ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ | Гайнуллина Эльвира Зайнулловна. Работа №230094
Автор: Гайнуллина Эльвира Зайнулловна
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Ф.И.О._______________________________________________________________
Первичное обследование
Динамика
Динамика
Дата обследования
Возраст ребенка
КОНТАКТ:
- В контакт не вступает
- Контакт формальный (чисто внешний)
- Контакт избирательный
- Легко и быстро устанавливает контакт
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА:
- Активен/пассивен
- Деятелен/инертен
- Работает с удовольствием/из подчинения
- Неадекватное поведение
- Избалованность
- Конфликтность
- Колебания настроения
СОСТОЯНИЕХЛУХА; N, тугоухость, глухота
СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ: N, близорукость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, слепота
ВНИМАНИЕ:
- Низкая концентрация и неустойчивость внимания
- Внимание недостаточно устойчивое, поверхностное
- Внимание достаточно устойчивое
МОТОРИКА:
- Ведущая рука: правая/левая
- Развитие функции рук:
- Отсутствует хватание
- Манипулировать не может, но есть хватание
- Моторика ограничена
- Недостаточная мелкая моторика
- Гиперкинезы пальцев рук
- Тремор
- Нарушение координации движений
ЗАПАС ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
- Низкий
- Несколько снижен
- Соответствует возрасту
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:
- Снижена
- Достаточная
ДОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
- Протекало с выраженной задержкой
- Протекало с задержкой
- Нормальное
• крик
• гуление
• лепет
• первые слова
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ:
- Не понимает обращенную речь
- Понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное). Выполняет простые речевые инструкции
- Понимание обращенной речи на бытовом уровне.
- Выполняет сложные речевые инструкции
- В полном объеме
ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ:
- Название реальных предметов и на картинках
- Понимание смыслового значения слова
- Понимание действия
- Понимание простого сюжета
- Понимание лексико-грамматических конструкций
ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ
(экспрессивная речь)
1-й уровень речевого развития:
- Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения
- Произносит отдельные звуки, звукокомплексы
- Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний
- Использование парадигматических средств общения (выразительной мимики, жестов).
2-й уровень речевого развития:
- Пользуется простой фразой
- Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно-нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена.
3-й уровень речевого развития:
- Пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные
- Лексико-грамматическая недостаточность
- Пользуется развернутой фразой. Лексико-грамматический строй речи сформирован достаточно (N)
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ:
- Проявляется склонность к эхолалии
- Наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных)
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
- резко ограничен
- беден
- в пределах обихода
- достаточный
- Название предметов и предметных картинок
- Описание сюжетной картинки:
• простой сюжет
• сложный сюжет
- Составление рассказа по серии сюжетных картин
- Пересказ текста
- Творческий рассказ
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ:
- Не нарушена (N)
-Нарушения слоговой структуры слов:
• парафазии (замены звуков, слогов)
• элизии (пропуски звуков, слогов)
• итерации (повторения звуков, слогов)
• контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)
• персеверации (отсроченное повторение)
• перестановки звуков, слогов
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
(различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ слова):
- Нарушен
- Сохранный
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ:
Степень разборчивости речи:
- Речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих
- Разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая
- Разборчивость речи не нарушена (N)
Темп речи:
- Нормальный
- Тахилалия
- Брадилалия
- Запинки
- Заикание
Ритм речи:
- Нормальный-
- Растянутый
- Скандированный
- Зависит от появления гиперкинезов
ДЫХАНИЕ:
- Свободное
- Затрудненное
- Поверхностное
- Неровное
- Неритмичное
• дифференциация носового и ротового выхода
• ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий
