Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Л.Шитте Двадцать пять лёгких этюдов ор.160» Процесс изучения, основные приёмы и способы работы с учениками младших классов ДМШ И ДШИ | Черноброва Ирина Вячеславовна. Работа №347818

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Для планомерного и успешного воспитания техники пианиста необходимо, чтобы в его репертуаре были этюды и пьесы, включающие разные виды техники, различную фактуру, требующие разных вариантов движений как правой, так и левой руки. На начальном этапе обучения этот вопрос можно решить, разучивая лёгкие этюды Шитте, надежно вошедшие в репертуар музыкальных школ. 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Онежская школа искусств» Муниципального образования «Онежский муниципальный район»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

для фортепиано

 

«Л.ШИТТЕ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЁГКИХ ЭТЮДОВ ор.160»

Процесс изучения, основные приёмы и способы работы

с учениками младших классов ДМШ и ДШИ

 

 

 

 

Выполнила преподаватель

по классу фортепиано

Ирина Вячеславовна Черноброва

 

 

 

 

г.Онега

2023 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение------------------------------------------------------------------------------3

Основная часть---------------------------------------------------------------------5

Л.Шитте. «25 лёгких этюдов» ор.160

 

№ 1 Moderato - «Марш солдатиков» или---------------------------------5

№ 2 Moderato - «Утренняя зарядка»---------------------------------------5

№ 3 Moderato - «Маленькая балерина»-----------------------------------5

№ 4 Аllegro moderato -«Курочка»----------------------------------------------6

№ 5 Moderato -----------------------------------------------------------------------7

№ 6 Allegretto - «Мячик»----------------------------------------------------7

№ 7 Moderato - «Обидели» или «Хор»---------------------------------8

№15 Moderato - «Море»-------------------------------------------------------9

№16 Moderato - «Море»-------------------------------------------------------9

№9 Allegretto - «Игра на флейте»----------------------------------------10

№10 Аllegro moderato – «Триумфальный марш»----------------------------11

№19 Allegretto - «Игра в мяч»---------------------------------------------11

№14 Grazioso – «Игра с воздушным шариком»------------------------12

№ 22 Аllegro moderato – «Маленький командир»---------------------------12

№ 11 Moderato - «Мама»----------------------------------------------12

№ 23 Аllegro moderato – «Волчок» или «Веретено»------------------------13

№ 20 Allegretto - «Вальс»-------------------------------------------------13

№ 12 Vivace - ----------------------------------------------------------------------14

№13 Аllegro moderato – «Полька»-----------------------------------------------14

№17 Allegretto – ---------------------------------------------------------------------14

№8 Аllegro - «Дразнилка» или «Танцующие колокольчик»----------15

№24 Аllegro – «Весёлый галоп»---------------------------------------------------15

№21 Lento – «Хорал»---------------------------------------------------------------15

№18 Moderato – «Танцы на роликах»--------------------------------------------16

№25 Vivace ---------------------------------------------------------------------------16

 

Заключение------------------------------------------------------------------------------17

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для планомерного и успешного воспитания техники пианиста необходимо, чтобы в его репертуаре были этюды и пьесы, включающие разные виды техники, различную фактуру, требующие разных вариантов движений как правой, так и левой руки. На начальном этапе обучения этот вопрос можно решить, разучивая лёгкие этюды Шитте, надежно вошедшие в репертуар музыкальных школ. Предлагаемый сборник этюдов композитора второй половины XIX века Людвига Шитте рассчитан на начинающих обучаться игре на фортепиано. Он состоит из 25 этюдов, степень трудности которых соответствует учащимся 1-2 классов детских музыкальных школ. Одни из них можно доводить до возможного совершенства, играя их на память, с оттенками и т.д., другие проходить попутно для более широкого ознакомления с различной фактурой, многими сочетаниями видов движений и приёмов. Разучивая этюды Шитте, ученик приобретает первоначальные навыки игры в пятипальцевых позициях, подкладывании и перекладывании пальцев в гаммообразных пассажах, арпеджио, двойных нотах, трелях, репетициях, аккордах.

