Люди,изменившие мир.Семен Григорьевич Эйдинов | Матросова Ирина Александровна. Работа №331681
Работа рассказывает о музыкальном деятеле, человеке,который посвятил свою жизнь музыкальному становлению Магнитки-Семене Эйдинове.С самых первых лет строительства молодого города ,Семен Григорьевич занимался просветительской деятельностью,организовал музыкальные школы,Музыкальное училище9ныне Магнитогорская консерватория), организатор и художественный руководитель Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы(сейчас ей присвоено имени Семена Григорьевича Эйдинова).Инициатор открытия Домов музыки,духовой студии"Пионер".Организатор проведения городских Праздников песни.
Люди,изменившие мир
Семен Григорьевич Эйдинов
Выполнила: Матросова И.А.
МОУ «СОШ № 13 им. Ю.А.Гагарина»
г.Магнитогорск
Содержание
Введение………………………………………………………………….3-4
1.Основная часть
1.1 Юность Семена Эйдинова …………………………………………..5
1.2 Приезд в Магнитогорск………………………………………………6-7
1.3 Открытие музыкального училища…………………………………..8-9
1.4 Создание Магнитогорской хоровой капеллы...................................10-11
1.5 Создание Магнитогорского хорового общества…………………….12-13
1.6 Продолжатель дела отца……………………………………………….14
1.7 Память о Семене Эйдинове……………………………………………15
2. Практическая часть………………………………………………………16-19
Заключение…………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………...21
Введение
Что способно изменить человеческую жизнь? Порой достаточно одной емкой фразы от неизвестного прохожего, чтобы развернуть жизненный курс на 180 градусов. Но для изменения мышления и привычек целого общества или страны слов бывает недостаточно, нужны действия, открытия нужен человек. Да, именно человек (один или в команде единомышленников) способен менять наше представление о, казалось бы, привычных вещах.Тема моего проекта «Люди,изменившие мир».В своей работе я хочу рассказать о музыкальной истории нашего города и о человеке ,который стоял у истоков зарождения музыкальной жизни Магнитки и воспитал в нашем городе целую плеяду великолепных музыкантов, у него очень много талантливых учеников. Семен Григорьевич Эйдинов является знаковой для города фигурой: почетный гражданин Магнитки, общественный деятель, народный артист РСФСР, он многие годы руководил Магнитогорской хоровой капеллой, являлся инициатором создания городского отделения хорового общества, Домов музыки, духовой студии «Пионер».Семен Григорьевич Эйдинов заботился о духовности нашего города: хоровые праздники, великолепные концерты. При всем том он был отличным администратором. Человек-легенда, Личность. Но самое главное- порядочный и добрый человек, чьим именем названа улица,капелла,в его честь установлена «звезда». Тему проекта я выбрала для того, чтобы сохранить культурные ценности и гордость за своих земляков, чтобы узнать больше о своем крае.
Актуальность темы: мы все знаем «Магнитогорск-столица черной металлургии»,но город живет не только комбинатом,но и музыкальной жизнью.Мы ничего не знаем о людях, которые в рабочую жизнь города внесли «нотки» музыкальной жизни, о людях, кто способствовал появлению музыкальной культуры в нашем городе. Будут ли горожане помнить тех, в честь кого названы музыкальные коллективы и обьекты нашего города, и не будут ли они уничтожать то, что эти люди для нас сделали? Об этом мы знать не можем, но мы можем это предотвратить, рассказывая о них.
Цель проекта: познакомить общество с человеком, изменившем культурный мир Магнитки, который внес большой вклад в становление и развитие музыкальной славы нашего города, приобщить молодое поколение к музыкальной жизни металлургического города.
Задачи:
Собрать и изучить материал о С.Г.Эйдинове
Создать продукт и рассказать ровесникам.
Привлечь внимание подростков к истории музыкальной жизни города.
1. Основная часть
1.1 Юность Семена Эйдинова
Энтузиазм, которым в Советском Союзе были пронизаны тридцатые годы, в строительстве Магнитогорского металлургического комбината и города Магнитогорска получил своё наиболее яркое воплощение. Люди, создававшие город и комбинат , просто не смогли бы сделать то, что они сделали, если бы не особое состояние воодушевления и преданности тому делу, которым они занимались. Одновременно с молодым городом металлургов формировалась его музыкальная культура, делая среду обитания мягче, человечнее, добрее. Огромная созидательная роль в этом процессе принадлежала Семёну Григорьевичу Эйдинову, выдающемуся музыкальному деятелю, педагогу, просветителю.