ГОЛОС:
Сильный, звонкий (N)
Недостаточная сила голоса:
• Тихий, слабый
• Истощающийся
Отклонение тембра
• Глухой
• подвижное/малоподвижное
• отклонение увуля
Движение нижней челюсти:
• открытие/закрытие рта
• умение держать рот закрытым
ЯЗЫК:
• толстый, маленький, раздвоенный, узкий
• укорочение уздечки
- Тонус язычной мускулатуры: N
Нарушение мышечного тонуса языка:
• Спастичность
• Гипотония
• Дистония
• Гиперкинезы языка
• Тремор языка
• Девиация (отклонение) языка
Объем артикуляционных движений языка:
• Строго ограничен
• Неполный
• Снижение амплитуды артикуляционных движений
• В полном объеме
- Умение удержать артикуляционную позу
- Способность к переключению
- Язык не выводится из полости рта
- Произвольное высовывание языка
- Верхний подъем
- Боковые отведения (вправо/влево)
- Пощелкивание
- Облизывание губ (круговые движения языка)
Глоточный и небный рефлексы: повышен/понижен
Наличие патологических рефлексов орального автоматизма
Вегетативные расстройства:
Гиперсаливация:
• постоянная
• усиливающая при определенных условиях
- Покраснение/бледность во время речи
Жевания: N
- отсутствие жевания твердой пищи
- затруднение жевания
Глотание: не нарушено
- поперхивается, захлебывается при глотании
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИИ СТРОИ РЕЧИ
А
О
У
Ы
И
Э
К
К'
Г
Г’
X
X'
Й
М
М'
П
П'
Б
Б'
Ф
Ф’
B
В'
Т
Т'
Д
Д’
Н
Н'
С
С
З
З’
Ц
Ш
Ж
Ч
Щ
Р
Р'
Л
Л’
Нарушение звукопроизношения (искажения)
• Сдавленный
• Хриплый
• Назализованный
• Напряженный
• Монотонный
• Дрожащий
- Просодическая (мелодико-интонационная) сторона речи: (N)
- Нарушение интонационного формирования речи
- Отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный)
- Слабая выраженность голосовых модуляций
Синхронность дыхания, голосообразования, артикуляции:
- Нарушена
- Сохранна
СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ:
Неврологический синдром нарушения артикуляционной моторики:
- Спастический парез
- Тонические нарушения управления типа ригидности
- Гиперкинезы
- Атаксия
- Апраксия
ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА:
- Гипомимия
- Тонус лицевой мускулатуры: N.
Нарушение мышечного тонуса лица:
• Спастичность
• Гипотония
• Дистония
- Сглаженность носогубных складок
- Оральные синкинезии
- Асимметрия лица
- Гиперкинезы
ГУБЫ: N, Толстые/Тонкие
- Наличие расщелины или послеоперационных рубцов
- Тонус губной мускулатуры: N
Нарушение мышечного тонуса губ:
• Спастичность
• Гипотония
• Дистония
Подвижность:
• губы малоподвижные
• губы подвижные
ЗУБЫ: крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, наличие лишних зубов, N
Прикус: передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный
ТВЕРДОЕ НЕБО: готическое, низкое, наличие расщелины, N
МЯГКОЕ НЕБО:
• длинное/короткое
- Недостаток произношения свистящих
- Недостаток произношения шипящих
- Недостаток произношения соноров
- Недостаток произношения губных
- Недостаток произношения губно-губных
- Недостаток произношения губно-зубных
- Недостаток произношения средненебных
- Недостаток произношения заднеязычных
- Недостаток произношения твердых согласных
- Недостаток произношения звонких согласных
- Изолированно произносить все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки общая смазанность речи
- Фонетический строй речи сформирован достаточно в пределах возрастной нормы
Нарушение дифференциации звуков:
- Пропуски
- Замены
- Недифференцированное произношение
- Смешения
ПИСЬМО:
- образцы диктантов, списывания;
- пропуски букв;
- пропуски слогов;
- перестановки;
- замена букв;
- искажение слов;
- ошибки по начертанию;
- грамматические ошибки;
ЧТЕНИЕ:
Техника чтения:
- правильное;
- побуквенное;
- послоговое;
- словами;
- быстрое;
- угадывающее;
- с искажениями;
- с перестановкой букв;
- с перестановкой слогов;
- с перестановкой слов;
- монотонное;
- с искажением слов;
Ошибки ударения:
- повторы и добавления слогов;
- повторы и добавления слов;
- понимание прочитанного;
- ответы на вопросы по прочитанному и понимание слов в контексте;
Пересказ:
- полный;
- краткий;
- последовательный;
- логичный;
- соответствующий тексту;
- умение обобщать и делать выводы;
ЗАИКАНИЕ:
Выраженность:
- тоническая;
- клоно-тоническая;
- тоно-клоническая;
Степень:
- слабая (умеренная);
- средняя;
- тяжелая (сильная);
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕГО И РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ:
- организованность;
- общительность;
