Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Логоритмика - эффективное средство коррекции речевых нарушений у дошкольников | Гамбарова Эльвие Эдемовна. Работа №338449. Номер работы: №338449

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается методика логоритмики как эффективный способ коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Логоритмика представляет собой комплекс упражнений и игр, основанных на сочетании движения, слова и музыки, направленных на развитие речи у детей. Статья также подчеркивает игровой характер логоритмики, ее влияние на развитие моторики речи и физических навыков у детей.

Ключевые слова: логоритмика, речевые нарушения, коррекция, дети дошкольного возраста, методика, игровые упражнения.

ЛОГОРИТМИКА - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Гамбарова Эльвие Эдемовна, учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 100 Островок, г.о. Тольятти
Аннотация: В статье рассматривается методика логоритмики как эффективный способ коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Логоритмика представляет собой комплекс упражнений и игр, основанных на сочетании движения, слова и музыки, направленных на развитие речи у детей. Статья также подчеркивает игровой характер логоритмики, ее влияние на развитие моторики речи и физических навыков у детей.
Ключевые слова: логоритмика, речевые нарушения, коррекция, дети дошкольного возраста, методика, игровые упражнения.
В современном обществе речевые нарушения у детей стали проблемой, требующей особого внимания и комплексного подхода. Одним из эффективных способов коррекции таких нарушений является логоритмика - инновационная методика, основанная на использовании ритмической основы для развития речи у дошкольников.
Логоритмика — это комплекс специальных упражнений и игр, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач на основе сочетания движения, слова и музыки. Суть методики заключается в использовании музыкального ритма для стимулирования правильного произношения слов и фраз. Регулярные тренировки по логоритмике способствуют формированию правильной артикуляции и развитию связной и плавной речи у малышей.
Основная цель логоритмики - сформировать у ребенка навыки свободного и грамотного общения. Для этого используются специально разработанные методы и техники, которые помогают развивать речевые функции малыша. Кроме того, логоритмика способствует формированию позитивного отношения к речи, развитию творческого мышления и умения слышать и понимать окружающих людей.
Речевые нарушения являются общей проблемой, с которой сталкиваются многие дошкольники. Они могут включать в себя различные виды нарушений, как фонетические, фонологические, морфологические, синтаксические и лексические. Каждый вид речевого нарушения имеет свои особенности и требует специального подхода к коррекции.
Коррекция речевых нарушений с использованием логоритмики эффективна во многих случаях. Например, при фонетических нарушениях, связанных с заменой звуков или искажением их произношения, упражнения логоритмики помогают ребенку осознать и контролировать движения артикуляционных органов и правильно воспроизводить звуки.
Для детей с фонологическими нарушениями, связанными с нарушением звуковых закономерностей в речи, логоритмика помогает осознать и усвоить эти закономерности через игровые упражнения и воспроизведение мелодичных ритмических структур.
Морфологические нарушения, связанные с неправильным использованием морфем и окончаний, также могут быть скорректированы с помощью логоритмики. Дети учатся анализировать и правильно образовывать словоформы с помощью ритмических мелодий.
Лексические и синтаксические нарушения, связанные с недостаточным словарным запасом и неправильным построением предложений, также поддаются коррекции через логоритмику. Дети учатся расширять свой лексический запас и правильно организовывать свои высказывания с помощью музыкальных игр и ритмических упражнений.
Одним из основных преимуществ логоритмики является ее игровой характер. Для детей в этом возрасте игра является основным способом общения и получения новых знаний. С помощью логоритмических игр, ребенок участвует в различных речевых активностях, которые способствуют его развитию.
Логоритмика также помогает развивать моторику речи у детей. Они осваивают правильное артикулирование звуков, тренируют мышцы лица и языка, что существенно влияет на качество и плавность речи. Логоритмические игры, которые включают элементы двигательной активности, не только развивают речевые функции, но и способствуют развитию физических навыков и координации движений.
Работа с логоритмикой начинается с диагностики речевых недостатков и определение индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это помогает понять, какие конкретные методики и задания будут наиболее эффективными для данного ребенка.
После проведения диагностики следует выбор методики работы с логоритмикой, которая состоит из нескольких этапов:
1) Знакомство с основными элементами речи, такими как звуки, слоги, слова, предложения. Ребенку показывают картинки с предметами, звук которых необходимо найти, произнести и преобразовать в слово или предложение. Это помогает развивать у ребенка восприятие звуков речи, аудитивное внимание и говорение.
2) Далее дети учатся преобразовывать звуки в буквы и сочетания букв. Для этого используются различные игровые и учебные задания, такие как раскрашивание букв, составление слов по слогам или составление предложений по буквам. Такая работа помогает развивать зрительное восприятие букв, память и логическое мышление.
3) Развитие артикуляции и артикуляционно-моторных навыков. Для этого используются специальные упражнения и тренировки по развитию губно-языкового аппарата. Ребенку предлагаются упражнения на произношение звуков, слогов и слов с разной сложностью. Такая работа помогает улучшить артикуляцию звуков, развить голос и дыхание.
4) Развитие аудиативного восприятия и различения звуков. Для этого используются звуковые и ритмические игры, а также слуховые тренировки. Ребенку предлагаются задания на узнавание и различение звуков речи, ритмического повторения звуков, анализа и синтеза слогов и слов. Это помогает развивать слуховое внимание и память, а также способствует формированию правильного произношения.
Примеры логоритмики включают в себя разнообразные игровые упражнения, созданные с учетом возрастных особенностей детей:
- Упражнение "Подсчитай звуки". Для его проведения необходимо предложить ребенку изобразить на пальцах количество звуков в заданном слове или фразе. Например, можно предложить ребенку изобразить на пальцах количество звуков в слове "кошка". Дети с речевыми нарушениями часто заменяют или пропускают звуки, поэтому такое упражнение поможет им осознать количество звуков в слове и правильно произнести его.
- Игровое упражнение с использованием песенки. Например, можно предложить детям исполнить песенку "Поезд". Во время исполнения песни, дети должны подражать звукам поезда, воспроизводя их воображаемыми действиями. Такое упражнение помогает развить артикуляцию звуков и моторику речи.
- Упражнение "Летний фруктовый салат". Оно направлено на развитие слухового восприятия и фонематического слуха детей. В ходе упражнения, ребенок должен слушать последовательность звуков и называть фрукт, начинающийся с этого звука. Например, если звучит звук "м", ребенок должен назвать фрукт "мандарин". Такое упражнение помогает детям различать звуки и правильно произносить слова.
В заключении следует отметить, что логоритмика является эффективным и достаточно новым методом коррекции речевых нарушений у дошкольников. Ее основная цель - развитие речевых функций малыша и формирование у него навыков свободного и правильного общения. Системность и индивидуальный подход к каждому ребенку делают эту методику особенно эффективной.
Список литературы
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа логопеда с детьми с нарушениями речи. — М.: Альва-пресс, 2014.
Леонгард Э.И. Психокоррекционные упражнения для детей с нарушениями речи. — СПб.: Речь, 2008.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×