Семен Эйдинов родился 11 июля 1911 года в городе Уфа, Республика Башкортостан. С детства увлекся музыкой. Окончив музыкальную школу, юноша подрабатывал игрой на фортепиано в кинотеатрах на сеансах немого кино. В 1926 году руководил одной из бригад «Синей блузы» башкирского республиканского профсоюзного совета.В 1927 году поступает в Златоустовский электромеханический техникум, а с 1928 по 1930 гг. отменное здоровье и спортивный характер привели его в Московский институт физкультуры, который успешно окончил. (увлечение в юности спортом носило серьёзный характер). Эти «зигзаги», судя по всему, в семье переносили спокойно, а его отец, Г.И. Эйдинов, намекая на тот вид спорта, в котором Семён был асом, — прыжки в высоту с места, — уверенно говорил: «Сколько ни прыгай, всё равно придёшь в музыку». Так и случилось. В консерваторию с первого захода Семен Григорьевич не поступил. Но после года занятий у частного педагога юношу зачислили сразу на второй курс музыкального техникума.Окончив его досрочно, Семен Григорьевич стал студентом фортепианного факультета Московской государственной консерватории. На третьем курсе, не без влияния профессора, впоследствии художественного руководителя Петербургской хоровой капеллы Георгия Дмитриевского, перешел на дирижерский факультет. Во время учебы работал музыкальным руководителем в Государственном институте физкультуры. Государственный экзамен сдал на примере самодеятельного хора электрокомбината имени Куйбышева. У него на руках была рекомендация в аспирантуру, открывалась возможность начать работу в каком-либо известном хоровом коллективе, но...волею судьбы он оказался в центре гигантской новостройки -в молодой Магнитке.
1.2 Приезд в Магнитогорск
Молодому музыканту советовали учиться в аспирантуре, предлагали работу концертмейстера в Большом театре, а он уехал в Магнитогорск по просьбе известной пианистки и музыкального теоретика Лии Абрамовны Авербух. По дороге на Урал узнал, что музыкальная школа там представляет собой барак с двумя классами и одним пианино, но с поезда не спрыгнул. Но обратимся вновь к первоисточнику и предоставим слово ему самому.
« Прав поэт, написавший что «землю, с которой вместе мерз, вовек разлюбить нельзя…»Стремительно летят годы нашей жизни и творчества, и оказывается, что уже более сорока лет назад Магнитка вошла в мою жизнь, стала моей судьбой.Вспоминаю год 1938-й. Я закончил Московскую государственную консерваторию. Мне вручили диплом с отличием,был оставлен в аспирантуре при кафедре хорового дирижирования. Потом меня вызвали и сказали, что я назначаюсь художественным руководителем Киргизской декады, что мне надо ехать во Фрунзе. Я не соглашался, потому что совершенно не знал киргизскую музыку, а делать то, что не умею, не хотел. И тут в консерватории я случайно встретил Лию Абрамовну Авербух, которая с 1935 года жила в Магнитогорске. Она уговорила меня туда поехать, рассказала, что это такое. Романтика в том возрасте была особенно свойственна. Я дал согласие, мы сели в поезд и поехали в конце августа 1938 года в Магнитогорск. Мне предстояло временно заменять Л.А. (примерно полгода), пока она занимается в Москве научной работой. Л.А. Авербух рассказала, что в Магнитогорске есть симфонический оркестр, музыкальное училище, скоро будет опера... У меня разгорелись глаза, и мы поехали. Когда же подъехали к Полетаево, Лия Абрамовна затащила меня в купе и говорит: «Должна сказать вам правду — училища нет, оркестра нет, оперы нет, капеллы нет... Но всё будет! Вот для того, чтобы это всё было, я и везу вас туда». Я переживал, конечно, всё это. Приехал утром, встретил меня Алексей Леопольдович Сулержицкий, с которым мы учились вместе в училище при консерватории, сын знаменитого Сулержицкого, одного из основателей МЖАТа, очень талантливый человек, своеобразный. В Магнитогорске я попал в барак вместо ожидаемых храмов училища, концертных залов. Начались будни, причём очень тяжёлые. С вокзала я ехал на телеге, трамвай только в центре города был. Я очень тосковал о друзьях, о Москве, стихи писать начал, писал дневник, который недавно прочитал, и очень смеялся.. Мог остаться в Москве, но меня потянуло к горе Магнитной. Здесь создавался гигант черной металлургии, поднимался социалистический город. О нем уже тогда слагались легенды.И вот я — преподаватель и руководитель первой в городе детской музыкальной школы и вечерних курсов для взрослых. Металлурги, строители, учителя, служащие после работы приходили в наши классы и познавали тайны нот…»
Конечно, молодой специалист не мог не ощутить большое биение жизни молодого города, широкие перспективы для развития музыки. Магнитка по большому счёту стала его второй, практической консерваторией. Позднее, обращаясь к этому времени, он всегда будет добрым словом вспоминать Л.А. Авербух, называя её непременно первой и характеризуя как неутомимого энтузиаста, талантливого организатора, большого художника и друга. «Она стягивала всех нас на большую работу, зажигая и заставляя видеть будущее в сегодняшнем дне.
