Логоритмика для детей в детском саду | Корбут Оксана Вячеславовна. Работа №344530
Аннотация. В статье раскрывается значимость логоритмики как важного направления коррекционной педагогики, направленного на развитие речи, музыкальных и двигательных навыков у детей дошкольного возраста. Рассматриваются основные задачи логоритмических занятий, их влияние на физическое, психическое и речевое развитие ребёнка, а также принципы их организации. Логоритмика помогает детям развивать правильную артикуляцию, координацию движений и музыкальный слух, что в совокупности способствует гармоничному развитию дошкольников.
Ключевые слова: логоритмика, речевое развитие, дошкольники, двигательные навыки, музыкальное воспитание, коррекционная педагогика.
ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Корбут Оксана Вячеславовна, воспитатель
МОУ СОШ №24 г.Подольск
Аннотация. В статье раскрывается значимость логоритмики как важного направления коррекционной педагогики, направленного на развитие речи, музыкальных и двигательных навыков у детей дошкольного возраста. Рассматриваются основные задачи логоритмических занятий, их влияние на физическое, психическое и речевое развитие ребёнка, а также принципы их организации. Логоритмика помогает детям развивать правильную артикуляцию, координацию движений и музыкальный слух, что в совокупности способствует гармоничному развитию дошкольников.
Ключевые слова: логоритмика, речевое развитие, дошкольники, двигательные навыки, музыкальное воспитание, коррекционная педагогика.
Логоритмика — это методика, сочетающая в себе элементы музыки, движения и речи, направленная на коррекцию и развитие речевых навыков у детей. Она возникла на стыке логопедии, музыкальной педагогики и двигательной терапии и имеет особую ценность в работе с детьми дошкольного возраста. В дошкольном периоде особенно важно уделять внимание развитию речи, поскольку именно в это время закладываются основы грамотного и чёткого произношения, а также развивается умение правильно выражать свои мысли. Логоритмические занятия представляют собой оптимальное средство для гармоничного развития речи, моторики и музыкального слуха ребёнка, что делает их неотъемлемой частью дошкольного воспитания.
Логоритмика — это не просто сочетание музыкальных и речевых упражнений. Она способствует развитию сразу нескольких сфер детского организма:
Речевое развитие. Логоритмика помогает детям вырабатывать правильную артикуляцию, улучшать дикцию, расширять словарный запас. За счёт музыкальных и двигательных упражнений активизируются речевые центры мозга, что способствует улучшению речевой координации.
Развитие координации и моторики. Упражнения, связанные с ритмичными движениями, танцами, играми, укрепляют крупную и мелкую моторику, которая, в свою очередь, тесно связана с развитием речи. Чем лучше ребёнок координирует свои движения, тем легче ему контролировать артикуляционный аппарат.
Формирование музыкального слуха и ритма. Музыкальные упражнения развивают у детей чувство ритма, музыкальный слух и способность воспринимать ритмические структуры, что не только положительно сказывается на речевом развитии, но и стимулирует общее интеллектуальное развитие ребёнка.
Психоэмоциональное развитие. Логоритмические занятия помогают детям снять эмоциональное напряжение, учат их лучше контролировать свои эмоции, что особенно важно для дошкольников, которые часто испытывают трудности с саморегуляцией.
Логоритмика решает несколько важных задач, которые направлены на всестороннее развитие ребёнка:
Коррекция и развитие речи. Это основная задача логоритмики, особенно актуальная для детей с нарушениями речи. На занятиях дети учатся чётко произносить звуки, улучшать дикцию и интонацию речи.
Развитие двигательной координации. Выполнение ритмических движений помогает детям синхронизировать движения с музыкой, улучшая координацию и общую двигательную активность.
Развитие чувства ритма. Логоритмические упражнения, основанные на ритмических структурах, помогают детям осваивать музыкальные ритмы, что благоприятно сказывается на восприятии времени и пространства.
Социализация и командная работа. Логоритмика часто включает в себя групповые упражнения и игры, что способствует развитию навыков общения и взаимодействия с другими детьми.
Логоритмические занятия проводятся в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям дошкольников. Дети в этом возрасте наиболее восприимчивы к обучению через игру, поэтому важно выстраивать занятия так, чтобы они были интересными, динамичными и увлекательными. Важным элементом логоритмики является использование музыки, песен, танцев и ритмичных движений, что делает занятия более привлекательными для детей.
Музыкально-ритмические игры. Музыкальные игры являются основой логоритмики. В них дети выполняют движения под музыку, учатся чувствовать ритм и выражать его через тело. Например, игры с хлопками в такт музыке или марши под ритмичную мелодию.
Артикуляционные упражнения под музыку. Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата, можно проводить под музыку, что делает их более увлекательными для детей. Это могут быть игры, где дети повторяют за педагогом определённые звуки и ритмы.
Танцевальные композиции. Танец помогает детям развивать координацию движений, чувство ритма и музыкальный слух.
Дыхательные упражнения. Правильное дыхание — важный элемент в развитии речи. Логоритмические занятия часто включают упражнения на развитие дыхательной системы, такие как выдувание пузырей, имитация дуновения ветра, упражнения с мыльными пузырями. Эти игры помогают детям контролировать дыхание.
Игры на координацию. В логоритмике широко применяются игры, направленные на улучшение координации. Например, это могут быть задания, где дети должны повторять за педагогом определённые ритмичные движения под музыку.
Примеры логоритмических упражнений.
Игра «Весёлые хлопки». Дети слушают простую мелодию, а воспитатель показывает ритм, который нужно повторять, хлопая в ладоши. Постепенно ритм может усложняться, а движения разнообразиться — добавляются прыжки, притопы или приседания.
Игра «Танец со словами». Дети под музыку произносят слова с определёнными звуками, например, «ш», «с», «р», и выполняют движения, соответствующие этим звукам. Это помогает закрепить правильное произношение сложных звуков.
Таким образом, можно сделать вывод, что логоритмика — это эффективный метод коррекционной педагогики, который способствует всестороннему развитию ребёнка.
Список литературы
Дмитриченко, Л. Г. Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий / Л. Г. Дмитриченко, О. А. Серова, Н. Г. Шеховцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 471-472. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59082/.
Малахова, Ю. Ц. Логоритмика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста / Ю. Ц. Малахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67217/.
Смирнова, А. В. Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста / А. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 85-89. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77600/.