Логоритмика в детском саду Дыхательно-артикуляционный тренинг | Колегова Ольга Сергеевна. Работа №342166
Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, сочетающий музыку, движения и слова стихотворений или песенок. Цель логоритмики — развитие речи ребёнка и устранение речевых нарушений. Задачи логоритмики включают развитие чувства ритма, обучение правильному речевому дыханию, улучшение моторики и плавности произнесения слов.
Логоритмика в детском саду
Дыхательно-артикуляционный тренинг
Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, который сочетает в себе музыку, движения и слова стихотворений или песенок. Она помогает развивать речь ребёнка, устранять речевые нарушения и улучшать общее развитие.
Цели логоритмики в детском саду:
развитие речи ребёнка;
устранение речевых нарушений;
развитие чувства ритма и такта;
обучение правильному речевому дыханию;
улучшение общей и мелкой моторики;
развитие внимания, памяти и слухового восприятия;
включение в речь ребёнка мимики и жестов;
обучение плавности произнесения слов и фраз.
Задачи логоритмики в детском саду:
развить чувство ритма и такта;
научить правильному речевому дыханию;
улучшить общую и мелкую моторику;
развить внимание, память и слуховое восприятие;
включить в речь ребёнка мимику и жесты;
научить плавности произнесения слов и фраз.
Польза логоритмики для развития детей:
развитие речи и устранение речевых нарушений;
развитие чувства ритма и такта;
обучение правильному речевому дыханию;
улучшение общей и мелкой моторики;
развитие внимания, памяти и слухового восприятия;
включение в речь ребёнка мимики и жестов;
обучение плавности произнесения слов и фраз.
Логоритмика — это эффективный метод развития речи и общего развития детей. Она помогает ребёнку стать более уверенным и успешным в будущем.
Логоритмика включает в себя различные методики и упражнения, направленные на развитие речи, моторики, внимания и других навыков у детей дошкольного возраста. Вот некоторые из них:
Пальчиковая гимнастика — то упражнения для развития мелкой моторики и координации движений пальцев. Они помогают улучшить речь, внимание и память. Примеры пальчиковых игр: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая».
Дыхательно-артикуляционный тренинг — это упражнения для развития речевого дыхания и артикуляции. Они помогают улучшить произношение звуков, голос и плавность речи. Примеры дыхательных упражнений: задувание свечи, надувание шариков, игра на дудке.
Игровой массаж — это массаж пальцев и кистей рук для стимуляции речевых зон. Он помогает улучшить кровообращение и обмен веществ в тканях, что способствует развитию речи. Примеры массажных упражнений: катание карандаша между ладонями, растирание пальцев.
Театрализованные игры — это разыгрывание сказок и историй с помощью мимики, жестов и речи. Они помогают развивать воображение, фантазию и эмоциональную сферу. Примеры театрализованных игр: «Репка», «Колобок», «Теремок».
Танцевально-ритмические упражнения — это движения под музыку для развития чувства ритма и координации. Они помогают улучшить пластичность, гибкость и выносливость. Примеры танцевальных упражнений: «Танец маленьких утят», «Цыганочка», «Яблочко».
Эмоционально-волевой тренинг — то упражнения для развития эмоциональной сферы и управления своими эмоциями. Они помогают научиться выражать свои чувства и переживания, а также контролировать своё поведение. Примеры эмоционально-волевых упражнений: «Зеркало», «Комплимент», «Подарок другу».
Логоритмические занятия проводятся индивидуально, в группах или подгруппах, с использованием музыкальных инструментов, игрушек и других материалов.
Поговорим подробнее о дыхательно-артикуляционном тренинге.
Дыхательно-артикуляционный тренинг — это методика, направленная на развитие речевого дыхания и артикуляции у детей. Он состоит из следующих компонентов:
Упражнения на развитие дыхания: выработка правильного диафрагмального дыхания, длительности выдоха, его силы и постепенности.
Упражнения на развитие голоса: укрепление мышц голосового аппарата, улучшение качества голоса.
Упражнения на развитие артикуляции: укрепление мышц артикуляционного аппарата, улучшение подвижности губ, языка, нижней челюсти.
Игровые упражнения: развитие координации движений, внимания, памяти, воображения.
Тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счёт, с музыкальным сопровождением и опорой на дирижёрский жест и образец педагога.
Тренинг проводится в игровой форме и включает следующие этапы:
Организационный момент: дети рассаживаются на стулья, поставленные кругом.
Сообщение темы и цели занятия: тема занятия — «Дыхательно-артикуляционные комплексы».
Практическая часть: выполнение упражнений для губ и языка, дыхательных упражнений, речевых упражнений на основе звукосочетаний и скороговорок.
Рефлексия: обсуждение результатов занятия, выявление трудностей и успехов.
Подведение итогов: оценка работы детей, определение дальнейших задач и перспектив развития.
Во время тренинга используются различные материалы и оборудование, такие как раздаточный материал со звукосочетаниями, mp3-проигрыватель, мяч, скакалки.
Дыхательно-артикуляционный тренинг для детей старшего дошкольного возраста может включать следующие компоненты:
Упражнения на развитие дыхания:
выработка диафрагмального дыхания;
длительность выдоха;
сила выдоха;
постепенность выдоха.
Упражнения на развитие голоса:
укрепление мышц голосового аппарата;
улучшение качества голоса.
Упражнения на развитие артикуляции:
укрепление мышц артикуляционного аппарата;
улучшение подвижности губ, языка и нижней челюсти.
Игровые упражнения:
развитие координации движений;
внимание;
память;
воображение;
коммуникативные навыки.
Творческие задания:
сочинение историй, сказок или стихов с использованием звуков и слов, которые ребёнок научился правильно произносить.
Работа с родителями:
проведение консультаций и мастер-классов для родителей по выполнению домашних заданий и закреплению полученных навыков.
Вот несколько примеров упражнений для дыхательно-артикуляционного тренинга:
Упражнение «Ныряльщики»: ребёнок делает вдох ртом, обхватывая себя руками и приседая, затем делает выдох носом.
Упражнение «Немое кино»: ребёнок озвучивает звук на длительном выдохе после показа беззвучной артикуляции гласного звука логопедом.
Упражнение «Ворона»: ребёнок поднимает руки через стороны вверх, делая вдох, затем медленно опускает руки, делая выдох с произнесением звукоподражания «кар».
Упражнение «Снежок»: ребёнок выдувает воздух на бумажную снежинку, стараясь направить его так, чтобы снежинка слетела с ладони.
Дыхательно-артикуляционный тренинг имеет большое значение для развития речи и здоровья детей. Он способствует преодолению речевых нарушений, развитию плавного и длительного речевого выдоха, увеличению объёма лёгких и укреплению дыхательной мускулатуры. Этот тренинг также корректирует тонкую моторику и вырабатывает правильный артикуляционный уклад для постановки проблемных звуков.
Регулярное выполнение упражнений на развитие подвижности органов артикуляции и улучшение дыхания помогает детям научиться чётко произносить различные звуки и улучшает их речь. Использование различных игровых методов и приёмов делает занятия интересными и увлекательными для детей, что повышает их мотивацию и активность в процессе обучения.
Таким образом, дыхательно-артикуляционный тренинг является важным элементом в системе работы по развитию речи и оздоровлению детей дошкольного возраста. Его систематическое проведение способствует формированию правильной речи, укреплению физического и психического здоровья детей, а также развитию их познавательных способностей и интереса к логопедическим занятиям.