"МАД БОРД - готовность ребенка к школе" | Абдужалилова Земфира Сулеймановна. Работа №365267
Идея создания МАД БОРДА возникла в процессе подготовки детей к занятию по обучению грамоте. Причиной послужило то, что между детьми возникли разногласия о необходимости того: нужно ли учиться чему-то новому или нет, а так же зачем нужна школа детям в принципе.
После непродолжительной беседы, целью которой было убедить детей в необходимости получения новых знаний, мы совместно с ребятами решили создать МАД БОРД, который поможет понять и проанализировать готовность дошкольников к освоению новых знаний в школе.
«МАД БОРД - готовность ребенка к школе»
Идея создания МАД БОРДА возникла в процессе подготовки детей к занятию по обучению грамоте. Причиной послужило то, что между детьми возникли разногласия о необходимости того: нужно ли учиться чему-то новому или нет, а так же зачем нужна школа детям в принципе.
После непродолжительной беседы, целью которой было убедить детей в необходимости получения новых знаний, мы совместно с ребятами решили создать МАД БОРД, который поможет понять и проанализировать готовность дошкольников к освоению новых знаний в школе.
Для этого мы разделили весь процесс на 3 блока:
З
нания
,
умения
, навыки
которыми дети овладели на данный момент.
Представления детей о школе.
К
ак именно школа может помочь в реализации желаний детей.
Психологические аспекты
,
которые важны детям при обучении в школе. Выделение положительных и отрицательных моментов в период обучения в школе.
При выполнении детьми первого блока МАД БОРДА, детям было достаточно сложно определить, обозначить и визуализировать собственные знания, умения и навыки. Однако немного сосредоточившись на заданной цели: «Что же все-таки уже умеют дошкольники? » дети смогли визуализировать то, чему они уже научились. Что послужило адекватной оценке собственных способностей, знаний, умений и навыков.
Второй блок МАД БОРДА: визуализация представлений дошкольников о школе, в процессе формирования которого ребята выдвигали свои версии о том, как они представляют обучение в школе. Чем именно ребятам хотелось бы заниматься в школе? Какие знания получить? Для чего им эти знания? Так же, в процессе создания второго блока, дети более уверенно и решительно строили свои предположения и представления о школе, ссылаясь на имеющиеся знания либо опыт своих друзей, братьев, сестер и т.д.
Третий блок МАД БОРДА: переходя к заключительному этапу МАД БОРДА, ребятам было предложено определить и назвать положительные и отрицательные моменты в процессе обучения в школе. Ссылаясь на предшествующую работу, дети достаточно уверенно и осознанно называли и изображали все положительные и отрицательные стороны школьной жизни.
Вывод: благодаря такому опыту как МАД БОРД, детям удалось собственными усилиями, представлениями, умениями и навыками произвести анализ собственной готовности к школе.
Виды готовности к школе:
1.социальная готовность.
2.психологическая готовность.
3.интеллектуальная готовность.
4.физическая готовность.
Важные признаки готовности ребенка к школе.
1. Умеет ли будущий школьник регулировать свои эмоции и поведение?
2. Умеет ли общаться со сверстниками?
3. Адекватно ли оценивает свои возможности?
4. Может ли быть внимательным по требованию?
4. Может ли быть внимательным по требованию?
5. Хочет ли идти в школу?
Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе.
У ребёнка формируются навыки для успешного восприятия новых форм общения, а также восприятия самого себя в изменившихся условиях – школьной среде и, соответственно, новое отношение к данной среде. В возрасте 5–7 лет ребёнок уже начинает осознавать, насколько соответствуют его возможности и желания его ожиданиям занимать определённое положение среди окружающих его людей. Подросший дошкольник уже сам понимает, что мало одного стремления к более «взрослому» и значимому положению в жизни. Дети начинают видеть необходимость в совершении поступков, которые будут значимыми, причём не только для них самих, но и для тех, кто рядом. Именно все эти качества старшего дошкольника будут очень кстати к моменту вступления в школьную жизнь.
Психологическая готовность к обучению в школе.
Говоря о психологической готовности, подразумеваем зрелость психики ребёнка, ведь ему предстоит справляться со школьными нагрузками. Именно она станет основой для успешного обучения в новых условиях школьной среды.