С 1938 в Магнитогорске работал преподавателем в музыкальной школе, а также Магнитогорском драматическом театре, где уже через год после своего приезда создал симфонический оркестр
Началась жизнь, которая не оставляла особого времени на размышления, «только по ночам, потому что круглый день был приём, ребятишек было очень много. Меня скоро сделали директором этой самой школы по улице Сакко и Ванцетти в этом знаменитом бараке. Я ничего не умел в административных делах, мало что понимал в хозяйственных делах, во всяких финансовых вопросах, было много курьёзов...
Очень скоро мы собрали всех музыкантов города и первое моё «слово» в Магнитке (публичное) было в октябре месяце — в день 20-летия Ленинского комсомола впервые в городе Магнитогорске прозвучал симфонический оркестр. Потом жизнь пошла очень активно, у нас были курсы при школе, эти курсы мы стали готовить по училищным программам. Через год очень остро поставили вопрос об открытии училища. Очень многие были «против». Пришлось лететь в Москву, быть в Комитете по делам искусств, спорить, отстаивать... В общем, мы добились, училище открыли...».
1.3 Открытие музыкального училища
Вопрос об открытии музыкального училища решался несколько лет. Профессиональная подготовка музыкантов была для Магнитки делом первостепенным и стратегическим. 1 сентября 1939 года на базе Детской Музыкальной Школы открыли Магнитогорское музыкальное училище , правда, неофициально, но позже власти узаконили этот факт. Трудно было работать. Постепенно накапливался опыт, крепла уверенность в своих силах, развивалась инициатива. А затем прибыла группа музыкантов с высшим образованием.Семен Григорьевич вел хоровое пение, гармонию, музыкальную литературу, вокал, дирижирование и даже давал уроки по классу флейты. В городе, по его инициативе появились просветительские музыкальные «среды» .
Во время Великой Отечественной едва начавшаяся в 1939-м история музыкального училища, едва не оборвалась. В 1941 году оно было закрыто и восстановлено год спустя, в 1942. Шли ожесточённые бои на Курской дуге и под Сталинградом, Магнитка работала на износ, но и в те суровые годы находилось время для музыки.
В год "закрытия" училище продолжало работать - полуподпольно. И пусть на курсе было всего 20 человек, зато первых музыкантов стальной столицы СССР ковали настоящие профессионалы, эвакуированные из Ленинграда и других культурных центров страны. Когда же приняли решение вернуть городу музыкальное училище, оно всего-навсего продолжило делать то, что делало, только уже официально. Семён Эйдинов и его соратники фактически спасли музыкальное образование в Магнитогорске. Тогда в городе ещё только создавалась музыкальная среда, но уже была плеяда выдающихся педагогов.
Директорская должность не отдаляла Эйдинова от студентов и коллег. За советом или помощью в решении той или иной проблемы к Семёну Григорьевичу можно было обратиться в любое время - на двери его кабинета никогда не было расписания с часами приёма. Он был прост в общении, что очень характерно для людей высокой культуры. А как интересны были его рассказы об истории музыкальной культуры Магнитки!
Семен Григорьевич фанатично любил свое дело.С 1942г.—82г. — дирижер Магнитогорского музыкального училища им. М. И. Глинки. Организовал экспериментальные группы, изучающие цикл специальных дисциплин дирижерского профиля. Среди его учеников: А. Виноградский (главный хормейстер Кишиневского театра оперы и балета), Ю. М. Иванов (художественный руководитель и главный дирижер Магнитогорской хоровой капеллы им. С. Г. Эйдинова), В. Г. Колесник (дирижер Киевского театра оперы и балета), Ю. К. Новиков (профессор Минской консерватории), Е. В. Томас (профессор Магнитогорской консерватории) и другие.Эйдинов работал с Магнитогорским городским симфоническим оркестром (1938- 41; 1943-45). В 1939-41гг. с хором музыкального училища осуществил постановку сцен из оперы Ж. Бизе «Кармен», народные музыкальные драмы С. В. Аксюка «Песня про купца Калашникова» (на стихи М. Лермонтова) и другие. Руководил музыкальным факультетом Челябинской области народного института культуры (1960—70-е гг.). Являясь членом правления Всероссийского хорового общества, инициировал создание Магнитогорского отделения общества (1958); открытие первых в РСФСР городских домов музыки № 1 (1966) и № 2 (1972), духовой студии «Пионер» (совместный с Е. И. Можеевским). Постоянно выступал в качестве лектора-пропагандиста музыкальных знаний; организовал и руководил лекториями: «Антология советской хоровой музыки», «Музыкальные четверги», «Музыкальные костры» (для школьников), музыкальные лектории для металлургов. По инициативе Эйдинов и под его руководством с конца 1950-х годах проходят городские праздники песни. Эйдинов создатель в Магнитогорске профессионального хора (1944. Художественный руководитель и главный дирижер (до 1984г.) Государственной академической Магнитогорской хоровой капеллы — одного из ведущих профессионально хоровых коллективов России. С 1991 капелла носит его имя. Несколько созывов Эйдинов избирался депутатом Магнитогорского городского Совета, членом бюро горкома КПСС.
