«Маленькая страна» (Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДО) | Бачинина Анастасия Игоревна . Работа №252360
Автор: Бачинина Анастасия Игоревна
Организация и обновление развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей дошкольного возраста.
Тема: «Маленькая страна» (Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДО)
Нормативные основания реализации проекта:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».
Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
СанПиН
Основные идеи проекта:
Цель: Организация и обновление развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) изучить требования в организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, изучив нормативные документы, психолого-педагогическую литературу и методические рекомендации;
2) организовать развивающую среду, способствующую гармоничному развитию детей, с учетом их потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей развития;
3) создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной);
4) содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно - пространственной среды
Объект и предмет педагогической деят.:
Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающейся среды в группе
Срок реализации: 1 год
Участники: Администрация, педагоги, родители воспитанников, дети старшей группы
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта:
1. Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует гармоничному развитию детей, в том числе и детей с ОВЗ, детей-инвалидов, с учетом их возрастных и индивидуальных потребностей и интересов.
3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС.
Продукт проект: Создание единого образовательного пространства для удовлетворения образовательных потребностей всех категорий детей дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в условиях детского сада. Презентация «Обновление развивающей предметно-пространственной среды как условие повышение качества образования». Презентация опыта на семинарах, совещаниях работников ДОУ на региональном и муниципальном уровнях.
Актуальность.
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
Развивающая предметно -пространственная среда должна быть: Содержательно-насыщенная; Трансформируемая; Полифункциональная; Вариативная; Доступная и безопасная
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. В настоящее время с введением большое внимание уделяется дошкольному воспитанию. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Каждый компонент предметной развивающей среды должен быть предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда дает возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество, так же станет является показателем профессиональной компетентности педагога.
Новизна. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста, необходимо изменить традиционные способы организации развивающей предметно-пространственной среды, которая способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития, построить предметную среду с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком, при этом необходимо, чтобы она выглядела эстетично.
Этапы реализации проекта.
1 Подготовительный
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.
Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.
2 Основной
Проведение педагогического часа на тему: «Предметно-развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста».
Консультации на темы:
«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»
;
«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада
»;
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»
;
«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в ДОУ».
Разработка анкет для педагогов ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей среды, в соответствии с ФГОС.
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.
Изготовление нетрадиционных развивающих пособий и материалов и оборудование РППС.
Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.
Проведение смотров-конкурсов групповых помещений.
Декоративное оформление коридоров детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды, стенды достижений и др. (Оформление выставки «Галерия
искусств», «Фотовыставки знаменитых мест города», мини-музея «Русская изба» в холлах и реакреациях ДОУ.
Дизайн-мастерские. Разработка индивидуальных проектов для участка каждой группы на основе общего проекта. Модернизация среды, создание компонентов единого индивидуализированного пространства
Организация творческой группы.
Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта.
Изготовление макетов, различных атрибутов для участков групп.
(
создают дети, родители
)
Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по
организации предметно-развивающей среды; видео- и аудиокассетами, компьютерными дисками; методической
литературой.
Мастер-классы
.
Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм
3 Заключительный
Оформление общих рекомендаций по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении.
Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых помещениях ДОУ.
Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Социально - коммуникативное развитие. Центр сюжетно – ролевой игры.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребёнком социального опыта является семья, именно там ребёнок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребёнка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Использую разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые игры.
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Салон красоты», «Больница».
Необходимо пополнить уголок одеждой для кукол, пополнить ассортимент в «Магазине», добавить парикмахерских принадлежностей, атрибуты для переодеваний.
Центр дежурства. Большое значение в развитии личностных качеств ребёнка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурит, и там находятся специальные фартучки и колпачки для дежурства, а так же фотографии детей.
Необходимо оформить схему последовательности сервировки столов к приёму пищи.
Центр безопасности. Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка полицейского, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки, демонстрационный материал, папки – передвижки, картотека по ОБЖ, настольно – печатные игры, макеты домов, «Автосервис».
Добавить в центр дорожные знаки, спецмашины, жезл, накидка ПДД.
Физическое развитие. Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п.
Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребёнка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортинвентарь, сделанный своими руками. Кольцеброс, баскетбол, хоккей, массажные мячи и др. Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры.
Пополнить центр спортинвентарём, изготовленным своими руками, записать музыку для гимнастики.
Художественно – эстетическое развитие. Театральный центр. Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, деревянный, на дисках, теневой. Также в группе имеется уголок масок, которые дети с удовольствием используют в инсценировках. Театральные уголки часто пополняются атрибутами, сделанными своими руками и родителями.
Следует продолжать пополнять атрибутами и масками.
Музыкальный уголок. В музыкальном центре имеются разнообразные детские музыкальные инструменты, погремушки, ложки, иллюстрации, музыкальная колонка, магнитофон, телевизор, DVD с дисками.
Приобрести портреты композиторов, пополнить центр дидактическими играми на развитие музыкального слуха, бубен.
Центр творческой деятельности. Для центра искусства "художник" отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, фломастеры, раскраски, кисточки разной величины, карандаши цветные и простые, картон, тушь, гуашь, бумага разной фактуры, губки разных размеров, ватные палочки, ватные диски, ножницы, палитры, доски для лепки, пластилин, трафареты.
Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка.
Пополнить центр портретами художников, образцами народно – прикладного искусства, стихами по темам.
Познавательное развитие. Центр « Познание».
В центре имеются разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный, наглядный и раздаточный материал.
Игры: «Учись, считать», «Цвет», «Форма». «Размер», «Числа и цифры».
Дидактические игры: «Сложи фигуру», Геометрическое лото», «Чудесный мешочек», «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Детям о времени», «Числовой ряд».
Развивающие игры: «Блоки Дьенеша» и схемы к ним, «Палочки Кюизенера» и схемы к ним, счётные палочки, «Сложи узор» и т.д.
Игры на плоскостное моделирование, кубики, пирамидки, пазлы, парные картинки, вкладыши. Рабочие тетради по математике.
Необходимо пополнить центр играми по ориентировке на плоскости, «Дроби», развивающими книгами.
Центр природы. В центре природы имеется: календарь природы, муляжи фруктов и овощей, передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
Пополнить центр растениями, которые необходимы в группе по программе, оформить картотеку комнатных растений.
Центр экспериментирования. Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.
В центре экспериментирования имеются различные ёмкости для воды и сыпучих, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Книги о растениях и животных разных климатических зон, о живой и неживой природе.
Пополнить центр весами, микроскопом, лупой.
Речевое развитие. В центре речевого развития имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
Игры по ЗКР: «Мамы и малыши». «Кто как кричит», «Позови громко».
Игры по развитию речевого дыхания: «Надуй шарик», «Мыльные пузыри», «Султанчики», «Вертушка».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения: «Чудесный мешочек», «Подбери картинку», картотек артикуляционных игр и упражнений.
Игры на развитие словаря и грамматического строя речи: «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке».
Игры на развитие связной речи: «Расскажи сказку», «Что сначала, что потом», иллюстрации к сказкам, алгоритм для составления описательного рассказа, телефон.
Центр книги. В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответствующая возрасту и тематике. Привлекаем внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомим с писателями и их произведениями.
Пополнить центр предметными картинками, портретами писателей и поэтов, книгами.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в группе необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в группе, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.