М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества(разработка открытого урока) | Успенский Иван Юрьевич. Работа №313913
Вступительное слово учителя. Добрый день дорогие ребята, уважаемые коллеги, гости нашего сегодняшнего мероприятия. Приветствуем всех Вас в стенах этой замечательной школы. Разрешите представиться! Меня зовут Успенский Иван Юрьевич. Я сегодня для всех Вас проведу открытый урок по биографическому очерку выдающегося поэта русской литературы XIX века. Сегодня речь пойдёт о Михаиле Юрьевиче Лермонтове!
Сегодня наш урок будет немного необычным. Мы с Вами отправимся в недалёкое прошлое, чтобы узнать, как жил поэт. Узнаем о великих произведениях поэта. И в этом мне помогут наши верные помощники-самые любимые ученики 8Г класса; презентационный материал и, конечно же, живое общение. Так что, устраивайтесь поудобнее и мы начинаем.
Средняя общеобразовательная школа № 168 Чиланзарского района
г. Ташкента
Разработка открытого урока литературы в 8 Г классе
по теме: «Жизнь и творчество великого русского поэта М.Ю Лермонтова.
М.Ю. Лермонтов «Белеет парус одинокий …»
Составил учитель второй категории
СОШ №168
города Ташкента
Успенский Иван Юрьевич
2022-2023 учебный год
1) Дата открытого урока: 11.11.2022г – Успенский Иван Юрьевич
2) Школа №168 Чиланзарского района города Ташкента
3) Класс: 8 Г класс
4) Время проведения: 8.00-8.45
5) Место проведения: кабинет № 11А (Блок А)
6) Предмет: литература
7) Тема урока: “М.Ю. Лермонтов”( очерк жизни и творчества).
8) Цель урока: 1) Сформировать ЗУН у учащихся по новой теме;
2) Продолжить ознакомление учащихся с основными образами героев в поэме “Капитанская дочка ”. Подробно изучить очерк жизни и творчества М.Ю. Лермонтова Сделать краткую запись основных моментов текущей темы. Провести с учащимися вопросно-ответную беседу по теме занятия.;
3) Привить интерес учащихся к изучаемой теме. Создать все условия для проведения занятия. Воспитать учащихся в духе гармонично-развитой и высокообразованной личности. Привить учащихся любви к Родине. Выработать чувство патриотизма.
9) Ключевые компетенции: Литературоведческая компетенция:
А2+
умеет оценивать мастерство поэта или писателя;
умеет самостоятельно и творчески выражать свое отношение к художественно-эстетическим приёмам каждого литературного направления.
10) Тип урока:- открытое занятие в виде мультимедийной учебной презентации.
11) Методы обучения:- наблюдение, объяснительно-иллюстративные, беседа, опрос, мозговой штурм, моделирование, диагностический метод, метод оценки уровня знаний умений и навыков у учащихся, метод практического анализа, индуктивно-дедуктивные методы, поисковый метод, творческие методы, конструктивное общение.
12) Оборудование: - учебник, тетрадь, доска, мел, журнал, мультимедийные средства, календарно-тематический план, поурочный план дидактический материал.
13) Ход урока:
- оргмомент( 3мин.). Приветствие. Введение класса в деловой ритм. Объяснение плана проведения занятия. Создание благоприятной, творческой атмосферы на занятии. Перекличка учащихся с записью в журнал.
- проверка домашнего задания(10 мин.). Учащиеся прочитали и пересказали суть содержимого по пройденной ранее теме (стр.79-156) из учебника и сделали краткий конспект по теме домашнего задания. Мною был проведён устный опрос по теме домашнего задания и всем учащимся были выставлены соответствующие оценки.
- изучение нового материала(15-25 мин.):
1) Проводилась работа с материалом для наблюдения;
2) Был объяснён и изучен материал по биографии М.Ю. Лермонтова( стр.158-163) из учебника и из дидактического материала;
3) Дана краткая запись основных моментов новой темы;
4) Проведена вопросно-ответная беседа по теме занятия.
- первичное закрепление ( 10 мин.):
1) Проводился устный опрос по текущей теме среди учащихся(стр.158-163) из учебника;
2) Дана краткая запись основных моментов новой темы;
- подведение итогов (2 мин.). Учащиеся выполнили домашнее задание, где прочитали и пересказали суть содержимого (стр.79-156 ) из учебника и сделали конспект по теме домашнего задания. Проводилась работа с материалом для наблюдения. Был тщательно изучен и объяснён материал по теме занятия. Среди учащихся был проведён устный опрос по теме занятия. Сделана краткая запись основных моментов новой темы. Всем учащимся, принимавшим активное участие на занятии, были выставлены соответствующие оценки. Цель была достигнута преподавателем. Дано задание на дом.
