Логоритмика в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста | Мой кабинет. Работа №343729
Аннотация С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением. Информационное пространство довольно плотно занято гаджетами (в них столько всего интересного и привлекательного), увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.
Ключевые слова: Коррекционно – развивающая работа, речевые нарушения, движение, музыка, игра.
Логоритмика в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Андреева Галина Николаевна
Учитель – логопед
первой квалификационной категории
Аннотация С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением. Информационное пространство довольно плотно занято гаджетами (в них столько всего интересного и привлекательного), увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.
Ключевые слова: Коррекционно – развивающая работа, речевые нарушения, движение, музыка, игра.
Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.
По данным мировой статистики растет число речевых расстройств. Следует отметить, что дети, имеющие речевые дефекты, зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, и, следовательно, перестают воспринимать учебный материал. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией. С этим может быть связана и эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частых сменах настроения, капризности и плаксивости.
Данные нарушения часто влекут за собой отставание в развитии. Но нужно помнить, что детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят радость и счастье быть самими собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой, именно в ней дети реализуют свои желания и творческие потребности. А дети, имеющие нарушения (отставание) в развитии, опасаясь насмешек, начинают стесняться, избегать общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, они не охотно участвуют в общих играх, что ведёт к негативным последствиям. Поэтому очень важно вовремя помочь таким детям, не доводя до более серьёзных нарушений в развитии.
Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей с речевыми нарушениями происходят изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении пассивного и активного словарного запаса. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, ЗРР, дислалия, заикание, РАС. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо проводить занятия логоритмикой.
Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.
Цель логоритмики:
формирование гармоничной, свободной и выразительной речи, способной эффективно передавать мысли и чувства. В итоге — дать обучающимся почувствовать уверенность и комфорт во время процесса коммуникации;
коррекция речевых нарушений путем развития неречевых психических функций (не только отвечающих за речь), и в итоге — адаптировать человека к условиям нормальной речевой среды.
Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика - это движение, музыка и речь.
Основные задачи логоритмики:
Развитие правильного дыхания и умения контролировать дыхание во время речи.
Формирование правильной интонации и ритма речи.
Улучшение артикуляции и произношения звуков.
Развитие фонематического слуха и восприятия речевого ритма.
Коррекция недостатков речи и профилактика речевых нарушений.
Развитие коммуникативных навыков и способности к общению.
Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.
Отличительная особенность логоритмики, в том что, все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.
Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет.
- Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки.
- Ходьба является обязательным упражнением на каждом занятии.
Ритмичные движения с произношением слов помогают справиться с аномалиями речевого развития у дошкольников. Дети должны научиться маршировать по кругу, в паре, тройке, усвоить встречный шаг. Ходьба учит детей ориентироваться в пространстве, развивает правильную осанку.
-Упражнения на укрепление тонуса мышц помогают дошкольникам справиться со своими движениями, учат контролировать мышечный тонус.
- Логоритмические упражнения для дыхательного аппарата укрепляют и сердечно-сосудистую систему. Выполнение этих заданий способствуют укреплению диафрагмального дыхания, тренируют продолжительность вдоха и выдоха.
- Задания на развитие голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Тем самым у детей развивается сила, выразительность голоса.
- Танцевальные элементы в заданиях позволяют развивать моторику, чувствовать такты.
- Разнообразные речевые задания могут быть в сопровождении музыки, тогда ребенок должен научиться произносить строки в соответствии с музыкальным тактом. Это хорошо тренирует память, развивает выразительность речи.
Практически все задания по логоритмике построены на игре.
Что дают такие занятия детям.
Логоритмика позволяет преодолеть речевые патологии с помощью эстетического воспитания, корректирования двигательных навыков, сочетая при этом музыку, слова.
Логоритмика формирует и развивает:
слуховое внимание;
музыкальный, тембровый, динамический слух;
движения в пространстве;
мелкую, общую моторику, мимику;
кинестические
ощущения;
навык правильного употребления звуков в разных формах;
согласование типа музыки с ее движениями, понимание ритма.
Логоритмика для детей – это игровой метод работы с детьми, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы.
Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую, координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. Логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых детей она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.
После большой нагрузки проводятся релаксационные упражнения с дыханием для снятия физической и эмоциональной нагрузки:
Все занятия должны приносить радость и вызывать желание в них участвовать.
Таким образом, эффективное использование логоритмических игр и упражнений способствует развитию всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста.
Литература:
Филатова Ю.О Гончарова Н.Н.Прокопенко Е.В.
Логоритмика
. Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушением речи. Издательство: Национальный книжный центр
2021г.
Нищева
Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей
работы в детском саду» Детство – Пресс 2016г.
Виноградова Е.А.
Чудо-логоритмика
. Закрепляем звуки с
двигательным
сопровожденим
. Издательство: Феникс 2023 г.
Сорокина Н. А. «Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР»
Владос
, 2016 г
Танцюра С. Ю. «Логопедический массаж. Игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста» Сфера, 2015 г.