Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

М. Волошин-поэт, художник. Знакомство с творчеством. | Пайвахтина Валентина Геннадьевна. Работа №221013

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Пайвахтина Валентина Геннадьевна
Урок внеклассного чтения.  Материал знакомит одиннадцатиклассников с биографией и творчеством поэта. 

Урок литературы в 11-м классе
Максимилиан Александрович Волошин-поэт, художник.
Знакомство с творчеством".
Цель:познакомить учеников с биографией поэта, показать своеобразие творчества, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.
Методические приемы:сообщение учащихся, рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.
Оборудование урока:компьютер, проектор, экран, колонки.
Предварительно класс делится на три группы: биографы, литературоведы и искусствоведы – и дается задание подобрать материал по теме урока.
Горька судьба поэтов всех времен;
Тяжелее всех судьба казнит Россию...
В.Кюхельбекер
ХОД УРОКА
Слово учителя.Мотив странствия, путешествия, пути, пожалуй, главный в творчестве М.Волошина. путь как постижение законов мироздания, искусства, бесконечных возможностей человеческого духа. Именно к этому стремится поэт, художник, философ М.Волошин. В наши дни он совершает еще один путь: как бы подтверждая мысль о бессмертии, его душа, материализованная в строки и полотна, возвращается к нам через годы забвения, через поколения забвения.
Заставка. Портрет м.А.Волошина.
Наш урок-это урок-знакомство с одним из представителей серебряного века, с судьбой и творчеством поэта, художника, публициста и философа. Давайте обратим внимание на эпиграф к нашему уроку. Эти слова В.Кюхельбекера, написанные в 1845 г.. оказались наиболее применимы к временам грядущим, к началу 20 века.
Судьба поэта была на этом фоне на редкость удачливой. Поэт уцелел в гражданскую войну, находясь в гуще событий; не был репрессирован в 20-е годы; избежал цунами большого террора ( не дожив до него). Более того, в годы, когда частная собственность изымалась с неусыпным рвением, оставался владельцем имения. Вплоть до 1929 года продолжал писать все, что думал (позднее даже хранение его стихов было чревато тяжкими последствиями). И все-таки жизнь Волошина была отнюдь не безоблачной. Издевательсва властей, атаки партийной критики, отлучение от литературы - все это позволяет и его причислить к жертвам великого экперимента. С 1928 по 1961 г., пребывавший под полным запретом, затем "дозволенный" как художник, Волошин в 1977 г. , в связи со 100-летием. был допущен с оговорками и в историю русской литературы. Известный поэт С. Наровчатов писал: Без поэзии Максимилиана Волошина будет неполным представление о русской поэзии ХХ века. Примем его слова как совет познакомиться с творчеством Волошина.Волошин – личность яркая, незаурядная.
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.Пройти по всей земле горящими ступнями,Все воспринять и снова воплотить.
На вопрос о том, кто он – поэт или художник, Волошин отвечал: Конечно – Поэт. И добавлял при этом: И художник Как произошло, что в одном Человеке не только соседствовали, но и взаимно дополняли, питали друг друга эти два дара? Это и предстоит нам сегодня выяснить.
Слово биографам.Родился М.Волошин в Киеве. Рано лишился отца. По окончании гимназии он поступает на юридический факультет в Московский университет, но в 1900 году за участие в студенческих волнениях исключается.Весной 1901 года в мастерской художницы Е.С.Кругликовой в Париже появляется молодой человек с львиной шевелюрой, в пенсне на широкой лентеЭто был Максимилиан Волошин. Его серьезно интересует искусствоведение. В Париже Волошин записывается в Луврскую школу музееведения. Однако лекции его не устраивали, так как он интересовался современными течениями в живописи. Поэтому у него был один выход: чтобы подготовить себя к поприщу художественного критика, надо самому стать художником. И Волошин стал им.
Чтец. Стихотворение М.Волошина "Париж".