- замкнутость;
- импульсивность высказывании;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИИ:
Ф.И.О._______________________________________________________________
Первичное обследование
Динамика
Динамика
Дата обследования
Возраст ребенка
КОНТАКТ:
- В контакт не вступает
- Контакт формальный (чисто внешний)
- Контакт избирательный
- Легко и быстро устанавливает контакт
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА:
- Активен/пассивен
- Деятелен/инертен
- Работает с удовольствием/из подчинения
- Неадекватное поведение
- Избалованность
- Конфликтность
- Колебания настроения
СОСТОЯНИЕХЛУХА; N, тугоухость, глухота
СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ: N, близорукость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, слепота
ВНИМАНИЕ:
- Низкая концентрация и неустойчивость внимания
- Внимание недостаточно устойчивое, поверхностное
- Внимание достаточно устойчивое
МОТОРИКА:
- Ведущая рука: правая/левая
- Развитие функции рук:
- Отсутствует хватание
- Манипулировать не может, но есть хватание
- Моторика ограничена
- Недостаточная мелкая моторика
- Гиперкинезы пальцев рук
- Тремор
- Нарушение координации движений
ЗАПАС ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
- Низкий
- Несколько снижен
- Соответствует возрасту
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:
- Снижена
- Достаточная
ДОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
- Протекало с выраженной задержкой
- Протекало с задержкой
- Нормальное
• крик
• гуление
• лепет
• первые слова
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ:
- Не понимает обращенную речь
- Понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное). Выполняет простые речевые инструкции
-Понимание обращенной речи на бытовом уровне.
-Выполняет сложные речевые инструкции
- В полном объеме
ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ:
- Название реальных предметов и на картинках
- Понимание смыслового значения слова
- Понимание действия
- Понимание простого сюжета
- Понимание лексико-грамматических конструкций
ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ
(экспрессивная речь)
1-й уровень речевого развития:
- Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения
- Произносит отдельные звуки, звукокомплексы
- Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний
- Использование парадигматических средств общения (выразительной мимики, жестов).
2-й уровень речевого развития:
- Пользуется простой фразой
- Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно-нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена.
3-й уровень речевого развития:
- Пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные
- Лексико-грамматическая недостаточность
- Пользуется развернутой фразой. Лексико-грамматический строй речи сформирован достаточно (N)
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ:
- Проявляется склонность к эхолалии
- Наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных)
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
- резко ограничен
- беден
- в пределах обихода
- достаточный
- Название предметов и предметных картинок
- Описание сюжетной картинки:
• простой сюжет
• сложный сюжет
- Составление рассказа по серии сюжетных картин
- Пересказ текста
- Творческий рассказ
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ:
- Не нарушена (N)
-Нарушения слоговой структуры слов:
• парафазии (замены звуков, слогов)
• элизии (пропуски звуков, слогов)
• итерации (повторения звуков, слогов)
• контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)
• персеверации (отсроченное повторение)
• перестановки звуков, слогов
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
(различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ слова):
- Нарушен
- Сохранный
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ:
Степень разборчивости речи:
- Речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих
- Разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая
- Разборчивость речи не нарушена (N)
Темп речи:
- Нормальный
- Тахилалия
- Брадилалия
- Запинки
- Заикание
Ритм речи:
- Нормальный-
- Растянутый
- Скандированный
- Зависит от появления гиперкинезов
ДЫХАНИЕ:
- Свободное
- Затрудненное
- Поверхностное
- Неровное
- Неритмичное
• дифференциация носового и ротового выхода
• ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий
ГОЛОС:
Сильный, звонкий (N)
Недостаточная сила голоса:
• Тихий, слабый
• Истощающийся