Одной из причин безынициативной, вялой, пустой игры ученика является неумение распознавания слухом гармонии, гармонических переходов, модуляций. Гармонический фон этюдов Шитте достаточно богат и разнообразен. Партия аккомпанемента не только выполняет роль дирижёра, создавая определённую метроритмическую опору (как у К.Черни). С помощью аккомпанемента, разнообразного по фактуре, который сам по себе, без мелодии, представляет собой «кладовую» различных технических навыков, Шитте добивается динамического усиления звучания или лёгкого сфума́то, высвечивает структуру мелодий, форму, достигает агогических эффектов.

Запас артикуляционных приемов учащихся музыкальных школ относительно беден и однообразен, тогда как окраска звучаний legato, non legato, staccato требует разнообразия и гибкости. Артикуляции Шитте уделяет должное внимание. Одни этюды Шитте приобщают ученика к легатной артикуляции, предполагающей большую степень связности, слитности звуков, другие - к «рассыпчатой», «жемчужной» звучности, которую принято называть  jeu perle, третьи - к романтическому legato-velocissimo, а также legato-leggiero. Следует отметить и приверженность Шитте к звучности изящной и лёгкой, к классическим ясным формам. Разнообразно и применение staccato: от скрипичного  tacher и звонкого – martellato - до легчайшего  pizzicato.

Маленькому пианисту достаточно сложно услышать интонационную связанность мелодической линии при её разделении паузами, ритмическими остановками и другими цезурами внутри большого построения. Работа над их исполнением помогает воспитывать у учеников внутренне ощущение «большой лиги», объединяющей мелкие построения единым мелодическим дыханием, воздействующим на целостность исполнения мелодии, на красочность мелодических вершин. Большинство этюдов написано в гомофонном складе изложения. Основой образного содержания мелодии является интонация, развитие мелодии к кульминации.

Процесс работы над этюдом, как и над произведением любого жанра, начинается с определения художественного содержания. Правильной передаче образа, эмоционального строя произведения способствуют многие средства выразительности, в том числе качество звука.

Целью данной работы является обобщение собственного педагогического опыта в процессе изучения, использования основных приёмов и способов работы над развитием разносторонних пианистических навыков в этюдах Л. Шитте.

 

 

 

 

Основная часть

Этюды №1,№2

Сборник начинается этюдами с бодрой, весёлой мелодией. Если её исполнять достаточно быстро, то она приобретает характер марша. Можно вместе с детьми придумать название, например, "Утренняя зарядка","Игра в солдатики","Разговор девочек и мальчиков" и др.

В этих этюдах прорабатывается техника игры секвенциями в пятипальцевых позициях legato mаrtellato. Свод собран, кисть движется полукружьем. Импульс идет от плеча. Пальцы "смотрят" в клавиши, "дышит" только кисть. Необходимо дослушать последний звук мотива, при этом паузы чуть сокращаются. Аккорды в 1 и 2 тактах лучше передержать (ручная педаль). Это поможет услышать тяготение внутри фразы. Желательно поработать над координацией дыхания рук. Двойная доминанта в каденции 1-го предложения придаёт ему энергию и яркость. Во 2-м предложении, сопровождающие мелодию аккорды, должны быть "нанизаны" на стержень непрерывно объединяющего движение в левой руке (слушать поступенное движение баса). Большая объединяющая лига в правой руке не дает мелодии рассыпаться на детали и предполагает по сравнению с размеренными фразами в 1 предложении, некоторое агогическое ускорение.

Этюд №2 следует играть сразу после точно выдержанных пауз в конце 1-го этюда. Происходит смена регистра, в игру вступают "мальчики". Необходимо обратить внимание на смену движения мелодических секвенций со 2й фразы на восходящие - это начало движения к кульминации. Кульминационную фразу в d moll надо сыграть весом, что делает естественней цезуру перед последней фразой, задорной и шутливой , а чтобы четверти в левой руке не были тяжёлыми и грузными, лучше сыграть их пальцевым стаккато на одном движении руки.