-задание на дом: - 1)Чтение и пересказ биографии М.Ю. Лермонтова. 2) Сделать реферат по вышеуказанной теме.
Вступительное слово учителя. Добрый день дорогие ребята, уважаемые коллеги, гости нашего сегодняшнего мероприятия. Приветствуем всех Вас в стенах этой замечательной школы. Разрешите представиться! Меня зовут Успенский Иван Юрьевич. Я сегодня для всех Вас проведу открытый урок по биографическому очерку выдающегося поэта русской литературы XIX века. Сегодня речь пойдёт о Михаиле Юрьевиче Лермонтове!
Сегодня наш урок будет немного необычным. Мы с Вами отправимся в недалёкое прошлое, чтобы узнать, как жил поэт. Узнаем о великих произведениях поэта. И в этом мне помогут наши верные помощники-самые любимые ученики 8Г класса; презентационный материал и, конечно же, живое общение. Так что, устраивайтесь поудобнее и мы начинаем.
Тема урока: М.Ю. Лермонтов ( очерк жизни и творчества).
Теоретическая часть.
Лермонтов Михаил Юрьевич (3(15) октября 1814 года - 15(27) июля 1841 года) - выдающийся русский поэт.
Родился Лермонтов в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817)(по матери Арсеньевой), единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е.А. Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был крайне несчастливым. Маленький Миша рос в обстановке постоянных семейных ссор и несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова его воспитанием занялась бабушка, полностью исключив участие отца.
Детство Лермонтова прошло в бабушкином имении "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 года бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья переехала в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А.С. Пушкина, байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата", "Последний сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон". В центре байронической поэмы - герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы.
В марте 1830 года Московский пансион по указу Сената был преобразован в гимназию. В 1830 году Лермонтов увольняется "по прошению" и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково. В том же году Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е.А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А.М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал..."), "Я не люблю тебя: страстей ..."]. По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Н.Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова. В эти годы (1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр "отрывка" - лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М.Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в "Жалобах турка" (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830-1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10 июля. (1830)"], событиям Великой французской революции ("Из Андрея Шенье", 1830-1831) и эпохе пугачёвщины ("Предсказание", 1830). Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова - романа "Вадим" (1832-1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774-1775 годов.
Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В.А. Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища Лермонтова по университету. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухиной были адресованы как ранние стихи ["К Лермонтов" ("У ног других не забывал...", 1831), "Она не гордой красотою...", 1832, и другие], так и поздние произведения: "Валерик", посвящение к VI редакции "Демона". Её образ проходит в стихотворении "Нет, не тебя так пылко я люблю", в "Княгине Литовской" (Вера). В 1830-1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины. Далее можно заметить спад.
После 1832 года Лермонтов обращается к балладе ("Тростник", 1832; "Желанье" - "Отворите мне темницу", 1832; "Русалка", 1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова в это время определяются две основные тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории ("Последний сын вольности", 1831; "Литвинка", 1832), другая - к экзотическим кавказским темам ("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя". 1833-1834; "Хаджи-Абрек", 1833).
В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, где надеется продолжить образование в Петербургском университете. Однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще. В ноябре 1832 года он сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы отразился в так называемых юнкерских поэмах - "Петергофский праздник", "Уланша", "Гошпиталь" - все 1834). В сентябре 1834 года Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. В этом же году выходит поэма "Хаджи Абрек" - первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад", работает над поэмами "Сашка", "Боярин Орша", начинает роман "Княгиня Лиговская". Известно о знакомстве Лермонтова с А.Н. Муравьёвым, И.И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С.А. Раевским и А.А. Краевским. В романе "Княгиня Литовская" Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему "физиологии" 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над "Маскарадом" (1835-1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования. Он трижды подавал её в драматическую цензуру и дважды переделывал, но драма, несмотря на все старания автора, была запрещена к публикации.
В период 1836-1837 годов. Лермонтов создает "Боярина Оршу" (1835-1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша - первая попытка Лермонтова создать исторический характер - феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1838). Своего рода аналогом "Песни..." в лирике Лермонтова было "Бородино", отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) - "микро-эпос" о народной войне 1812 года.
В 1835-1836 Лермонтов ещё не был знаком с Пушкиным. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение "Смерть Поэта" (1837), написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован, началось политическое дело о "непозволительных стихах". Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был ты, печальный мой сосед"), "Узник", положивших начало блестящему "циклу" его "тюремной лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба - 1840) и другие.
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. В марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске. По пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов...", в ноябре побывал в Тифлисе. В 1837 году Лермонтов записывает народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя. Народный характер поэт раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н.М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С.И. Кривцовым, В.М. Голицыным, В.Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А.И. Одоевским ("Памяти А.И. Одоевского", 1830).