Слово искусствоведам.Какие новые течения интересовали Волошина? Вот что он сам писал об этом: Еще в 90-е годы во Франции… нашлись люди, которые утверждали, что деревья следует писать не коричневой, а зеленой краской, что нужно писать предмет не в искусственном освещении темной мастерской, а на вольном воздухе, что воздух – это та прозрачная среда, которая дает предметам их окраску, что следует писать предметы не такими, какими они есть, но такими, какими они представляются (импрессионизм). (М.Волошин Листки из записной книжки) А позднее в Ликах творчества появляются такие строки: Я изображаю не явления мира, а свое впечатление, получаемое от них.Итак, Волошин открывает в Париже импрессионизм. Он весь во власти полотен Клода Моне и стихов Поля Верлена (первого импрессиониста в поэзии.) Естественно, что Максимилиан Волошин обращается к импрессионизму и в своих стихах.
Презентация. Картины М.Волошина.
Слово литературоведам.(Им было дано задание проанализировать цикл М. Волошина и выяснить роль цветового эпитета; найти детали, дающие световую характеристику предмета).Исследуя стихотворения, мы выяснили, что взгляд поэта-художника остро воспринимает контуры предмета, освещенность. Об этом говорят многие строки цикла Париж. Вот например:
Осень, осень… весь Париж,Очертанья сизых крышСкрылись в дымчатой дали…
Парижа я люблю осенний строгий плен,И пятна ржавые сбежавшей позолоты,И небо серое, и веток переплеты –Чернильно-синие, как нити темных вен.
Поражает обилие цветовых эпитетов. Важную роль в цикле играют детали, передающие запахи окружающего мира: пахнет мокрыми листьями, запах жареных каштанов. Эта способность выразить в слове свое впечатление и делает Волошина импрессионистом в поэзии, говорящим глазом, как называл его Вячеслав Иванов.
Классу предлагается сравнить изображение Парижа в цикле М.Волошина и на репродукции картины художника – импрессиониста Альбера Марке Площадь Святой Троицы в Париже.
Звучит стихотворение Осень…осень… Весь Париж, Дождь.
Делается вывод, что в выборе палитры Волошин идет как бы вслед за художником, стараясь уловить в слове самые тонкие оттенки серого цвета: серо-сиреневый, стальные отливы, сизый, дымчатый, жемчужный, перламутровый, красный в сером, дымный.Но в то же время импрессионизм для Волошина – это всего лишь форма, в которую он облекает свое понимание мира. Центром всякого стихотворения оказывается человек, его душа, торжествующая или скорбящая.А образ города своеобразно соединяет человека со вселеннойНесколькими годами позже Волошин закончит еще один цикл, где признается в любви совсем другой земле – Киммерии.
Слово литературоведам.Киммерийские сумерки написаны в редких античных размерах. Весь цикл, кроме первых трех стихотворений, представляет собой сонеты, одну из самых сложных поэтических форм, требующих к тому же и особого содержания. Постигая пейзаж, Волошин воссоздает в стихотворениях не внешние его черты, а ищет корни каждого увиденного образа, его скрытый смысл. Поэтому он чаще всего выбирает те моменты, когда окружающее преображается, изменяет свои формы и открывает свою сокровенную сущность. Сумерки – излюбленное поэтом время суток. Именно в вечернем свете открывается то, что не видно днем – истинный смысл. Через него поэт заглядывает в свою душу:
А груды валунов и глыбы голых скалВ размытых впадинах загадочны и хмурыВ крылатых сумерках – намеки и фигуры…Вот лапа тяжкая, вот челюсти оскал,Вот холм сомнительный, подобный вздутым ребрам,Чей согнутый хребет порос, как шерстью, чобром.
В сумерках особенно остро чувствуется древность земли:
То парус в темноте, скользя по бездорожью,Трепещет древнею, таинственною дрожьюВетров тоскующих и дышащих зыбей.
Слово искусствоведам.Вернувшись в Коктебель, Волошин начинает писать свои акварели. В акварели его привлекает возможность достичь многообразия цветовых оттенков.Ежедневно он совершал прогулки по побережью, отправлялся в порт, а потом возвращался к мольберту.Пейзажи, написанные по памяти, представляют собой музыкально-красочную композицию на тему киммерийского пейзажа, а также художественный дневник Волошина.В акварелях Волошина восхищает богатство цвета. Поражает простота, четкая композиция каждого пейзажа. Построению картины Волошин учился у японских художников. Японец чертит линию ствола перпендикулярно к линии горизонта, а вокруг него концентрические спирали веток, в свою очередь окруженных листьями, связанными с ними под известным углом… Таким образом, живопись Максимилиана Волошина соединяет самые разные художественные методы самых разных эпох и народов, что делает ее явлением уникальным.