Отклонение тембра
• Глухой
• подвижное/малоподвижное
• отклонение увуля
Движение нижней челюсти:
• открытие/закрытие рта
• умение держать рот закрытым
ЯЗЫК:
• толстый, маленький, раздвоенный, узкий
• укорочение уздечки
- Тонус язычной мускулатуры: N
Нарушение мышечного тонуса языка:
• Спастичность
• Гипотония
• Дистония
• Гиперкинезы языка
• Тремор языка
• Девиация (отклонение) языка
Объем артикуляционных движений языка:
• Строго ограничен
• Неполный
• Снижение амплитуды артикуляционных движений
• В полном объеме
- Умение удержать артикуляционную позу
- Способность к переключению
- Язык не выводится из полости рта
- Произвольное высовывание языка
- Верхний подъем
- Боковые отведения (вправо/влево)
- Пощелкивание
- Облизывание губ (круговые движения языка)
Глоточный и небный рефлексы: повышен/понижен
Наличие патологических рефлексов орального автоматизма
Вегетативные расстройства:
Гиперсаливация:
• постоянная
• усиливающая при определенных условиях
- Покраснение/бледность во время речи
Жевания: N
- отсутствие жевания твердой пищи
- затруднение жевания
Глотание: не нарушено
- поперхивается, захлебывается при глотании
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИИ СТРОИ РЕЧИ
А
О
У
Ы
И
Э
К
К'
Г
Г’
X
X'
Й
М
М'
П
П'
Б
Б'
Ф
Ф’
B
В'
Т
Т'
Д
Д’
Н
Н'
С
С
З
З’
Ц
Ш
Ж
Ч
Щ
Р
Р'
Л
Л’
Нарушение звукопроизношения (искажения)
• Сдавленный
• Хриплый
• Назализованный
• Напряженный
• Монотонный
• Дрожащий
- Просодическая (мелодико-интонационная) сторона речи: (N)
- Нарушение интонационного формирования речи
- Отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный)
- Слабая выраженность голосовых модуляций
Синхронность дыхания, голосообразования, артикуляции:
- Нарушена
- Сохранна
СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ:
Неврологический синдром нарушения артикуляционной моторики:
- Спастический парез
- Тонические нарушения управления типа ригидности
- Гиперкинезы
- Атаксия
- Апраксия
ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА:
- Гипомимия
- Тонус лицевой мускулатуры: N.
Нарушение мышечного тонуса лица:
• Спастичность
• Гипотония
• Дистония
- Сглаженность носогубных складок
- Оральные синкинезии
- Асимметрия лица
- Гиперкинезы
ГУБЫ: N, Толстые/Тонкие
- Наличие расщелины или послеоперационных рубцов
- Тонус губной мускулатуры: N
Нарушение мышечного тонуса губ:
• Спастичность
• Гипотония
• Дистония
Подвижность:
• губы малоподвижные
• губы подвижные
ЗУБЫ: крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, наличие лишних зубов, N
Прикус: передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный
ТВЕРДОЕ НЕБО: готическое, низкое, наличие расщелины, N
МЯГКОЕ НЕБО:
• длинное/короткое
- Недостаток произношения свистящих
- Недостаток произношения шипящих
- Недостаток произношения соноров
- Недостаток произношения губных
- Недостаток произношения губно-губных
- Недостаток произношения губно-зубных
- Недостаток произношения средненебных
- Недостаток произношения заднеязычных
- Недостаток произношения твердых согласных
- Недостаток произношения звонких согласных
- Изолированно произносить все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки общая смазанность речи
- Фонетический строй речи сформирован достаточно в пределах возрастной нормы
Нарушение дифференциации звуков:
- Пропуски
- Замены
- Недифференцированное произношение
- Смешения
ПИСЬМО:
- образцы диктантов, списывания;
- пропуски букв;
- пропуски слогов;
- перестановки;
- замена букв;
- искажение слов;
- ошибки по начертанию;
- грамматические ошибки;
ЧТЕНИЕ:
Техника чтения:
- правильное;
- побуквенное;
- послоговое;
- словами;
- быстрое;
- угадывающее;
- с искажениями;
- с перестановкой букв;
- с перестановкой слогов;
- с перестановкой слов;
- монотонное;
- с искажением слов;
Ошибки ударения:
- повторы и добавления слогов;
- повторы и добавления слов;
- понимание прочитанного;
- ответы на вопросы по прочитанному и понимание слов в контексте;
Пересказ:
- полный;
- краткий;
- последовательный;
- логичный;
- соответствующий тексту;
- умение обобщать и делать выводы;
ЗАИКАНИЕ:
Выраженность:
- тоническая;
- клоно-тоническая;
- тоно-клоническая;
Степень:
- слабая (умеренная);
- средняя;
- тяжелая (сильная);
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕГО И РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ:
- организованность;
- общительность;
- замкнутость;
- импульсивность высказывании;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИИ: