Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Малые фольклорные формы как средство обогащения словаря старших дошкольников | Ильина Анастасия Константиновна. Работа №348364

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования пассивного и активного словаря старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения через использование малых фольклорных форм 

Ключевые слова: фольклор, малые формы фольклора, пассивный и активный словарь, лексический состав слова.

 

 

МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

А.К. Ильина

МАДОУ «Детский сад №75» г. Чебоксары, nafnaf_88_88@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования пассивного и активного словаря старших дошкольников в условиях ДОУ через использование малых форм фольклора.

Ключевые слова: фольклор, малые формы фольклора, пассивный и активный словарь, лексический состав слова.

 

Во все времени устное творчество народов России было важной частью национально-исторической культуры, которая на протяжении многих веков транслирует опыт и мудрость народа, показывая всю силу и красоту родного языка. В теории, а также в практике воспитания детей дошкольного возраста утверждается, что устное народное творчество, а особенно малые формы фольклора, такие как пестушки, потешки, загадки, заклички, пробуждает первые образы и представления детей о Родине, ее культурологическом начале, ведет к формированию правильных духовно- нравственных ориентиров.

По утверждению Ф.А. Сохина, психолога, педагога и лингвиста, работа по формированию словаря в детском саду базируется на ознакомлении дошкольников с окружающей жизнью, с предметным миром. Яркие фольклорные образы народной дидактики создают условия для совершенствования вербальной, а также невербальной выразительности речи, активно обогащается пассивный и активный словарь. Такая словарная работа связана с развитием монологической и диалогической речи.

Современная наука определяет малые фольклорные формы как продуктивные когнитивно-семантические категории, без освоения которых невозможно в полной мере сформировать языковую компетенцию человека. На всех этапах развития человечества ценились люди, которые имеют богатый словарный запас. Скудность словаря всегда мешала полноценному общению между людьми, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. Проблема формирования словаря с детьми, особенно детьми дошкольного возраста, исследовалась в различных направлениях такими учеными, как М.М. Конина, В.В. Гербова, А.П. Иваненко и мн. др.

К малым фольклорным формам, которые могут активно применяться в условиях детского сада как целенаправленная педагогическая деятельность относятся: колыбельные, загадки, потешки, пестушки, поговорки, прибаутки, приговоры, игровые припевы, заклички, дразнилки, скороговорки и т.д.  Использование данных форм в образовательном процессе позволяет педагогу познакомить дошкольника с традициями его народа, с нормами и правилами поведения в обществе, обогащать духовный мир дошкольника, развивать образность речи.

Закладывание «фундамента» фольклорной речи в пассивном словаре дошкольника, а также перевод из пассивного в активный словарь, обогащают речевой опыт детей, помогает легко устанавливать эмоциональный контакт между педагогом и ребенком, обогащают чувства дошкольника через новый лексический материал. Задачи и содержание исходного материала определяются с учетом познавательных возможностей дошкольников и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий.

Важным условием формирования словаря дошкольника является вы

выбор наиболее эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.

Для успешной реализации работы в данном направлении необходимо учитывать следующие моменты:

- обоснованный выбор произведения в соответствии с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми, календарным соответствием, а также выбор методов работы с книгой;

- определение программных задач;

- непосредственная углубленная подготовка педагога при работе с данным разделом.

Для обогащения детского словаря малыми фольклорными формами, мы подбирали такие произведения, в которых дети сталкивались с малознакомыми словами. На первоначальном этапе приходилось проводить разъяснительную работу по основному смыслу текста, затем объяснялись поступки и характер персонажей. Обогащалась предметно-развивающая среда: появились настольные театры, ширмы, разрабатывался демонстрационно-раздаточный материал.

Также нами был усовершенствован метод «словесных зарисовок», когда дети воображали себя художниками-иллюстраторами, схематично «зарисовывали» для себя сказку в предложенной педагогом схематичной форме, позже, дошкольники в свободной деятельности через продуктивную деятельность реализовывали задуманные картинки.

Драматизация сказок и других малых форм фольклора позволила детям связать слово и действие, тем самым позволяя ребенку стать главным героем и закрепить в эмоциональном отклике образность средств языка.

Таким образом, приобщение детей к истокам народной культуры через использование малых фольклорных форм, решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным. С помощью включения данных форм работы в условиях детского сада, можно решать практически все задачи словесного обогащения дошкольника богатейшим материалом своего народа.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен – М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 400с.

2. Развитие речи детей 6–7 лет – М.: Вентана – Граф, 2009.-64 с

3. Рыжкова Т. В. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Астафьева, А. В. Денисова, И. Л. Днепрова, Т. В. Рыжкова. −3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 320 с.

4. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 448 с.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×