Этюд №3 "Маленькая балерина"

Грациозные мелкие движения - "дыхание" кистью вниз и вверх - надо собрать в единое движение руки и сыграть всю фразу на одном дыхании. Ученик должен научиться играть паузы "нарастания". Каждый мотив - игра в позиции. В 7 такте перекладывание 3 пальца через 1-й учить отдельным упражнением, добиваясь цельности и ровности исполнения пассажа на одном дыхании, на одном движении руки через гибкое запястье к последнему звуку, который лучше чуть-чуть передержать (ручная педаль). В последних двух тактах следует собрать пальчики, чтобы избежать разбалтывания кисти.

Аккомпанемент сначала лучше учить аккордами, слушая линию баса. Обратить внимание на двойную доминанту в каденции 1-го предложения. Обязательно сравнить оба предложения, обратить внимание ученика на то, как отклонение в C dur изменяет характер фразы, и подчеркнуть это в игре. Можно даже сделать маленькую фермату, а последнюю фразу сыграть с движением («сколько украл - столько отдал»). Арпеджио в аккомпанементе играть собранным сводом полукружьями, "перекатываясь" через средний звук. На основании арпеджио слегка раскрывать "створку ракушки" и опускать её сводом на 5 палец. Этот довольно трудный для детей тип аккомпанемента Шитте предлагает в нескольких этюдах.

Этюд №4 "Курочка"

Бегала курочка в нашем дворе-

Вдруг ей под ноги попался орех.

Клюнула курочка клювом орех-

Подняли курочку куры на смех.

 

Эта считалочка очень подходит к задорному, напористому характеру этюда. Для большего удобства и свободы в игре, правая рука должна все время сохранять форму свода с выпуклыми пястными косточками. Движения всей руки вибрационные, как бы "вытряхивающие". Импульс идет от плеча. Поддержка органного пункта в басу на первую долю поможет играть и мыслить тактами, и освобождать руки: фразы играются на одном дыхании по четыре такта. Динамика волнообразная, соответствующая поступенному движению вверх и вниз. Обязательно надо прислушаться к модуляции в G dur. По характеру эта фраза должна быть более энергичная и красочная по звучанию, чем лукавый и шутливый финал. В левой руке staccato броском, движением от плеча, смелым и упругим, после чего рука сразу же "отлетает" вверх.

Этюд №5 Вариации на гармонию остинато. Полезно сначала поучить аккордами по типу этюда №4, потом "длинными" аккордами (на такт) глубоким погружением. В исполнении аккордов необходимо добиваться одновременного звучания всех нот. Для достижения стройного звучания аккорда целесообразно придать руке форму свода, не прогибая пястных косточек и не опуская запястья, чтобы избежать напряжения, которое может возникнуть при такой фиксированной форме. Освобождение руки и перестройка аппликатуры на новый аккорд надо осуществлять в момент переноса в воздухе. Для достижения особого характера звонкости требуется прием аккордовой хватки - хватательных движений цепких пальцев, подбирающихся под ладонь. После проработки аккордами, правую руку учить так же, как левую в этюде №3 (собранный свод, "раскрывающаяся" ракушка). В аккомпанементе слушать органный пункт и мелодическую линию баса. Прием portamento -мягко ставить на каждой клавише точку, звук плотный, протяжённый, певучий.

Этюд №6 "Мячик". Живая эффектная пьеса. Очень подходят слова Артоболевской:

Мячик весело скакал,

Да в густой траве застрял,

Мчатся ножки по дорожке,

Чтобы мячик не пропал.

