Логоритмика как средство речевого развития детей дошкольного возраста | Королева Елена Николаевна. Работа №312712
Важным звеном логопедической коррекции является логопедическая ритмика. Основная ее цель — преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой. В системе логопедической работы с дошкольниками логоритмика выполняет также оздоровительную функцию, способствует решению общеобразовательных задач, содействует умственному и эстетическому воспитанию детей. Логоритмика как средство коррекции традиционно рассчитана на коллектив детей с одинаковыми нарушениями речи или со сходным уровнем речевого развития.
Логоритмика как средство речевого развития детей дошкольного возраста
С каждым годом отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в речевом и психомоторном развитии. Учитывая это, в нашем детском саду (корпусе) были организованы логоритмические занятия. Эти занятия посещают дети, не только с нарушением речи, но и часто болеющие дети, так как логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благоприятное влияние на здоровье детей. Посещать занятия начинают дети со 2 младшей группы. Наполняемость группы 15 человек. Занятия проходят два раза в неделю, длительностью 20-30 минут. Они планируются и проводятся совместно логопедом и музыкальным руководителем. При планировании учитывается уровень моторных и речевых навыков, которыми обладают дети на данный момент, а также учитывается возраст детей. Занятия по логоритмики составляются с опорой на лексические темы и проводятся в игровой форме, поскольку в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Обязательно в каждом занятии есть свой сюжет. Например, дети путешествуют в осенний лес (тема «Осень»), на игрушечную фабрику (тема «Игрушки»), также путешествуют вместе со снежинкой по зимнему лесу (тема «Зимующие птицы»), помогают героям сказок Федоре вернуть посуду (тема «Посуда»), мухе-Цокотухе спастись от паука, снеговику отправить деду Морозу письмо. Речевой материал заранее не разучивается, и все упражнения выполняются по подражанию. Все виды логоритмических игр и упражнений дети выполняют в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Логоритмическое занятие состоит из трех частей:
В вводную часть — входит приветствие, объявления темы и проведения разминки, которая включает различные виды двигательных упражнений под музыку (Обычная ходьба, ходьба на носочках, на пятках, с высоким подниманием коленей, ходьба в полуприседе, бег по залу на носочках, боковой галоп, поскок с продвижением вперед, бег «змейкой», ходьба приставным шагом, ходьба по залу с хлопками), задания на изменение направлений.
В основную часть – включают разнообразные виды деятельности.
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
Эти упражнения помогают детям научиться регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц. (Упражнение «
Робот-тряпичная
кукла»
)
Игровой массаж
.
Служит для снятия излишн
его мышечного утомления
и
напряжения.
Например, самомассаж лица «Стирка»
Упражнения
на развитие дыхан
ия
. Эти упражнения
п
омо
гают
детям выработать пр
авильное диафрагмальное дыхание, а
также
продолжительность
,
силу
и
правильное
распределение
выдоха. В упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе.
Ф
онопедические
упражнения
. Они
развивают основные качества голоса – силу и высоту,
но и
направлен
ы
на
укрепл
ение и
оздоровление голосового аппарата
. В холодное время года эти упражнения
можно
выполня
ть
ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются
фонопедически
е
упражнения по
В.Емельянову
.
П
альчиков
ая гимнастика
для
развити
я
мелкой моторики
пальцев рук
.
Ритмические упражнения
. Они направлены на выработку темпа и ритма речи и учат ребенка ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз.
Упражнения с элементами танцев
.
Эти у
пражнения способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма.
Упражнения на развитие координации движений и речи.
Игры на развитие мимики
Упр
ажнения на развитие артикуляции.
Упражнения артикуляционной
гимнастики в сочетании
с движениями кистей и пальцев рук.
Эти упражнения способствуют развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений.
Пение
. В пении вырабатывается координация слуха и голоса, воспитывается последовательность и организованность речи.
Песни с движениями
.
Упражнения, способствующие формированию лексико-грамматической стороны речи.
Упражнения на развитие речевого внимания.
Эти упражнения приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней.
Подвижные игры
, которые
характеризуются большой эмо
циональностью. В них включаются бег, прыжки, ходьба, которые требуют быстроты реакции, силы, ловкости.
В заключительную часть занятия входят упражнения на восстановление дыхания (различные виды спокойной ходьбы ), релаксационные упражнения под спокойную музыку.
Опыт проведения логоритмических занятий показывает, что эти занятия способствует стимулированию речевой активности и развитию коммуникативных навыков у детей, помогают увеличить словарный запас дошкольников, а также улучшить их внимание и память.
Опыт проведения логоритмических занятий показывает, что на этих занятиях дети получают эмоциональное, физическое, эстетическое удовольствие.