Логоритмика как метод общения с детьми ОВЗ | Логинова Алеся Игоревна. Работа №264637
Автор: Логинова Алеся Игоревна
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодня очень актуальна. Чем выше двигательная активность ребенка,тем лучше развивается его речь.Для профилактики и устранения таких нарушений развития ребенка свою эффективность показали логоритмические упражнения с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодня очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих речевые нарушения, возникшие вследствие различных синдромов. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические упражнения с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других осознанными. Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Музыкально-двигательные упражнения способствуют развитию у малышей тонкой и общей моторики, просодической стороны речи, ее координации с движением, позволяют добиться его выразительности, будят в ребятах творческое воображение. Именно на этой закономерности основан один из методов логопедической работы по развитию речи ребёнка – логоритмика. Она связывает воедино слово, музыку и движение.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Логоритмика состоит из следующих элементов:
логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления. Первое направление логоритмической работы – развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Оригинальные тексты песенок вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения. Занимательные распевки я использую в работе с детьми разных возрастов. Старшие дошкольники способны пропеть уже весь текст. Их внимание я акцентирую на звукопроизношении и на четкости дикции. Малыши же, только пытаются допеть за мной отдельные слова и словосочетания.
Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как: И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.
Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.