Правая и левая руки трудятся с одинаковой нагрузкой, участвуя в непрерывном потоке движения. Мелодия исполняется пальцевым staccato цепкими кончиками. Чтобы очертить гибкое движение руки и кисти полезно поучить мелодию с четким дыханием на начало каждой фразы legato jeu perle . Этот вид техники создает впечатление звонкости и округлости звука, он достигается цепкими "хватательными" движениями скольжения пальцев под ладонь. Другие части пианистического аппарата будут вспомогательными, они направляют руку по рисунку мелодии. Для достижения беглости обязательно снятие нагрузки с пястной части руки. Форма этюда - период единого строения. Кульминация совпадает с отклонением в g moll (обязательно динамически подчеркнуть), за которым следует традиционный для Шитте лукавый и задорный каданс в основной тональности.

В левой руке - одна из самых сложных технических формул, так называемые "альбертиевые басы". Сначала необходимо учить эту конфигурацию аккордами, чтобы прослушать и выучить гармонию (один "глубокий" аккорд в такте), потом - двойными нотами с соблюдением аппликатуры и собирая пальцы под высокий округлый свод, и только после этого можно перейти к ротационному движению. Один акцент в такте. Со всеми вариантами полезно петь или играть мелодию.

Этюд №7 Здесь может быть два варианта трактовки:1) выслушиваем, "выпеваем" жалобные "просящие" интонации мелодии в правой руке. Тогда можно назвать пьесу "Обидели". 2)Главенствуют сумрачно звучащие "хоровые" трехголосные аккорды, собирающие и вбирающие в себя все "жалобы" мелодии. Этот вариант более интересен, т.к. не дает рассыпаться фразе на мелкие детали и помогает убрать внутрь "эхо" каждого второго мотива. Здесь много возможностей для колористических поисков, для разграничения "мужских и женских голосов хора". Необходимо обратить внимание на репетиции в начале каждого мотива в первом предложении. Можно рекомендовать подмену пальцев второго на первый близко к клавише с перенесением веса руки на второй звук. Очень сложно услышать интонационную слитность мелодии при ее разделении паузами внутри большого построения. Важно воспитывать у ученика внутреннее ощущение большой лиги, объединяющей мелкие построения единым мелодическим дыханием. Правильное дыхание объединяет фразу, организует движения и помогает осуществить динамическое развитие. Движением кисти вверх достигается естественное дыхание в паузах, отделяющее друг от друга мотивы, и в то же время связывается общая линия движения музыки в восьмитактовом построении. Движение кисти вверх в паузах тоже способствует динамическому нарастанию звучности, а дыхание помогает выразить взволнованный характер музыки.

Вторая фраза технически более сложная из-за кистевого движения. Переступающие пальцы ведут руку, которая, перемещая опору, подкрепляет каждый из них и в то же время сохраняет главное движение, как бы очерчивая контуры мелодии. Перемещение опоры происходит как бы внутри руки, следующей за пальцами. Живые кончики пальцев должны быть связаны со всей рукой, вплоть до корпуса. Такая связь способствует достижению большого охвата звуковой выразительности, не нарушая при этом слитного пения мелодии и сохраняя контур фразы. Главный недостаток исполнения чаще всего заключается в отсутствии горизонтального движения мелодии к опорной точке. Это вызывает вертикальную тяжеловесность.

№15.№16 «Море»

Еще один пример вариаций (сопоставление мажора и минора)

1.Восходящее движение-нагрузка на левую руку, облегчённое звучание в правой; ведение линии баса, точность постановки 4 и 5 пальцев левой руки.

2. Нисходящее движение – всё с точностью наоборот.

Очень сложные этюды для маленьких пианистов. Арпеджио надо играть «живыми» кончиками пальцев при собранном своде, «морские волны» перекатываются через третий палец. Можно поучить legato-leggiero – лёгкими ударами менее закруглённых пальцев. Пальцы как бы слегка похлопывают по клавишам лёгкими размахивающими движениями. Для ощущения прозрачности пальцы не должны вязнуть, вес руки не должен на них давить. Все перемещения по клавиатуре производятся гибкими движениями кисти при поддержке верхних частей руки и плечевого пояса.