Много позже, в год своего 60-летия (1971), С.Г. Эйдинов вспоминал: «В Магнитогорске было очень много работы. Я, простите за такое слово, буквально «обалдел» от стройки, от её масштабов, от города, который при мне строился. Работа захватила меня. Я понимал, что играю в этом деле определённую роль, какая-то ответственность была...»*. Ответственность и готовность испытать себя в новом, невиданного масштаба деле, захватила его, Он о многом мечтал, романтизм был неотъемлемой частью его человеческой сущности. Сейчас, по истечении времени, когда многое отстоялось, стало вдруг понятно, что эти мечты не были химерами, постройками, возведёнными «на песке». Это были мечты профессионала, точно представляющего, что, как и в какой последовательностн нужно делать, какие основы музыкальной культуры выстраивать, какие традиции закладывать.
1.4 Создание Магнитогорской хоровой капеллы
Понятным и вполне ожидаемым становится «проект» директора училища (С.Г.был назначен директором в 1942 году) — организовать хоровую капеллу. Будучи хоровиком по образованию и призванию, он должен был прийти к этой мысли и пришёл именно тогда, когда появилась всё явственнее вырисовывающаяся база подготовки профессиональных кадров. Ещё шла война, но не в характере Эйдинова было пережидать, надеяться на какие-то особые условия.
Образ капеллы, сформировался в голове С.Г. Эйдинова задолго до того, как она организовалась. В этом образе соединилось и лучшее, что было в русской классической хоровой школе, — высокий профессионализм, просветительский дух, стремление к постоянному обновлению на основе лучших традиций хорового пения; и то, что привнесло в искусство время и место, Магнитострой — темп и энергетика, масштаб и разнообразие форм деятельности, своеобразный универсализм. Подобно металлургическому комбинату-гиганту, который стал главным градообразующим предприятием, капелла волею судьбы оказалась ведущим культурообразующим институтом молодого, рождающегося на глазах современного города. Она росла вместе с ним и одновременно, опережая его, прокладывала те пути в искусстве, по которым предстояло пройти магнитогорцам, чтобы, в конце концов, превратиться в один из современных музыкальных центров Урала.
Несмотря на то, что шла война, первый секретарь Челябинского обкома партии Н. С. Патоличев одобрил идею создание хора, хотя не был уверен в возможности формирования его состава в военное время. Однако у С. Г. Эйдинова был план: «У нас в городе … уже год существует женский вокальный ансамбль, это основа капеллы. Трудновато с мужскими голосами, но… выйдем из положения. У нас есть певучие металлурги. Кое-кто вернулся домой после ранения. Будем работать с ними. Молодежь подрастает».
Решение об организации в Магнитогорске профессионального хора было принято весной 1944 г, а с января 1945 г. изменено название – капелла. В качестве руководящего состава были определены: «художественный руководитель и главный дирижер – С. Г. Эйдинов, в 1938 г. окончивший дирижерско-хоровой факультет Московской государственной консерватории; хормейстер П. Д. Осипова(ученица Эйдинова), в 1943 г. окончила дирижерско-хоровое отделение Магнитогорского музыкального училища, концертмейстер Б. М. Белицкий, до начала войны, в 1941 г. окончил 3 курса фортепианного факультета Киевской консерватории, инвалид Отечественной войны».
Сам С. Г. Эйдинов давал высокую оценку сформировавшемуся молодому коллективу: «Творческий состав капеллы – это растущие, квалифицированные певцы. Сколько интересных, замечательных людей. встретилось на моем пути! Они весь жар своей души отдавали нашему делу. Они росли вместе с городом, мужали с ним, обогащали его культуру.
Первый концерт Магнитогорской хоровой капеллы состоялся 17 марта 1945 г. в городском театре имени А. С. Пушкина в Магнитогорске. Концертная программа составила 20 музыкальных произведений,затем коллектив капеллы впервые отправился на гастроли в Челябинск.