В психологическую готовность также включают мотивационную готовность – другими словами, наличие учебной мотивации, которая свидетельствует о психологической зрелости первоклассника.
Интеллектуальная готовность к школе.
Вот здесь мы как раз и скажем о навыках и знаниях вашего малыша. Заключается данный вид готовности к школе в наличии знаний об окружающем мире, в знании основ математики, понимании причинно-следственных связей, из которых ребёнок может вывести простейшие закономерности. У будущего первоклассника должно быть развито желание узнавать новое, а также уже должна быть сформирована способность к образным представлениям, не говоря уже о достаточном уровне памяти, развитой речи, мышления и воображения.
Физическая готовность к школе.
Несомненно, для будущего первоклассника желательно крепкое физическое здоровье. Определённый уровень зрелости организма, его систем и органов напрямую будет влиять на работоспособность ребёнка, а значит, и на способность к обучению. Кроме того, при определении физической готовности в список критериев включают необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций.
5 важных признаков готовности ребенка к школе.
И ни слова про прописи!
1. Умеет регулировать свои эмоции и поведение.
Знаете, что самое сложное для первоклассника? Не прописи, не устный счет и даже не учебники. Самое непростое для недавнего дошкольника - усидеть на уроке в течение 30-40 минут. И не просто усидеть, а еще и учителя услышать, понять и четко выполнить предложенные задания. Не менее важно уметь спокойно реагировать на замечания, ситуации неудачи и проигрыша. Возникающие конфликты ребенок должен хотя бы постараться решить сам, а если не получается - он не должен бояться обратиться к взрослым.
2. Умеет общаться со сверстниками.
Кстати, про конфликты: налаживать отношения с разными детьми, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания тоже важно. Такому ребенку будет проще найти друзей, он значительно комфортнее будет чувствовать себя среди одноклассников.
Первоклашка также должен чувствовать разницу в отношениях между родителем и ребенком и учителем и учеником. Да, и там, и там - взаимодействие взрослого и маленького человека. Но все же с педагогом в школе общение будет выстраиваться совсем по иному сценарию. Ребенок должен признавать авторитет учителя, понимать и принимать важность требований и возлагаемых педагогом на него как на ученика обязанностей.
3. Адекватно оценивает свои возможности.
В школе многие задания связаны с проявлением способностей и знаний ученика перед всем классом. Ребенок должен говорить так, чтобы его слышали другие, уверенно и внятно излагать свои мысли и идеи, не пасовать перед классом. Школьная жизнь в основном связана с изучением чего-то нового, и, конечно, не все получается с первого раза, для достижения цели необходимо прикладывать усилия, терпеливо добиваться результата. Поэтому так важно, чтобы первоклассник не боялся проявлять себя, чтобы он экспериментировал, пробовал, старался, доводил начатое до конца, а не бросал на полпути. Ребенок должен иметь представление о том, что он знает и умеет делать хорошо, что у него получается, а также о том, что пока ему дается с трудом и над чем еще нужно поработать. Ведь во многом адекватность самооценки ребенка зависит от сознания собственных сил и возможностей, а также понимания своих слабых сторон, недостатков и способности их учитывать.
4. Может быть внимательным по требованию.
Чаще всего именно данному критерию при поступлении в школу родители и воспитатели уделяют самое большое внимание. Конечно, хорошо, когда первоклассник знает буквы, умеет считать до десяти и может написать свое имя, имеет ряд знаний и представление о себе и об окружающем мире, может выделять и объяснять логику происходящего.
Но интеллектуальная готовность, с психологической точки зрения — это не столько умение ребенка читать, писать и считать (чему, по сути дела, и учит начальная школа), сколько способность думать, запоминать и быть внимательным тогда, когда этого требует учитель.
5. Хочет идти в школу.
Это условие является одним из самых значимых. Поступление в первый класс - шаг, который кардинально меняет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые и более серьезные требования, и необходимо, чтобы будущий первоклассник был готов к подобным изменениям. Поэтому часто психологи обращают внимание на то, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс была сформирована «внутренняя позиция школьника». Это можно рассматривать как понимание и принятие себя в роли ученика. Ведь желание идти в школу и заинтересованность во многом помогают ребенку справляться с трудностями и неудачами, с которыми он, скорее всего, встретится.