Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Логоритмика как средство социальной адаптации детей с ТНР | Цуркан Валентина Ивановна. Работа №351862

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье раскрывается значение логоритмики как эффективного метода социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Рассматриваются механизмы воздействия логоритмических упражнений на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и двигательной активности детей с особыми образовательными потребностями. Автор анализирует роль музыкально-ритмических занятий в укреплении межличностного взаимодействия, повышении самооценки и формировании навыков социализации у детей с ТНР в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: логоритмика, ТНР, социальная адаптация, коммуникативные навыки, ритмическая деятельность, эмоциональная сфера, дошкольное образование.

ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ТНР

 

Цуркан Валентина Ивановна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 396 «Подсолнушек», г. Нижний Новгород

 

Аннотация. В статье раскрывается значение логоритмики как эффективного метода социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Рассматриваются механизмы воздействия логоритмических упражнений на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и двигательной активности детей с особыми образовательными потребностями. Автор анализирует роль музыкально-ритмических занятий в укреплении межличностного взаимодействия, повышении самооценки и формировании навыков социализации у детей с ТНР в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: логоритмика, ТНР, социальная адаптация, коммуникативные навыки, ритмическая деятельность, эмоциональная сфера, дошкольное образование.

 

Современная система дошкольного образования всё чаще сталкивается с необходимостью разработки и внедрения специализированных методик, направленных на поддержку детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Одной из таких методик является логоритмика, которая сочетает элементы музыки, движения и речи. Её цель заключается не только в коррекции речевых нарушений, но и в формировании у детей навыков, необходимых для успешной социализации.

Дети с ТНР часто испытывают трудности не только в речевой деятельности, но и в установлении контакта с окружающими, выражении эмоций и участии в коллективных играх. Эти проблемы нередко приводят к изоляции, снижению самооценки и затруднениям в адаптации к образовательной среде. Логоритмика, основывающаяся на единстве ритма, движения и слова, создаёт условия для гармоничного развития ребёнка, стимулируя его речевую и эмоциональную активность.

Музыкально-ритмическая деятельность является ключевым компонентом логоритмических занятий. Ритм, как один из базовых элементов, способствует организации двигательной и речевой активности, улучшению координации и внимания. Упражнения с использованием музыкального сопровождения помогают детям осваивать новые движения, синхронизировать их с речевыми фразами и звуками, что, в свою очередь, положительно влияет на темп и интонацию речи.

Особое значение в логоритмике имеет развитие коммуникативных навыков. Выполняя упражнения в группе, дети учатся взаимодействовать друг с другом, соблюдать очередность, выражать свои эмоции через движения и речь. Постепенно у них формируется чувство принадлежности к коллективу, повышается уверенность в собственных силах. Совместные занятия создают атмосферу поддержки и принятия, что особенно важно для детей с ТНР, которые часто ощущают себя оторванными от сверстников.

Логоритмика также оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребёнка. Мелодия, ритм и движения помогают ребёнку выразить свои чувства, снять напряжение и развить эмпатию. Участие в музыкально-двигательной активности активизирует работу правого и левого полушарий мозга, что способствует не только развитию речи, но и общему эмоциональному состоянию ребёнка. Дети с ТНР начинают более осознанно воспринимать окружающий мир, лучше понимать свои эмоции и эмоции окружающих.

Ещё одним важным аспектом логоритмики является её способность интегрировать детей с ТНР в образовательный процесс. Логоритмические занятия легко адаптируются к индивидуальным возможностям ребёнка, что позволяет каждому участнику ощущать свою значимость и успех. Регулярное участие в таких занятиях помогает детям овладевать социально приемлемыми формами поведения, понимать и выполнять правила, что крайне важно для их дальнейшей адаптации в коллективе.

В условиях дошкольного образовательного учреждения логоритмика становится эффективным инструментом работы с детьми, имеющими ТНР. Занятия строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их потребностей и уровня развития. Важной задачей педагога является создание комфортной и стимулирующей среды, где ребёнок сможет проявить свои способности и почувствовать себя частью коллектива.

Таким образом, логоритмика не только способствует развитию речи и двигательной активности детей с ТНР, но и выполняет важную социально-адаптационную функцию. Она помогает детям преодолевать коммуникативные барьеры, находить общий язык со сверстниками, укреплять эмоциональную устойчивость и повышать самооценку. Этот метод является мощным инструментом формирования социальной компетентности и интеграции детей с ТНР в общество.

 

Список литературы

 

1. Астапова В. А. Музыкальная деятельность как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования в условиях инклюзии / В. А. Астапова, Н. В. Гребенкина, О. В. Пронина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 371-373.

2. Гурякова Е. Р. Логоритмика как средство развития просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата / Е. Р. Гурякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 347-349.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×