Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ с помощью дистанционного взаимодействия. | Баширова Маргарита Викторовна, Гаврилова Ольга Витальевна. Работа №350928
В данной статье представлен опыт работы учителей-логопедов с детьми ОВЗ школьного возраста в дистанционном формате. Перечислены категории обучающихся, которые зачисляются на коррекционные занятия. Обозначены трудности, с которыми столкнулись в работе и преимущества данной формы обучения. Представлен пример логопедического занятия.
Гаврилова Ольга Витальевна,
учитель-логопед
МАОУ Школа №4, г.Уфа
Высшая кв. категория
Баширова Маргарита Викторовна,
учитель-логопед
МАОУ Школа №4, г.Уфа
Высшая кв. категория
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ с помощью дистанционного взаимодействия.
Логопедическая служба создана в образовательных учреждениях с целью оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по русскому языку).
На занятия к логопеду зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на русском языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности); фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушение чтения и письма, обусловленное общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи, а также несформированностью лексико-грамматических средств речи (дети с ОВЗ. ЗПР вариант 7.1) Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Но, иногда, по решению ПМПК обучающийся переводится на надомное обучение. Учителя - логопеды, работающие с детьми с ОВЗ, особенно четко понимают, что малейший перерыв в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Но, занятия коррекционных педагогов в сетке учебных часов при обучении на дому не предусмотрены. А продолжать начатое необходимо. Поэтому и были организованы дистанционные занятия с детьми с ОВЗ, проживающие в удалении от школы (поселок).
Свою работу мы проводили в различных формах:
Онлайн занятия (использовалась платформа
Discord
,
–
индивидуальные занятия).
Занятия в виде презентаций.
Онлайн консультирование родителей.
Занятия с обучающимися, как правило, проводились во внеурочное, согласованное с родителями, время.
Дистанционное обучение для детей с ОВЗ наиболее удачно применялось при работе над слоговой структурой слова, изучением и дифференциацией отдельных звуков, обогащением словаря, грамматическим строем и связной речью. В помощь учителю - логопеду существует множество интерактивных игр, которые с успехом могут быть применены в работе.
Трудности при дистанционном обучении вызывал процесс постановки звуков. Если визуально или на слух еще можно было добиться той или иной позиции, то формирование тактильных опор, а так же использование зондозаменителей (ватных палочек, спичек) осуществлялось только при помощи взрослых. На данном этапе логопед всё объяснял родителям, а те в свою очередь ребёнку.
При подготовке онлайн занятия учителя-логопеды придерживались определенных требований:
Планирование и проведение занятия в соответствии «Коррекционным курсом: логопедические занятия для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1) ».
Четкое планирование самого занятия, подведение итогов этапов занятия.
Подбор и подготовка игр и заданий
Домашнее задание (при постановке звука).
Информирование родителей о необходимых во время занятия школьных принадлежностях.
Составление расписания и оптимальных условий проведения занятий.
Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)
В завершении хочется обратить внимание на количество существующих часов, отведенных для обучения на дому. Восемь часов – это учебные предметы в начальном звене, где не предусматривается работа коррекционных педагогов, и в частности логопедов. Дети с ограниченными возможностями здоровья как никто другой нуждаются в этих занятиях и переходя на надомное обучение, не должны прерывать занятия из-за отсутствия данных часов в расписании.
Приводим пример проведения занятия (данное занятие сделано как видео презентация )
Дифференциация букв и звуков З-Ж.
Добрый день. Сейчас ты попробуешь сам назвать тему сегодняшнего занятия. Послушай загадки:
«Молоко её полезно,
В огород она залезла,
И глядит «во все глаза» -
Длиннорогая …..(коза)».
Какой звук стоит на третьем месте в слове КОЗА? (Звук [з]).
«Есть копытный великан
Шея, как подъёмный кран
С рожками, пятнистый,
Но, не очень быстрый». (Жираф). Какой звук стоит на первом месте в слове ЖИРАФ? (Звук [ж]).
Значит, какие звуки сегодня будем различать? (Сегодня будем различать звуки [з-ж]).
Давай произнесем звук [з] и определим, где находится язык и каково положение губ.
Язык находится за нижними зубами , губы в улыбке, голосовые связки работают.
Это согласный звук, звонкий (раз голосовые связки работают), твердый.
Давай произнесем звук [ж] и определим, где находится язык и каково положение губ.
Язык находится за верхними зубами , а губы округлены, голосовые связки работают.
Это согласный звук, звонкий, твердый.
1. Запиши в два столбика слова по наличию звуков [з-ж], подчеркни синим цветом буквы з-ж.
Пожар, забор, дежурный, прыжок, ваза, зонт, ужин, мимоза.
- Что сейчас делали? (Записывали в два столбика слова со звуками з-ж).
2. Определи место звука в слове, подчеркни синим цветом буквы, в скобках напиши на каком месте он находится:
Образец: дождик (ж 3) и т.д.
Фазан, лужа, гвозди, режим, сажа, загадка, базар, пижама.
-Что сейчас делали? (Самостоятельные ответы).
3. Замени звук [з] в словах на звук [ж] на слух и затем запиши полученные слова в тетрадь:
Зал – жал, залей - ?, коза - ?, зевать - ?.
-Что сейчас делали? (Самостоятельные ответы).
4.Вставь пропущенный слог –за или –жа, вставленный слог обведи простым карандашом:
Берё…, зано…, кра…, стра…, угро…, подли…, лы….
- Что сейчас делали?
5. Устная работа:
Измени слова по образцу, с чередованием звуков [з-ж]:
Образец: возить – я вожу.
Резать -…., мазать - …., сказать -…., лизать -…, грузить -…., отказать - ….
- Что сейчас делали?
6. Прочитай и запиши предложения, вставляя подходящие по смыслу слова:
Во время дождя нужен….. В джунглях живут…. Зоя легко скользит на …. У Зины в корзине ….(ежевика, обезьяны, зонт, лыжи)
- Какие звуки и буквы мы сегодня учились различать?
- Какое задание тебе понравилось больше всего?
7. Просмотр фрагмента мультфильма «Волк и семеро козлят».
Список источников:
Онлайн игры, тренажеры, презентации, уроки, энциклопедии, статьи - http://kid-mama.ru
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах : Кн. для логопеда – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 224 с.: ил.
Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: АРКТИ, 1997.-214с., илл. (Библиотека практикующего логопеда
)
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи
и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997 – 256 с.