Логопедическое занятие по теме: "Употребление наречий в речи". | Логинова Нина Александровна. Работа №229296
Автор: Логинова Нина Александровна
Занятие проводится в 8 классе речевой школы. Тема "Наречие" сложна для детей с ОВЗ. Цель данного занятия - совершенствовать умения употреблять наречия в речи.
8класс. Логопедическое занятие по теме «Употребление наречий в речи».
Цель: совершенствовать умение употреблять наречия в речи.
Задачи:
Образовательная: выявить роль наречий в речи.
Развивающая: развитие логического и образного мышления; формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности.
Воспитательная: воспитание чувства коллективизма, патриотизма; умение работать в группах.
Коррекционная: учить, развивать умение аргументированному высказыванию своих мыслей.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Приветствие учащихся.
2 .Этап актуализации опорных знаний учащихся.
- О чем сегодня на занятии будем говорить, вы попробуете догадаться сами.
- Прочитайте эпиграф. О какой части речи говорит Павел Чесноков?
Иногда бывает Вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит нужно обязательно
Вам меня на помощь пригласить.
П. Чесноков.
- Мы вроде бы все уже знаем об этой части речи?
- Зачем нам это занятие, что еще должны выяснить?
3.Столкновение с проблемой.
- Посмотрите инсценировку (выступают
предварительно подготовленные ученики).
Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
- В каком классе ты учишься, молодой человек?
- В 8 Бы
- Бы ? Не знаю такого класса, А дружно вы живёте в своём классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
- Жутко дружно, ужасно и весело…А хорошо учитесь-то?
- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально… В пух и прах хвалит…Да, болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Вот тебе рецепт - учебник грамматики русского языка.
- Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чём тут ошибки?
- Как вы думаете, о чём на уроке пойдет речь?
( Запись темы занятия) (Цель ставить?)
Повторение грамматических омонимов.
Найдите предложение с наречием.
1.Утро хорошо сегодня!
2.Я хорошо себя чувствую.
2.Выдвижение рабочей версии исследования.
Выдвинем гипотезу.
- Часто ли мы используем наречия в речи? Какую роль они играют в речи?
Исследовательские задания:
Задание 1.
Прочитайте текст, озаглавьте его. Определите стиль текста. Сколько существительных, глаголов, местоимений, предлогов, прилагательных, наречий вы встретили? Выясните, какое место занимают наречия по частоте употребления. Понаблюдайте за ролью наречий в тексте, попробуйте убрать наречия из текста. Что изменится в тексте? С какой целью они вводятся? Какова цель вашего исследования?
Звезды сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошелся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно. (сущ- - 8,гл -7,местоим – 2, предлог – 3, прилаг -2, нареч –8)
Как бы вы озаглавили отрывок?
(
Рассвет.В
лесу)
Чем необычна нарисованная автором картина леса? (Образная, выразительная, яркая)
Чем это достигается? (Использованием таких словосочетаний глаголов с наречиями, как сверкали остро и холодно, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно).
- Перепишите текст, вставив в него наречия. Количество точек совпадает с кол-вом букв в словах.
Задание 2.
- Наречия часто употребляются в поэтических текстах.
Прочитать отрывки из стихотворений, найти и в них наречия. Определите способ их образования слов. Какова роль наречий в поэтических текстах?
1.Деревья жалобно шумели,
Когда настали холода;
Лишь ель молчала равнодушно
И зеленела, как всегда. (А.Плещеев)
2.Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
(Ф.Тютчев)
3.Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
(Ф.Тютчев)
4.Серый день ползёт лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.
Сердце стынет понемногу.
(А.Фет)
5.Робко месяц смотрит в очи,
Изумлён, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
(А.Фет)
Задание 3.(работа в парах)
.Найдите
ошибки, связанные с употреблением наречий. Устраните их.
1. Обратно проливной дождь пошёл.
2. Реки в Сибири ужасно глубокие.
3. Папа взял длинную рейку и распилил ее пополам. Потом рубанком тщательно обстрогал её. Потом шкуркой отшлифовал рейку.
4. Вперед надо подумать, а потом отвечать.
5. Отряд двинулся в путь, спереди шел Володя.
6. Иван, держитесь более свободнее.
Задание 4. (Работа в парах)
Прочитайте выразительно текст.
Определите стиль текста. Какова основная мысль этого текста? Найдите в тексте наречия и замените их синонимичными фразеологизмами.
Шёл медленно пёс Барбос
И вот что говорил невнятно:
« Мы
жили с котом дружно,
Но внезапно он закон нарушил».
Теперь уйду я далеко,
Никогда
не передам привета.
Вы дружбу дорого цените,
Необдуманно лишних слов не говорите.
Для справок:
Душа в душу, на край света, черепашьим шагом, с бухты-барахты, во веки вечные, себе под нос, как снег на голову, на вес золота.
Задание 5.
Учитель предлагает просмотреть видеоряд «Солнце» и подобрать слова, с помощью которых можно выразить отношение к увиденному. Слова должны отвечать на вопрос как?
Задание 6. ( Работа в парах).
Прочитайте текст, определите стиль текста, озаглавьте его. Вставьте подходящие по смыслу наречия, определите их роль. Объясните орфограммы в наречиях.
………. поднимается солнце. Оно всходит …….. ярким светом. ……… это огненное чудо только ……. пригревает землю, ……… смотрит на распускающиеся цветы, ……… улыбается щебечущим птичкам. ….…. оно ………… сверкает и ……… припекает. Солнце ………. трудится весь день, ……. даря тепло и радость.
Слова для справок: (с)начала, весело, (без) устали, рано, медлен…о, горяч..,(по ) дружески, ослепительно, постепен… о, (с)легка, потом, щедро.
Задания:
1. Прочитайте текст.( один ученик читает)
2. Докажите, что это текст. Определите тип речи. Обоснуйте своё мнение.
3. Может ли этот текст обойтись без наречий?
(Медленно поднимается солнце. Оно всходит рано ярким светом. Сначала это огненное чудо только слегка пригревает землю, по - дружески смотрит на распускающиеся цветы, весело улыбается щебечущим птичкам. Потом оно ослепительно сверкает и горячо припекает. Солнце без устали трудится весь день, щедро даря тепло и радость. )
7.Подведение итогов занятия.
-Ребята, какой вывод можете сделать вы по занятию?
- Широко ли используются наречия в речи? Какова их роль?
- Мы с вами увидели, что все тексты не могут существовать без наречий, они помогают нам ясно и чётко представить описываемый предмет, передают авторское отношение к изображаемому.
- Итак, употребление наречий характерно для
письменной и устной речи. Их часто используют поэты и прозаики, так как они придают речи образность и выразительность.