЕНИИ МОТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Паршина Ольга Михайловна, учитель-логопед
ГБОУ СО «Школа АОП №14 г. Вольска»
Аннотация. Статья посвящена роли логопедического массажа и артикуляционной гимнастики в преодолении моторных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются механизмы воздействия этих методов на улучшение речи, укрепление артикуляционной мускулатуры и развитие моторных функций. Описываются методы логопедического воздействия, направленные на коррекцию нарушений артикуляции, обусловленных моторными дефицитами.
Ключевые слова: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, моторные нарушения, дети с ОВЗ, коррекционная педагогика, речевые нарушения
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья особую роль играет коррекция моторных нарушений, которые оказывают прямое влияние на развитие речи. Для достижения положительных результатов в этой области логопеды используют комплексный подход, включающий логопедический массаж и артикуляционную гимнастику. Эти методы направлены на устранение речевых нарушений, обусловленных недостаточной подвижностью артикуляционного аппарата и моторной дисфункцией в целом.
Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика, несмотря на их вспомогательную роль в процессе коррекции речи, являются важными элементами в работе с детьми, страдающими моторными нарушениями. Эти процедуры помогают укреплять мускулатуру, улучшать координацию движений и, что особенно важно, способствуют активизации и нормализации работы артикуляционных органов. Важность правильной организации и регулярности выполнения упражнений в рамках данных методов трудно переоценить, так как они способствуют значительному прогрессу в преодолении речевых расстройств.
Логопедический массаж представляет собой метод воздействия на артикуляционную мускулатуру через механическое стимулирование. Основная его цель заключается в улучшении тонуса и подвижности мышц, ответственных за артикуляцию, что непосредственно влияет на качество речевой продукции. Массаж способствует активизации нейромышечной активности, что особенно важно при работе с детьми, имеющими моторные нарушения различного генеза, в том числе при церебральных параличах и других органических поражениях нервной системы.
Эффективность логопедического массажа проявляется в улучшении кровообращения и лимфотока в тканях, что способствует снятию мышечного напряжения и усталости. Регулярные сеансы массажа помогают нормализовать тонус мышц, что играет ключевую роль при нарушениях артикуляции, вызванных гипер- или гипотонусом. К примеру, при гипотонусе массаж стимулирует работу мышц, укрепляя их и улучшая их активность, а при гипертонусе помогает расслабить излишне напряженные мышцы, способствуя их нормализации.
Логопедический массаж оказывает комплексное воздействие не только на органы артикуляции, но и на общую моторику ребенка. Это связано с тем, что нормализация мышечного тонуса улучшает не только артикуляционные движения, но и общую координацию, что в конечном итоге способствует улучшению коммуникативных навыков. Следовательно, массаж является неотъемлемой частью коррекционной программы, направленной на преодоление речевых нарушений у детей с ОВЗ.
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие подвижности органов речевого аппарата — языка, губ, мягкого неба и нижней челюсти. Она направлена на формирование и совершенствование точных и координированных движений, необходимых для правильного звукообразования. Данный метод активно используется в работе с детьми, имеющими нарушения моторики, так как он способствует преодолению затруднений в управлении артикуляционными органами, что напрямую связано с улучшением речи.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики способствует укреплению мышц речевого аппарата, улучшению их подвижности и координации. Важность этого метода заключается в том, что он позволяет детям с моторными нарушениями постепенно осваивать необходимые для речи движения и контролировать их. Чем лучше координация движений артикуляционного аппарата, тем более четкой и выразительной становится речь ребенка.
При работе с детьми с ОВЗ упражнения артикуляционной гимнастики подбираются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и направлены на постепенное освоение более сложных движений. Артикуляционная гимнастика позволяет не только развивать навыки произношения, но и улучшать общую моторику, что особенно важно при работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития. Постепенное освоение движений помогает снизить моторные трудности, облегчая произносительную деятельность и обеспечивая возможность успешного формирования речи.
Для достижения максимального эффекта в коррекционной работе с детьми с ОВЗ рекомендуется использовать комплексный подход, объединяющий логопедический массаж и артикуляционную гимнастику. Логопедический массаж подготавливает мускулатуру к выполнению артикуляционных упражнений, улучшая тонус и подвижность мышц. Это позволяет гимнастике стать более эффективной, так как мышцы артикуляционного аппарата становятся более восприимчивыми к упражнениям. Таким образом, сочетание этих методов помогает достичь синергетического эффекта, ускоряя процесс коррекции моторных нарушений.
Комплексное использование логопедического массажа и артикуляционной гимнастики способствует не только улучшению моторики, но и нормализации речевой деятельности в целом. Дети начинают лучше управлять своим речевым аппаратом, что способствует улучшению произношения, увеличению словарного запаса и развитию коммуникативных навыков. Важно отметить, что регулярность выполнения процедур и упражнений является ключевым фактором успеха, так как именно систематическое воздействие позволяет достичь устойчивых результатов.
Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика играют важную роль в коррекции моторных нарушений у детей с ОВЗ. Эти методы помогают нормализовать тонус и подвижность мышц артикуляционного аппарата, способствуют улучшению моторики и оказывают позитивное влияние на развитие речи. Комплексное использование логопедического массажа и артикуляционной гимнастики позволяет достичь значительных успехов в преодолении речевых нарушений и способствует успешной социализации детей.
Список литературы
1. Гончарова К. А. Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ / К. А. Гончарова // Школьная педагогика. — 2022. — № 4 (26). — С. 1-6.
2. Каверина Е. М. Макет «Задорный язычок» для выполнения артикуляционной гимнастики с детьми с ОВЗ / Е. М. Каверина, А. В. Шуева // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2021. — С. 25-28.