Работа над этими этюдами делится на четыре этапа:

Сначала учим арпеджио аккордами одновременно двумя руками в медленном темпе, глубоко погружаясь в клавиши. Каждый аккорд следует держать, затем плавным движением, как на мягких рессорах переходить в следующий. Очень важно, чтобы при смене аккордов пальцы вели руку, а не наоборот. При погружении в клавиши кисть находится в позиции, свод организован, кончики пальцев цепкие.

В среднем темпе брать аккорды попеременно левой и правой, правой и левой руками цепкими кончиками пальцев без давления и без лишнего погружения в клавиши, выдерживать их и в последний момент быстро, по кратчайшей линии переходить к следующим.

В быстром темпе играть аккорды

piano

пальцевым

sataccato

, при этом пальцы должны отскакивать сразу в позицию над следующим аккордом. Этот приём даёт возможность быстро и точно схватывать каждый аккорд, не утяжеляя его весом руки. Таким образом, добивается скорость и лёгкость чередования аккордов, нанизанных на общий стержень цельного и непрерывного движения рук.

Только после проработки аккордами приступаем к игре арпеджио

legato mа

rtellato и

legato-leggiero.

Все эти упражнения очень полезны. Дети представляют как «море волнуется», «волны бушуют», «брызги летят»(аккорды стаккато), потом успокаивается, «волны мягко катятся» друг за другом. Помнить о фразировке, кульминационная точка фразы в третьем такте.

Этюды №9 и №10 Можно комплектовать не только из-за триольного изложения. Это две контрастные по художественному образу пьесы с раздробленной на мелкие мотивы мелодией объединены одной задачей- преодолеть раздробленность и связать в единое целое каждую фразу. Можно предложить ученикам оркестровать эти этюды.

№10 "Триумфальный марш" исполняет труба и барабан. Последний звук каждого мотива "выдувается" трубачом полностью, затем следует короткий вдох (на паузу) и снова выдох "в мундштук трубы". Барабан только аккомпанирует, поэтому не имеет права заглушить трубу, его мелодия внутри солирующей. Наиболее яркое, красочное звучание приходится на дважды модулирующую вторую фразу. Автор выставляет лишь общую динамику этюда forte. Интонационная выразительность целиком во власти исполнителя. Строение мелодической фразы из двух предтактовых и двух постактовых мотивов подсказывает волнообразную динамику. Триоли нужно исполнять цельным собранным сводом, "перекатываясь" через высокий третий палец к более короткому первому. Переступающие пальцы ведут руку, которая, перемещая опору, подкрепляет каждый из них, и, в то же время, сохраняет плавное движение, как бы очерчивая контуры мелодии.

№9 Напоминает взволнованные "переливы" флейты. "Все должно дышать, двигаться, вертеться, а главное - связываться в непрерывное единство создавать широкую фразировочную линию", писал К. Игумнов. Прослушивание и выделение баса в аккомпанементе создает ощущение полифонии, что, несомненно, украсит пьесу. Необходимо обратить внимание ученика на красочный гармонический фон в каденции первого предложения и "замирающее" вращение триолей в финале.

№19 «Игра в мяч». Энергичная, темпераментная пьеса, построенная на мотивах четверть-восьмая. Художественный замысел связан с активным движением руки вниз в первую долю и упругим отскоком от второй. Происходит имитация игры в мяч. В левой руке ломаное арпеджио – элемент «альбертиевых басов»- должно звучать ровно и чётко. Полезно поучить левую руку отдельно, а потом и с мелодией несколькими вариантами: а) с 1 по 6 и с 9 по 15 такты играть только первый и последний звук мотива синхронно с правой рукой единым движением вниз-вверх, следя за координацией рук; б) поучить аккорды броском mortellato на первую долю. 7 и 8 такты в мелодии играть пальцевым стаккато.

