Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ с помощью дистанционного взаимодействия. | Баширова Маргарита Викторовна, Гаврилова Ольга Витальевна. Работа №350928

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье представлен опыт работы учителей-логопедов с детьми ОВЗ школьного возраста в дистанционном формате. Перечислены категории обучающихся, которые зачисляются на коррекционные занятия. Обозначены трудности, с которыми столкнулись в работе и преимущества данной формы обучения. Представлен пример логопедического занятия.

Гаврилова Ольга Витальевна,

учитель-логопед

МАОУ Школа №4, г.Уфа

Высшая кв. категория

Баширова Маргарита Викторовна,

учитель-логопед

МАОУ Школа №4, г.Уфа

Высшая кв. категория

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ с помощью дистанционного взаимодействия.

Логопедическая служба создана в образовательных учреждениях с целью оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по русскому языку).

На занятия к логопеду зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на русском языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности); фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушение чтения и письма, обусловленное общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи, а также несформированностью лексико-грамматических средств речи (дети с ОВЗ. ЗПР вариант 7.1) Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Но, иногда, по решению ПМПК обучающийся переводится на надомное обучение. Учителя - логопеды, работающие с детьми с ОВЗ, особенно четко понимают, что малейший перерыв в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Но, занятия коррекционных педагогов в сетке учебных часов при обучении на дому не предусмотрены. А продолжать начатое необходимо. Поэтому и были организованы дистанционные занятия с детьми с ОВЗ, проживающие в удалении от школы (поселок).

Свою работу мы проводили в различных формах:

Онлайн занятия (использовалась платформа

Discord

,

WhatsApp

индивидуальные занятия).

Занятия в виде презентаций.

Онлайн консультирование родителей.

Занятия с обучающимися, как правило, проводились во внеурочное, согласованное с родителями, время.

Дистанционное обучение для детей с ОВЗ наиболее удачно применялось при работе над слоговой структурой слова, изучением и дифференциацией отдельных звуков, обогащением словаря, грамматическим строем и связной речью. В помощь учителю - логопеду существует множество интерактивных игр, которые с успехом могут быть применены в работе.

 

Трудности при дистанционном обучении вызывал процесс постановки звуков. Если визуально или на слух еще можно было добиться той или иной позиции, то формирование тактильных опор, а так же использование зондозаменителей (ватных палочек, спичек) осуществлялось только при помощи взрослых. На данном этапе логопед всё объяснял родителям, а те в свою очередь ребёнку.

При подготовке онлайн занятия учителя-логопеды придерживались определенных требований:

Планирование и проведение занятия в соответствии «Коррекционным курсом: логопедические занятия для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1) ».

Четкое планирование самого занятия, подведение итогов этапов занятия.

Подбор и подготовка игр и заданий

Домашнее задание (при постановке звука).

Информирование родителей о необходимых во время занятия школьных принадлежностях.

Составление расписания и оптимальных условий проведения занятий.

Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)

 

В завершении хочется обратить внимание на количество существующих часов, отведенных для обучения на дому. Восемь часов – это учебные предметы в начальном звене, где не предусматривается работа коррекционных педагогов, и в частности логопедов. Дети с ограниченными возможностями здоровья как никто другой нуждаются в этих занятиях и переходя на надомное обучение, не должны прерывать занятия из-за отсутствия данных часов в расписании.

Приводим пример проведения занятия (данное занятие сделано как видео презентация )

Дифференциация букв и звуков З-Ж.

Добрый день. Сейчас ты попробуешь сам назвать тему сегодняшнего занятия. Послушай загадки:

«Молоко её полезно,
В огород она залезла,
И глядит «во все глаза» -
Длиннорогая …..(коза)».
Какой звук стоит на третьем месте в слове КОЗА? (Звук [з]).

«Есть копытный великан
Шея, как подъёмный кран
С рожками, пятнистый,
Но, не очень быстрый». (Жираф). Какой звук стоит на первом месте в слове ЖИРАФ? (Звук [ж]).

Значит, какие звуки сегодня будем различать? (Сегодня будем различать звуки [з-ж]).

Давай произнесем звук [з] и определим, где находится язык и каково положение губ.

Язык находится за нижними зубами , губы в улыбке, голосовые связки работают.

Это согласный звук, звонкий (раз голосовые связки работают), твердый.

Давай произнесем звук [ж] и определим, где находится язык и каково положение губ.

Язык находится за верхними зубами , а губы округлены, голосовые связки работают.

Это согласный звук, звонкий, твердый.

1. Запиши в два столбика слова по наличию звуков [з-ж], подчеркни синим цветом буквы з-ж.

Пожар, забор, дежурный, прыжок, ваза, зонт, ужин, мимоза.

- Что сейчас делали? (Записывали в два столбика слова со звуками з-ж).

2. Определи место звука в слове, подчеркни синим цветом буквы, в скобках напиши на каком месте он находится:

Образец: дождик (ж 3) и т.д.

Фазан, лужа, гвозди, режим, сажа, загадка, базар, пижама.

-Что сейчас делали? (Самостоятельные ответы).

3. Замени звук [з] в словах на звук [ж] на слух и затем запиши полученные слова в тетрадь:

Зал – жал, залей - ?, коза - ?, зевать - ?.

-Что сейчас делали? (Самостоятельные ответы).

4.Вставь пропущенный слог –за или –жа, вставленный слог обведи простым карандашом:

Берё…, зано…, кра…, стра…, угро…, подли…, лы….

- Что сейчас делали?

5. Устная работа:

Измени слова по образцу, с чередованием звуков [з-ж]:

Образец: возить – я вожу.

Резать -…., мазать - …., сказать -…., лизать -…, грузить -…., отказать - ….

- Что сейчас делали?

6. Прочитай и запиши предложения, вставляя подходящие по смыслу слова:

Во время дождя нужен….. В джунглях живут…. Зоя легко скользит на …. У Зины в корзине ….(ежевика, обезьяны, зонт, лыжи)

- Какие звуки и буквы мы сегодня учились различать?

- Какое задание тебе понравилось больше всего?

7. Просмотр фрагмента мультфильма «Волк и семеро козлят».

Список источников:

Онлайн игры, тренажеры, презентации, уроки, энциклопедии, статьи - http://kid-mama.ru

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах : Кн. для логопеда – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 224 с.: ил.

Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: АРКТИ, 1997.-214с., илл. (Библиотека практикующего логопеда

)

Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи

и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997 – 256 с.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×