Не имея постоянного помещения, специальных площадок для выступления, справляясь с различными сложностями, но обладая исключительным чувством долга, Магнитогорская капелла в 1945 г. стала одной из лучших на первом смотре профессиональных коллективов Уральского региона, выступая в Свердловске.
С января 1945 года коллектив носит название капеллы, в 1991 году капелле присвоено имя ее организатора, первого руководителя и дирижера С. Г. Эйдинова, а в 1995 – звание академической.
1.5 Создание Магнитогорского хорового общества
Семен Григорьевич в 1958 году выступил инициатором создания Магнитогорского хорового общества. Размах деятельности Эйдинова прекрасно иллюстрирует то, что в пору существования Всероссийского музыкального общества наряду со множеством областных, региональных и краевых подразделений существовали всего три городских — московское, ленинградское и магнитогорское. Не случайно именно при Эйдинове Магнитогорск получил неформальный титул «города металла и музыки».
С 1960 по 1970-е годы руководил музыкальным факультетом областного народного университета культуры. С 1960 года на протяжении двадцати двух лет являлся членом президиума Всероссийского хорового общества.
Одним из главных его достижений стало появление здесь хора мальчиков «Жаворонок» и смешанного хора «Орленок», получивших известность на всю страну.
Хор «Жаворонок» был образован в 1968 году, его взлету способствовали мастера хорового исполнительства Алла Недосекина, Марина Никитина, Светлана Якимова. Хор гастролировал в Челябинске и Оренбурге, Уфе и Волгограде, стал дипломантом смотра-конкурса музыкальных коллективов Всероссийского хорового общества – ВХО и Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, получил дипломы Министерства культуры РСФСР и правления ВХО, Почетные грамоты Министерства
Спустя ровно четыре года после создания «Жаворонка» появился хор «Орленок», своеобразие которого заключалось в смешении мальчишеских и девчоночьих голосов. Начав как хор-спутник, «Орленок» встал на крыло под руководством талантливого хормейстера Нины Павленко и в 1985 году был удостоен почетного звания.
В 1965 году Эйдинов участвовал в создании Магнитогорской музыкальной школы. В 1966 году стал инициатором открытия первого магнитогорского Дома музыки. А через шесть лет инициировал открытие второго городского Дома музыки. Сегодня под крышей Магнитогорского Дома музыки занимаются пять полноценных хоровых коллективов. Вряд ли еще найдется образовательное учреждение, которое бы могло сразу выставить на песенный конкурс так много детей.
На протяжении почти полувека Семен Григорьевич являлся ключевой фигурой в музыкальной жизни Магнитогорска. Именно ему город обязан основанием консерватории, симфонического оркестра, Домов музыки. По существу,Эйдинов руководил всей сферой музыкальной культуры города. Без его внимания и поддержки не обходилось ни одно крупное музыкальное событие.
Заслуги Семена Григорьевича получили высокую государственную оценку. Дирижер удостоен званий «Заслуженный деятель искусств России», «Народный артист России», «Почетный гражданин Магнитогорска», награжден орденом Ленина и медалями.
В последние годы жизни Семен Григорьевич болел, но все же ездил на гастроли. У него имелась мечта: продирижировать «Реквием» Луиджи Керубини в зале Петербургской консерватории, где работал и умер за дирижерским пультом во время исполнения «Реквиема» Гектора Берлиоза его педагог Георгий Дмитриевский. «Вот и мне бы так...» - сказал Эйдинов, когда узнал о смерти учителя.
В январе 1984-го капелла выехала на гастроли в Ленинград. Но что-то не заладилось с оркестром, и Семен Григорьевич решил отправиться в Ригу. Там с его капеллой выступил С. Смирнов, а С. Эйдинов был в зале, но зрители аплодисментами попросили его подняться на сцену. Семен Григорьевич продирижировал «Славься, Русь моя» из оперы Глинки «Иван Сусанин». Довел произведение до конца, «снял» звук, сделал несколько шагов и… упал замертво.
Умер он , как настоящий артист, на сцене.
Этот человек воспитал в Магнитогорске целую плеяду великолепных музыкантов, у него очень много талантливых учеников. Эйдинов заботился о духовности нашего города: хоровые праздники, великолепные концерты. При всем том он был отличным администратором. Человек-легенда, Личность. Но самое главное- порядочный и добрый человек.
1.6 Продолжатель дела отца
Народный артист РСФСР, руководитель Магнитогорского музыкального училища (ныне консерватории), дирижер, симфонист, педагог, общественный деятель, почетный гражданин Магнитогорска, со временем Эйдинов превратился в одну из легенд Магнитки. Его вклад в культуру рабочего города неоценим. Это неустанно отмечают на протяжении десятков лет все лично знавшие Семена Григорьевича: ученики, продолжатели и последователи его дела, родственники, друзья.