№14 . Полезно учить после №19. Одинаковое строение фразы: два коротких пред-иктовых (предварение акцента) мотива и два пост-иктовых (погашение акцента) разделены паузами. Интонационная точка фразы -1 доля в 3 такте. Одинаковое с 19 этюдом движение руки, только значительно мягче. Чему помогает протяжённая опора аккордов в аккомпанементе. Неожиданные гармонические сопоставления придают пьесе особую прелесть. Пьеса изящная, можно сказать изысканная, можно назвать её «Игра с воздушным шариком».

№22 «Маленький командир»

Пьеса изящна, красочна и чрезвычайно полезна в пианистическом отношении. Здесь необходимо естественно непринуждённо исполнять ритмически сложную мелодию. Рельеф первых одинаковых фраз в каждом предложении прихотливо изрезан. Требуется определённое мастерство, чтобы нанизать все коротенькие мотивы на непрерывное движение руки. Подчеркнуть ритмическую пульсацию помогает чёткий, как дирижёрский жест, аккордовый аккомпанемент. Создается впечатление тугого закручивания пружины в первой фразе и стремительно вращающегося раскручивания по инерции во второй. В этюде не проставлены динамические оттенки. Можно предложить контрастную динамику. Необходимо обратить внимание на красочную модуляцию в G dur в каденции первого предложения.

Работа над контрастной динамикой и острым стаккато, с развитием техники игры подвижных фигураций в одних и тех же позициях рук или быстрой их сменой, звучащими паузами поможет ученикам в приобретении новых для них пианистических навыков.

Этюд №11 Эту ласковую певучую пьесу можно назвать "Мама" . Методическая задача здесь связана с исполнением мелодии "техникой поющей подушечки" (романтической). Необходимо объяснить ученику, что лиги во втором предложении фразировочные, в данном случае они обрисовывают мотивы. Дыхание кистевое, внутреннее, руку снимать нельзя. В первом предложении между фразами и при переходе ко второму предложению - паузы "нарастания" (соединительные). Пьеса значительно обогатится, если ученику удастся прослушать и выделить линию баса. Получается двухголосие. Образ нежный и лирический. Пьеса учит хорошему легато, вокальной фразировке. Простыми выразительными средствами создаётся цельный поэтический образ.

 

№23 «Волчок»

Эффектная динамическая пьеса с виртуозной фактурой. Особенно сложно сыграть в быстром темпе альбертиевые басы в аккомпанементе, чтобы получилось ровное звучание. Полезно поучить мелодию с аккордовым аккомпанементом стаккато цепкими хватательными движениями кончиков пальцев, подчёркивая трёхдольный размер с особым значением первой доли, что поможет выделить ямбические мотивы в мелодии и танцевальный характер пьесы. Впечатление скользящего переливающегося легато создаётся ведением линии к точке интонационного тяготения как звуковой волны. Входящие в звуковой поток музыки паузы составляют неотъемлемый компонент выразительности. Пауза нарастания, подхватывая движение, создаёт ощущение устремлённости и взволнованности. Предпочтительно пользоваться техникой jeu perle. Для увеличения беглости необходимо снять нагрузку с пальцев и пястной части руки.

№20 «Вальс» или «Шарманка» Мелодия этюда простая и задушевная, немного «шарманочная». Лёгкую печать вносит отклонение в ля мажор в начале 2-го предложения. Главным выразительным средством здесь является мелодическая или «романтическая» техника. Характер певучего звука как и в Этюде №11 достигается погружением пальцев в клавиши с большим или меньшим нажимом, в зависимости от нюанса. Пальцы как бы опевают текущие мелодические обороты. Динамическую нагрузку передают пальцам верхние части руки. Гибкие боковые и вращательные движения кисти и предплечья способствуют более удобному положению пальцев на клавишах, создавая певучесть и пластичность в исполнении мелодии. Главная задача педагога и ученика – найти интонационные точки в каждой фразе. Именно они особенно распеваются дышащей кистью. Аккомпанемент должен звучать легко и прозрачно, лишь слегка обозначая новую гармонию. Играть следует компактно по 2 такта, рука собрана в свод, пальцы вниз, лёгкое стаккато в кончики. Подчёркивать размер ¾!