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки, пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры. Лучшие из них связаны с Кавказом. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А.X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й половине января 1838 года Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 - годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетнёвым, В.А. Соллогубом, его принимают в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал "Тучи". В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники "Стихотворения" и "Герой нашего времени".
Наследие Лермонтова к 1840 году включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно. В 1838-1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати" - аристократическое общество молодежи, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников. В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако основы прозы и поэзии Лермонтова, во многом противоположны пушкинским: ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и "гармоническая точность" в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не всё принимают в его творчестве. Столь же "выборочно" принимают его и формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина), поддерживал с ними личные связи, напечатал в "Москвитянине" (1841) балладу "Спор", но остался холоден к социально-философским основам их учения ("Родина", 1841). Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом "Отечественные записки". Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также "Бэла", "Фаталист" и "Тамань".
В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошел конфликт с сыном французского посланника Э. Барантом. Непосредственным поводом стало светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову княжной М.А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был арестован и предан военному суду. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, усугубившее ссору. В апреле 1840 года был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П.X. Граббе, а в июле уже участвовал в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием. Он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и погрузиться с головой в литературную деятельность. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе. В нескольких своих произведениях он касается проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор"). 14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк". В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов. Не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен Лермонтов в фамильном склепе в Тарханах.
Творческая часть
Викторина по творчеству и биографии М. Ю. Лермонтова
Автор разработки: Успенский И.Ю.., учитель русского языка и литературы.
Цели мероприятия: обобщить некоторые сведения из биографии и творческого наследия русского поэта, развить интерес к чтению произведений М. Лермонтова, совершенствовать монологическую речь учащихся, развить школьное содружество, закрепить знания о стихотворных размерах.
Викторина проводится в 2 этапа: командная игра по типу брэйн-ринга (правила сохраняются), в которой принимают участие школьники 8-9 классов; конкурсные задания на определение стихотворного размера.
Слово учителя: Дорогие друзья, в этом году мы отмечаем прекрасную дату: со дня рождения русского поэта М. Ю. Лермонтова прошло 205 лет. Его творчество и сегодня волнует читателей, а его трагическая судьба заставляет задуматься о противоречиях нашей жизни. «Через всю жизнь мы проносим в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
Звучат стихи М. Лермонтова “Узник”, «Парус» в исполнении учеников 8 класса.
Сегодня мы с вами проводим викторину на знание биографии и творчества Лермонтова. Желаю вам получить наслаждение и поучение. Итак, мы начинаем, команды прошу занять свои места за игровыми столами.
Вопросы викторины:
1. Прослушайте фрагмент из стихотворения, написанного поэтом в 1831 г.
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Чему посвящено это стихотворение поэта, о какой семейной драме оно нам говорит?
Ответ: разлуке Лермонтова с отцом после семейной ссоры бабушки со своим зятем. Воспитанием внука после смерти его матери занималась бабушка.
2. Эта повесть Валентина Катаева, написанная в 1936 г., рассказывает о взрослении маленького мальчика и о его столкновениях с реальной жизнью, где не всё так просто. Повесть о дружбе, смелости, борьбе за справедливость. В качестве названия повести взята 1 строка известного всем вам стихотворения Лермонтова, строка эта в свою очередь совпадает со стихом 19 строфы повести Бестужева-Марлинского «Андрей Переяславский».
Назовите строчку из стихотворения и повесть В. Катаева.
Ответ: «белеет парус одинокий».
3. В этом стихотворении Лермонтова, написанном в форме рассказа старого солдата, представлен собирательный образ русского героя. Защитника Отечества.
Назовите стихотворение и прочитайте несколько строк из него.
Ответ: «Бородино».
4. Назовите непозволительное стихотворение поэта, ставшее причиной его ревой ссылки на Кавказ.
Ответ: «Смерть поэта» (1837 г.)
5. Зародившаяся ещё в детстве любовь Лермонтова к Кавказу нашла отражение во многих произведениях.
Как я любил Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь.
А на что ещё вдохновляла Лермонтова природа Кавказа?
Ответ: на создание картин. Лермонтов хорошо рисовал.
6. Эта повесть Анатолия Приставкина о детдомовцах-близнецах Кузьмёнышах, отправленных во время войны из Подмосковья на Кавказ. Книга об изломанных войной детских судббах Повесть называется так, как одна из строчек программного стихотворения Лермонтова.
Назовите повесть.
Ответ: «Ночевала тучка золотая»
7. Известно, что М. Ю. Лермонтов был разносторонне талантливым человеком: занимался музыкой, играл на скрипке и рояле, любил занятия математикой, рисовал.
Скажите, что постоянно возил с собой Лермонтов?