И один из таких последователей дела Эйдинова-его дочь . Имя Натальи Эйдиновой внесено в книгу «Лучшие люди России». Она – заслуженный работник культуры РФ, удостоена премии федерального агентства по культуре и кинематографии «За успехи в воспитании детей, молодежи в учебных заведениях отрасли культуры», победитель областного конкурса «Женщина года». В 2010 году редакция газеты «Советский Сахалин» отметила Н. Эйдинову в номинации «Человек десятилетия». Наталья Семеновна Эйдинова-заслуженный работник культуры России,член Совета по культуре и искусству при президенте России.Под ее руководством в 1991 году на Сахалине была создана детская школа искусств «Этнос»-уникальное учебное учреждение не только для Сахалинской области,но и для всей России
Основная специализация школы – это народное творчество. В Сахалинской области и на всем Дальнем Востоке нет другой школы, обучающей детей не только русскому фольклору,но и корейскому . Возникло оно в связи с тем, что на Сахалине живет многочисленная диаспора корейцев, у которых, естественно, есть дети, и очень талантливые. Главными предметами на этом отделении являются корейский народный танец, игра на корейских национальных ударных и струнных инструментах.
Мы долго думали, как назвать школу, объединяющую культуры двух столь разных народов. И пришли к выводу, что самым подходящим названием будет «Этнос».
Наталья Эйдинова:
- Я никогда за себя не прошу. Ни раньше, ни сейчас. Это папино воспитание. В Магнитогорске я была не последним дирижёром, и у меня были прекрасные коллективы, и мы занимали призовые места на всероссийских конкурсах, но сделать шаг в сторону я не имела права, потому что я была дочкой директора, и мне не разрешалось делать абсолютно ничего. Он поощрял своих музыкантов премиями, командировками, а мне всегда говорил: «А тебе, отцовское спасибо!».
1.6 Память о Семене Эйдинове
Семён Григорьевич был удостоен звания народного артиста РСФСР. Он был единственным не только в Магнитогорске, но и во всей Челябинской области, кто заслужил это высокое звание. Эйдинова помнят и любят. Память о Семене Эйдинове не осталась только на словах.
В стенах Магнитогорской государственной консерватории регулярно проводится Всероссийский конкурс хоровых дирижеров имени С. Г. Эйдинова.Участниками могут стать студенты дирижерско-хоровых отделений высших и средних музыкальных учебных заведений.
На доме по проспекту Ленина в Магнитогорске, где жил Семен Эйдинов, установлена памятная табличка.
Имя Эйдинова носит созданная им Магнитогорская хоровая капелла.
Именем С. Г. Эйдинова названа 31-я аудитория Магнитогорской государственной консерватории, в которой проходят занятия хоровых коллективов.
В сентябре 2004 в стенах Магнитогорской государственной консерватории состоялось торжественное открытие Фонда культуры имени С. Г. Эйдинова.
В июле 2011 на «аллее звезд» перед Магнитогорским Дворцом культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе заложена именная звезда С. Г. Эйдинова
2.Практическая часть
В 2021 Семену Григорьевичу исполнилось 110 лет со дня его рождения.
За 72 года жизни деятель добился многого. Делом своей жизни он выбрал музыку. Его основные профессиональные направления — дирижирование, в том числе хоровое, педагогическая работа, а также создание симфонических произведений.За все время проживания в Магнитогорске смог развить музыкальную культуру в регионе. Он был одним из тех, кто предложил открыть специальное музыкальное училище, основал Магнитогорскую хоровую капеллу, создал хоровое общество. Будучи выпускником Московской консерватории, Семён Эйдинов по жизни окажется достойным своих выдающихся учителей и традиций отечественной культуры и русской школы, которые он будет бережно хранить и развивать. Взаимодействие знаний о системах обучения и просветительства, двух базисных основ русской музыкальной культуры, определит на всю жизнь содержание творческой деятельности самого С.Г. Эйдинова. Это поможет ему и его единомышленникам не только умело «вспахать» благодатную магнитогорскую почву музыкальной культуры, но и взрастить на ней такие замечательные коллективы, как музыкальное училище им. М.И. Глинки, государственная хоровая капелла, два Дома музыки, хоровое общество; создать чётко выстроенную и результативную систему музыкального просвещения; сформировать традиции массовых музыкальных праздников, в которых принимали участие тысячи любителей музыкального искусства,
За всем этим стояла упорная и целеустремлённая работа, основанная на уверенности в великой облагораживающей силе музыки, её огромном общественном потенциале. И те самые осязаемые результаты, о которых говорил В. Чернушенко, уже в 60-е годы позволят назвать прославленный город металлургов ещё и одним из самобытных музыкальных городов страны. Газета «Известия» напишет в июне 1965 года о том, что любой серьёзный концертант найдёт здесь аудиторию, по-настоящему заинтересованную в искусстве, умеющую ценить артиста, что в Магнитогорске «не опасно» выступить с самой сложной программой. Усилиями энтузиастов, бесконечно любящих музыку, возникла здесь атмосфера музыкального города.