Этюды №12,13,17 еще один пример, подтверждающий симпатию автора к форме вариаций. Две «польк», или, вернее, одна, которую танцуют сначала девочки, а потом мальчики. Четко прослеживается изящный танцевальный шаг в №12 и весёлые «притоптывания» аккордов в №13, смена регистров в мелодии, где техническая нагрузка чередуется и равномерно распределяется между руками. При этом форма и структура мелодии остаётся неизменной. Этюды удобно играть «жемчужной» техникой (щипковое стаккато под ладонь, гибкие кистевые движения полукружьями, техника репетиций).

№17- это уже третий вариант весёлой польки, который воплощает в себе замысел двух предыдущих. Можно поиграть эти этюды как бы одним произведением:№17,№12,№13,№17. Остается только придумать переходы-модуляции от одного к другому, т.к. они написаны в разных тональностях. Техническую трудность этого этюда представляет аккомпанемент во втором предложении. Требуется опора на бас и облегчённое звучание второго звука, иначе мелодия погрузнеет и лишится летящей подвижности.

Этюды №8,№24 "Дразнилка" или "Танцующие колокольчики".

Основная техническая трудность - трели. Трёхдольный размер в 8 этюде предполагает игру тактами. Важно не развалить трель по четвертям. После того, как этюд разобран, можно начинать считать его по 2 такта. Первый такт-раз, второй - два и т.д. Иначе второй ямбический мотив начнёт излишне "высовываться". Пьеса начинается с хорея. Может быть (с натяжкой), но можно найти намёк на диалог. Первые фразы в каждом предложении более лёгкие, прозрачные, а вторые - ярче и напористее (подчеркнуть отклонение в a moll).Трель можно поучить двумя способами: быстрыми и лёгкими ударами пальцев и колебательными движениями кисти на поддержке веса руки крупными мышцами. При ускорении темпа амплитуда размаха уменьшается, как бы уходя внутрь.

Второй способ больше подходит к №24 "Весёлый галоп" Эта пьеса динамически более мощная. Опять же, как в этюде №7 Живые кончики пальцев должны быть связаны со всей системой пианистического аппарата, вплоть до корпуса. Такая связь способствует достижению звуковой выразительности, не нарушая при этом слитной певучей мелодии и сохраняя контуры фразировки. Необходима точная ритмическая организация, от этого зависит качество техники. Четкая равномерная пульсация обуславливает столь же чёткие двигательные ощущения. Партия аккомпанемента создает метроритмическую опору, выполняя роль дирижёра. Полезно посчитать этот этюд на 2/4: первая половина такта - выдох (раз), рука идет вниз, вторая половина такта-вдох(два), рука идет вверх. Все staccato пальцевое. Как и в Этюде №8 можно определить диалог двух фраз. Как в этюде №22 технически сложен финал - там триоли, здесь группировка по четыре восьмые и вращение в противоположном направлении.

№21 Lento. Строгий благородный «Хорал». Медленные и глубокие аккорды нанизываются на общий стержень цельного и непрерывного движения рук, кисть дышит. Чтобы избежать статичности. Необходимо попеть и послушать горизонтали всех голосов. Наиболее подвижен и выразителен верхний голос (сопрано), его надо высветить. Басы для гармонической опоры играть глубже, важно не потерять и красивую мелодическую линию тенора. Это рабочий момент (Слушай меня --- Ты послушай меня) и в последнем предложении (Слушай меня--- Прошу тебя).

Наиболее напряжённо из-за гармонической доминанты звучит 2-е предложение. Классический кадансовый оборот в финале подчёркивает благородную простоту хорала. Важно прийти к этим выводам вместе с учеником.

№ 18, №25 «Танцы на роликах»

Знакомый аккомпанемент уверенно и легко, т.к. уже не впервые, проучивается детьми всеми способами. Трудности подстерегают в мелодии. Ротационное движение рук сложно для детей, поэтому начинать овладевать навыком его исполнения необходимо как можно раньше. Уши должны услышать двухголосие, а руки осознать, колебательное движение должно быть цельным от плеча до кончиков организованных в свод пальцев. При ускорении темпа амплитуда колебаний уменьшается, движение уходит внутрь руки.