Ответ: учебник математики Безу.
8. И у А. С. Пушкина и у М. Ю. Лермонтова есть стихотворения о томящемся в неволе лирическом герое.
Одинок я, нет отрады!
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем.
Только слышно, за стенами
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
Назовите эти стихотворения.
Ответ: «Узник».
9. К этой поэме были созданы иллюстрации художником Врубелем. Посмотрите на картину и назовите поэму.
Ответ: «Демон».
10. 15 июля 1841 г. около 5 часов вечера разразилась ужасная буря с молнией и громом.
Что случилось в это время на Кавказе?
Ответ: умер М. Ю. Лермонтов.
11. Перед вами картина русского художника Шишкина. На высоком утёсе в морозную лунную ночь изображена сосна.
Назовите картину и стихотворение поэта.
Ответ: «На севере диком стоит одиноко»
12. Звучит вальс. Назовите драму Лермонтова и балет, музыку к которому написал Хачатурян.
Ответ: «Маскарад».
13. Прослушайте фрагмент из поэмы Лермонтова «Мцыри»
Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Моё оружье... Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг.
С кем герой поэмы вступил в схватку?
Ответ: с барсом.
14. В боевых действиях на Кавказе Лермонтов проявлял незаурядную храбрость, однако наград не имел. С чем это связано?
Ответ: Николай I вычёркивал имя Лермонтова из наградных списков.
15. Поэту Лермонтову многие посвящали свои стихи. Например, Р. Рождественский, Дементьев, Светлов. Перед вами стихотворение «Лермонтов в Пятигорске». Закончите последнюю фразу.
Я правды ничем не нарушу,
Сказав, что под стать колдуну,
Он с детства берёт вашу душу
И держит до смерти в плену.
Характер, как порох, –
Не трогай!
Быть может, отсюда и дар?
Но раньше гусарили много,
А он – не бездумный гусар.
По чёрному небу России
Мелькнул он, судья и пророк,
И веру в мятежные силы,
Тоску по свободе зажёг.
История судит престрого.
Его – опасался и царь:
Бунтарили русские много,
А этот – особый бунтарь.
Под пули его – не поклона!
Убийце – негласный почёт.
Рабы-охранители трона
Не знали, что он не умрёт.
Но скинули деспотов страны,
Потомки рассеяли тьму.
И люди, как в Мекку, в Тарханы
Идут поклониться ему.
Святая для русских дорога…
Законная гордость в груди…
В России поэтов много,
…
Ответ:
В России поэтов много,
А Лермонтов – один!
2 этап викторины: определи стихотворный размер.
Командам раздаются листочки с напечатанными на них стихами М. Ю. Лермонтова. За определённое время команды должны определить стихотворные размеры. Для работы взяты стихотворения «Родина», «На севере диком…», «Тучи».
Заключительное слово учителя: Он (Лермонтов) предстал перед Божьим судом почти юношей, на пороге зрелости — в 26 лет 10 месяцев. В возрасте, в котором преобладающее большинство писателей только начинали. В 27 лет Пушкин был еще без «Полтавы», «Медного всадника», полного «Евгения Онегина», блестящей художественной прозы; Гоголь — без поэмы-романа «Мертвые души»; Лев Толстой написал только первые две повести. Михаил Юрьевич Лермонтов уже к 15—16 годам сформировался как зрелый мастер. Ко времени, когда Россию поднял на дыбы поэтический памфлет «На смерть Пушкина», у молодого писателя, по подсчетам литературоведов, уже было 300 стихотворений (3/4 написанного), 24 поэмы (из 29), 5 драм, два незаконченных романа.
Можно только представить себе, что ожидало бы русскую и мировую литературу, если бы судьба уготовала Лермонтову жизненную стезю длиною в 82 года, как Л. Толстому. Лев Николаевич, кстати, сокрушался: «Вот кого жаль, что рано так умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог».
Глубокий и могучий дух! — восторгается Лермонтовым В. Белинский. — Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого!.. Каждое его слово — он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей».
Лермонтов современен. Читайте его, изучайте произведения М. Ю. Лермонтова и вы узнаете много интересного.
Использованный материал:
1. И. В. Золоторёва, Н. В. Егораева Поурочные разработки по литературе 9 класс.– М, 20142.
2. http://www.c-cafe.ru/days/bio/19/031_19.php
Приложение
ФОТООТЧЁТ О ПРОВЕДЕНИИ ОТКРЫТЫХ УРОКАХ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОГО МЕСЯЦА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
УЧИТЕЛЬ: УСПЕНСКИЙ ИВАН ЮРЬЕВИЧ
ШКОЛА №168
11.11.2022г. 8Г класс ( М.Ю. Лермонтов. Лирика поэта).