Как сегодня выглядит «музыкальный цех» Магнитки?
В Магнитогорском музыкальном училище обучается шестьсот человек, в нем 204 педагога, из них 174 — его бывшие воспитанники. Имеется музыкальное отделение педагогического училища, четыре детских музыкальных и шесть вечерних музыкальных школ, средняя общеобразовательная школа с музыкальным уклоном. Кроме того, при хоровом обществе создано шесть творческих коллективов, в том числе народных инструментов и студия игры на духовых инструментах. Ко всему этому надо прибавить сто с лишним самодеятельных творческих коллективов во Дворцах культуры, клубах, красных уголках, в высших, средних учебных заведениях, школах.
Нынешний этап жизни страны, условия развитого социалистического общества изменяют нравственный облик рабочего человека. Передового рабочего сегодня характеризует не только сознательное и творческое отношение к труду, но и глубокие знания, широкий и культурный кругозор. Однако чем выше уровень развития общества, тем больше требования к человеку, к его нравственному, эстетическому воспитанию. И, конечно, большая роль отводится в этом отношении музыке.
В годы Великой Отечественной войны в Магнитогорске была создана государственная хоровая капелла, творчество которой ныне известно и в Москве, и на Украине, и в Сибири, и на Дальнем Востоке.
Сейчас капелла начала новое важное и большое дело: пропаганду музыки, музыкальное воспитание школьников по системе Д. Б. Кабалевского. Эту работа проводится почти во всех школах Магнитогорска. Около 15 тысяч юных магнитогорцев проходят нашу школу музыки. Эта работа строится по программе специального абонемента, которая тщательно продумана.
Вот например, цикл «Литература и музыка». Он знакомит школьников с тем, как прочитал композитор то или иное произведение литературы, как воплотил это в музыкальные образы. Другая тема — «Произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова в музыке». Мы рассказываем юношам и девушкам, как замечательно воплотил в музыке Модест Мусоргский «Бориса Годунова». Как в опере «Война и мир» слились два гения — Льва Николаевича Толстого и Сергея Прокофьева.
Проводим лекции-концерты по темам «Русская природа в музыке», «Песни Отечественной войны».
В 65 общеобразовательных школах города создан 121 хор, в них поют четыре с половиной тысячи ребят. Во всех средне-специальных учебных заведениях также созданы хоры и оркестры. Шесть тысяч юных магнитогорцев являются слушателями областного университета музыкального воспитания молодежи. На предприятиях, в учебных заведениях, при Дворцах культуры города работают 53 взрослых хора, они объединяют около 3000 любителей пения.
В нашем городе частенько можно услышать слова: песня и труд рядом. Это действительно так. Приведу лишь два примера.
Миксеровой второго мартеновского цеха Владимир Доставалов, получивший музыкальное образование в нашем училище, и машинист разливочного крана Иван Каунов создали самодеятельный вокальный ансамбль «Металлург».И вот уже многие годы с неизменным успехом выступает этот магнитогорский ансамбль в красных уголках цехов, на сценах Дворцов культуры, участвует в передачах Центрального телевидения «Товарищ песня». Ансамбль выезжал со своими песнями в Румынию. Его солистам — Владимиру Достовалову и Ивану Каунову присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
В 1976 году они были удостоены чести выступать в Москве в больших праздничных концертах для делегатов XXV съезда КПСС.
А в конце июня того же года они побывали в Германской Демократической Республике, где состоялся XVI рабочий фестиваль самодеятельного искусства социалистических стран. В концертах вместе с Достоваловым и Кауновым участвовали еще двое магнитогорцев — солисты народного театра балета Дворца культуры металлургов Н. Ашихмина и В. Аверин. Все четверо стали лауреатами и отмечены золотыми медалями фестиваля.
Геннадий Семенович Гун — кандидат технических наук, окончил вечернее отделение музыкального училища, организовал и много лет бессменно руководит камерным оркестром горно-металлургического института имени Г. И. Носова. В свободное от работы время студенты, преподаватели института разучивают и исполняют произведения Баха, Чайковского, Шостаковича, Бабаджаняна… Этот оркестр с концертами объехал многие крупные города страны, не раз выступал в Москве, выезжал за границу.