№25 усложняется более быстрым темпом и необходимостью, кроме ротационного движения, обрисовки контура каждого мотива гибким движением кисти в сторону и вверх, а от вершин мелодии плавным полукружьем вниз. Этот этюд самый виртуозный из всего сборника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При рассмотрении этюдов этого сборника можно отметить контрастность и разнообразие образов, близких и понятных детям. Так же прослеживается ясная педагогическая направленность каждого этюда. Музыкальный язык достаточно прост и доходчив, направлен к творческой фантазии юных музыкантов. Можно считать их маленькими виртуозными пьесами, несущими яркие художественные образы.

Несмотря на законченность формы каждого этюда (чаще всего это период единого строения или повторный период), создается впечатление некой эскизности. В процессе работы ученику часто не хочется расставаться с полюбившемся образом, поэтому можно предложить досочинение или импровизацию на тему этюда, опираясь на фантазию, усвоенные учеником теоретические и пианистические навыки. При прохождении сборника можно комплектовать по 2 этюда на один вид техники или по жанру, или по трудности исполнения.

Авторская расстановка номеров не случайна. Об этом говорит удивительное сходство гармонии в №4 и №5(подобно вариациям на гармонию остинато); приём гармонического варьирования в №3, при котором при одинаковой мелодии возникают различные гармонические обороты; явный характер вариаций в №15 и №16; №12 и №13; №1 и №2. Присутствие в сборнике пьес танцевального характера: №10- Марш, №№12,13,17-Полька, №20-Вальс; ярких заметных образов: №15,16-"Море", №7-"Обидели", №19-"Игра в мяч", №21-"Молитва" и др., возможно указывает на вероятность цикла по типу альбома детской музыки.....тем не менее, детям доставляет большое удовольствие догадываться о названии каждого этюда и искать между ними скрытую связь.

Методическая ценность данных этюдов в том, что в них представлено большинство формул (моделей) мелкой фортепианной техники, работа над которыми способствует организации игрового аппарата, развитию индивидуальности каждого пальца и их взаимодействию, приучает к позиционной игре, при этом учитываются не только ограниченные возможности неразвитых детских рук, но и специфические психологические особенности ребенка, такие, как сравнительно небольшой объем памяти, неширокий диапазон эмоций. Во многих миниатюрах заложены определенные музыкально-образные задачи, что дает возможность развивать разнообразные способы звукоизвлечения в опоре на художественный образ. Рекомендуется данные этюды играть в разных тональностях, что способствует развитию музыкального мышления.

В этюдах заключён очень ценный материал для развития разносторонних пианистических навыков. Эти этюды, прежде всего, направлены совершенствовать музыкально-художественные, а не моторные качества исполнителей. Определение фразировочных задач приучают добиваться различной окраски элементов музыкальной ткани. Фактура этюдов достаточно пианистична и быстро усваивается учеником, что помогает работе над техническими приёмами в прямой зависимости от музыкальных задач.

В маленьких этюдах Шитте нет механической протяжённости повторения одного технического приёма. Музыкальная ткань состоит из непрерывного чередования элементов различных движений. Краткость каждого приема и равноправие рук делают этюды Шитте весьма полезными для подготовки к более сложным, требующим большей выносливости этюдам.

У Шитте есть еще один сборник "25 маленьких этюдов" соч.108, который немного сложнее, но предназначен тоже для начинающих пианистов.

Эти и подобные им этюды - ценнейший педагогический материал, который следует использовать максимально и переходить к другому сборнику только тогда, когда становится ясно, что на данном материале ученик ничего нового для себя достигнуть не может. Поверхностное и неуверенное исполнение этих этюдов бессмысленно и приносит только вред, т.к. нарушает главный принцип: связь между музыкальными представлениями и пианистическими движениями.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×