Логоритмические упражнения в повседневной практике педагога | Анна Карловна Швецова. Работа №351177. Номер работы: №351177
Нейрологоритмика является современной, инновационной, комплексной и междисциплинарной технологией, представляющей систему терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики. Она объединяет в себе логопедический и нейропсихологический подход: логопедическую ритмику и нейрокоррекцию по методу замещающего онтогенеза А.В. Семенович.
Метод замещающего онтогенеза (МЗО) – базовая нейропсихологическая технология, направленная на активизацию всех ресурсов пластичности мозга.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 «Солнышко»
План по самообразованию
учителя-логопеда Швецовой А.К.
Тема: «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
2023-2024 учебный год
Тема самообразования учителя-логопеда:
«Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цели:
-Выявление эффективности использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
-Повышение своего профессионального уровня.
Перспективный план самообразования:
Этапы реализации
Формы работы
Сроки
этап
-
теоретический
1.Изучение литературы по данной теме.
Литература для изучения:
Н.А. Олейник «Формирование связи образа и слова при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008.
С.А. Петухова «Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет», СПб, 2009.
Т.П. Николаева «Использование мнемотехник на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».
2.Собрать дополнительный материал по развитию связной речи методами мнемотехники детей старшего дошкольного возраста из Интернет – источников.
3.Составить плана работы по самообразованию.
Сентябрь
2 этап - практический
1. Проведение обследования и выявление уровня связной речи у детей с ОНР в ходе применения специализированных приемов и методов по развитию связной речи.
2.Формирование картотеки и материала по работе с мнемоквадратами, мнемотаблицами, мнемодорожками.
3. Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Что такое мнемотехника».
4. Знакомство детей с символами мнемотехники: с мнемоквадратами, со значками, моделями.
5.Оформление картотеки «Сказки в мнемотаблицах»
6.Разучивание стихотворений к Новогоднему утреннику с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек.
7. Проведение итоговой диагностики уровня развития связной речи у детей.
8. Проведение мастер-класса для воспитателей: «Развитие речевой активности у дошкольников средствами устной речи в различных формах и видах детской деятельности».
Октябрь-апрель
3 этап - аналитический
Отчет о работе над темой самообразования
Май
Отчет о работе над темой самообразования учителя-логопеда Швецовой А.К. МБДОУ д/с № 9 «Солнышко».
Индивидуальная тема самообразования: «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
но, если свяжите двадцать таких слов
с картинками, их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих общее недоразвитие речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной связной речи принимает глобальный характер.
Основной задачей мы видим преодоление ОНР, формирование интереса к процессу обучения. Необходимо искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми материала. Одним из таких средств является мнемотехника.
Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Затем задания усложняют, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из нескольких картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Самая сложная структура – это мнемотаблицы. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Мнемотехника многофункциональна. На её основе также создаются разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели необходимо придерживаться следующих требований:
· модель должна отображать обобщённый образ предмета;
· раскрывать существенное в объекте;
· замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
В результате использования таблиц - схем и мнемотаблиц:
-Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
-Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
-Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
-Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Таким образом, использование мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.
Цель:
-Выявление эффективности использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
-Повышение своего профессионального уровня
Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, ознакомиться с инновационными методиками использования мнемотаблиц.
2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.
3. Создать условия для повышения уровня развития связной речи у детей с ОНР в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.
4.Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
5. Пополнить развивающую предметно - пространственную среду в кабинете в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц.
6. Обобщить результаты проведенной работы.
Мною была изучена литература: Т.П. Николаева «Использование мнемотехник на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».
Пополнила предметно – развивающую среду логопедического кабинета мнемотаблицами, мнемодорожками и использую на занятиях по развитию связной речи.
Провела мастер-класс для воспитателей: «Развитие речевой активности у дошкольников средствами устной речи в различных формах и видах детской деятельности».
В дальнейшем планирую использовать приобретённый и созданный дидактический материал в своей практической работе, дополнять его новыми пособиями.
Год работы над темой: 2023-2024 уч. год.