Учитель.А теперь вам предстоит выяснить, как соотносятся стихи Волошина о Киммерии с акварелями – и что особенно важно – как изменилась творческая манера поэта.– Скажите, можно ли считать акварели Волошина иллюстрациями к стихам?– Какую роль в изображении Киммерии играет цвет?– Почему цветочных эпитетов в цикле меньше, чем в Париже?– Найдите олицетворения. Как они помогают понять философский нерв циклов?– Укажите временные и пространственные детали в киммерийском пейзаже?– Докажите, что стихи о Киммерии – это тоже музыкально-красочная композиция (музыка стиха и звуковая характеристика пейзажа).
Учитель.Большую часть поэтического творчества Максимилиана Волошина составляет пейзажная и любовная лирика. За такое не наказывают и ее не запрещают, Волошина же вычеркнули из русской литературы более чем на 30 лет. За что, как вы думаете? Верно, за стихи о Родине и революции.В Крыму то красные, то белые, и каждая власть очень жестока.
Ученик читает стихотворение Гражданская война (из цикла Усобица)
Учитель.О ком это – о красных, о белых? По времени написания – о красных. Страшные чеканные строки. Свободный стих. Да рифма здесь и не нужна – ведь это не лирика – эпос. Существуют разные заговоры, молитвы: от смерти, от воды, от огня, от пули, от болезни. Волошин создает свою – Заклинание (от усобиц).
Ученик читает стихотворение "Заклинание"
Учитель.В статье Россия распятая Волошин писал: Я не могу желать своему народу только пути правильного и прямого и заранее знаю, что этот путь – страдания и мученичества. Что мне до того, будет ли он вести через монархию, социалистический рай или через капитализм – все это только различные виды пламени, проходя которые перегорает и очищается человеческий дух.Заканчивая урок, давайте обобщим все то, что вы узнали о Максимилиане Волошине.
– Каким вы представляете Волошина по его стихам, картинам, лекциям?(Общительный, обаятельный, образованный, большой души человек, глубокий поэт, гуманист, мыслитель, Патриот России, Крыма).– Каковы основные темы его лирики? (Природа Киммерии, любовь, русская усобица времен революции и гражданской войны).– Каковы взгляды Волошина, его позиция в годы революции и гражданской войны?(События 1917 года – испытание для России, посланное свыше, она пройдет этот путь страдания и мученичества, и очистится душа народа).
Максимилиан Волошин. Это именно о нем М. Цветаева написала: Он поэт – настоящий поэт и человек – настоящий человек. Только настоящий человек, настоящий сын праматери-природы, воспетой и очеловеченной им мог так ее чувствовать, понимать, любить.
Ученик читает стихотворение Дом поэта
И ты, и я – мы все имели честьМир посетить в минуты роковыеИ стать грустней и зорче, чем мы есть.Я – не изгой, а пасынок РоссииИ в эти дни немой ее укор.Я сам избрал пустынный сей затворЗемлею добровольного изгнанья,Чтоб в годы лжи, падений и разрухВ уединенье выплавить свой духИ выстрадать великое познанье.
Домашнее задание:выучить понравившееся стихотворение М. Волошина.
Литература.
Волошин М.Из воспоминаний. Записи 1932 года. – Уроки литературы. Приложение к журналу ЛВШ, № 9, 2002.
Донская Д.А.Максу я обязана… доверием к людям. – Уроки литературы. Приложение к журналу ЛВШ, № 9, 2002.
Киселева А.М.Мне надо быть со всеми, кто окликнет меня. – Уроки литературы. Приложение к журналу ЛВШ, № 9, 2002.
Соплова Т.Живопись и поэзия Максимилиана Волошина. – ЛВШ, № 4, 1996.
Черкашины М. и В.Дверь отперта. Переступи порог…. – Уроки литературы. Приложение к журналу ЛВШ, № 9, 2002.
Михайлов И. Кашалот, или три лика Волошина.(материал из Интернет)
http://school-collection.edu.ru/
http://fcior.edu.ru/
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×