В Магнитке стало традицией: ежегодно, 16 марта, проводить общегородской День музыки. Систематически организуется детский хоровой фестиваль, а в начале мая — праздник песни, в День Победы — марш-парад духовых оркестров.
Это внушительные мероприятия на площадях, стадионах, во Дворцах культуры. Одновременно пользуются большим успехом камерные методы музыкальной пропаганды: встречи в комнате общежития, в красном уголке, в одной бригаде, словом, там, где человек — активный участник беседы, а не просто слушатель.
Именно такой подход и вызвал необходимость создать Дом музыки. В Магнитогорске был открыт первый в РСФСР Дом музыки. Это очень небольшое, уютное здание, которое находится в жилом массиве, в микрорайоне. Сюда можно зайти вечером, чтобы послушать новые записи музыкальных произведений или лекцию, концерт. А подчас и самому сесть за инструмент и помузицировать. У нас действуют два Дома музыки, и роль их в музыкальном, эстетическом воспитании трудно переоценить.
Магнитогорск — яркий пример подлинного расцвета народного творчества. Тысячи людей отдают свой досуг занятиям в коллективах художественной самодеятельности.
В Магнитогорске много энтузиастов, пропагандистов музыки, песни. Дирижер Александра Алексеевна Малиновкина на общественных началах помогла создать хоры в мартеновском и доменном цехах, успешно руководит камерным хором при педагогическом институте. Дмитрий Михайлович Зарецкий, крупный специалист по духовым оркестрам, уже более 20 лет трудится в музыкальном училище, ведет большую работу в городском хоровом обществе, он — главный дирижер наших марш-парадов. Зоя Евсеевна Бородина руководит двумя Домами музыки, занимается организацией массовых мероприятий, проводимых хоровым обществом. Это очень не простое дело: ведь в добровольном обществе 27 тысяч членов!
Перед ними — благородная цель: вызвать у людей интерес к музыке, увлеченность, любовь к ней как обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила им свою красоту. Мы, музыканты Магнитки, живем, трудимся в атмосфере ударного труда металлургов, строителей, метизников, калибровщиков, железнодорожников, тружеников многих самых разных профессий. Их созидательный труд вдохновляет нас на новые успехи, на завоевание новых высот в творчестве. В то же время музыка, песни помогают рабочему классу, интеллигенции в созидательном труде. Магнитогорцы действительно с песней шагают по жизни… И как гордо шагают, радостно, победоносно!
Заключение.
Работая над проектом,я рассказала о человеке-легенде нашего города, который стоял у истоков музыкальной Магнитки. На протяжении полувека Эйдинов был ключевой фигурой в музыкальной жизни Магнитогорска. Именно ему город обязан основанием музыкального училища(ныне-консерватория),симфонического оркестра, Домов музыки.Эйдинов руководил сферой музыкальной культуры города-без его внимания и поддержки не обходилось ни одно крупное музыкальной событие в Магнитогорске.
Подводя итог, хочется остановиться только на двух, но самых серьезных проблемах: будут ли люди помнить тех, в честь кого названы коллективы и обьекты нашего города ,и не будут ли они уничтожать то, что эти люди для нас сделали? Об этом мы знать не можем, но мы можем это предотвратить, рассказывая о них.
Литература и интернет-ресурсы:
Гогелиани Э. Звезда Эйдинова. — «Магнитогорский металл», 14 июля 2011. — Веб-ссылка
Кондратковская Н. Мелодия жизни (о С. Эйдинове). — «Комсомолец» (Челябинск), 28 января 1969.
Кондратковская Н. Магнитогорец по духу и таланту (С. Эйдинову — 60 лет). — «Магнитогорский рабочий», 19 июня 1971.
Никитин, А. В. Памяти Семена Григорьевича Эйдинова / А. В. Никитин. - Магнитогорск, 2005. - 162 с.
Притяжение Эйдинова : воспоминания, материалы, док. : сб. ст. и материалов / сост. О. С. Эйдинова, С. И. Мирошниченко. - Магнитогорск : Изд-во МаГК, 2003. - 288 с.
Эйдинов, Семён Григорьевич. — Магнитогорск (краткая энциклопедия). — Магнитогорск, Магнитогорский дом печати, 2002, с. 542.
https://sakhalinmedia.ru/news/579982/?from=43
https://ru.wikipedia.org/wiki/Эйдинов,_Семён_Григорьевич
https://rus.team/people/ejdinov-semen-grigorevich
https://proza.ru/2010/11/06/344
http://samlib.ru/k/klin_w/istorijamagnitki.shtml