Малые фольклорные формы в работе с дошкольниками | Екатерина Сергеевна Кутинская. Работа №322643
Малые фольклорные формы – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.
К малым фольклорным жанрам относятся: пестушки, потешки, песенки, прибаутки, считалки, пословицы, загадки, поговорки, дразнилки, кричалки, заклички. В работе с детьми 3-го года жизни используются пестушки, потешки, песенки, прибаутки, в среднем и старшем добавляются остальные виды малых фольклорных жанров
Пестушки (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности:
1) ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки;
2) действия мамы – поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения младенцу.
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многопланово. В потешках и песенках оживают явления природы ("Ночь пришла, темноту привела", "Солнышко-ведрышко", "Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят", действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока – белобока) и многие другие персонажи.
Малые фольклорные формы.
Малые фольклорные формы – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.
К малым фольклорным жанрам относятся: пестушки, потешки, песенки, прибаутки, считалки, пословицы, загадки, поговорки, дразнилки, кричалки, заклички. В работе с детьми 3-го года жизни используются пестушки, потешки, песенки, прибаутки, в среднем и старшем добавляются остальные виды малых фольклорных жанров
Пестушки (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности:
1) ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки;
2) действия мамы – поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения младенцу.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Шли по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Потешки- это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом.
Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многопланово. В потешках и песенках оживают явления природы ("Ночь пришла, темноту привела", "Солнышко-ведрышко", "Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят", действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока – белобока) и многие другие персонажи.
Поэзия пестования и материнская поэзия, как отмечает З. А. Гриценко, открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца.
Колыбельная песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии, один из древнейших жанров фольклора. Колыбельные песни обычно вызывают состояние релаксации и психологического комфорта. Колыбельные песни, как и другие жанры, включают в себя могучую силу, которая способна развивать речь детей младшего возраста. По своей сути колыбельные песни ярко обогащают словарь маленьких детей, содержат большой круг сведений и познаний об окружающем мире, и о тех предметах, которые всегда близки опыту людей, которые привлекают и своим внешним видом как, например, "заинька" .Эти песни можно использовать для обучения детей образовывать однокоренные слова, а так же создавать хорошо знакомые малышам образы, как, например, образ кота, и это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". А положительные эмоции, которые возникают в связи со знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным .
Баю - баю - баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли - люли - люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку. Пример:
Ай, лады-лады-лады,
Начерпал медведь воды
Целое корытце,
Захотел помыться!
Надо, надо чистым быть,
Чистым по лесу ходить!
Принято считать, что русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают детей, способствуют в формировании у него бодрого и радостного настроения. Народные сказки будут способствовать благоприятному психическому развитию, явно подготавливая у ребенка положительный эмоциональный фон для адекватного чувственного восприятия окружающего мира, а также отражения его в собственной речевой деятельности.
Детский фольклор – это большая область устного народного и поэтического творчества, это яркий, радостный, и наполненный жизненной силой и красотой детский мир.
Яркие образы, красота и мелодичность слога произведений малых фольклорных жанров, выразительные интонации и артистизм педагога пробуждают у малышей интерес к поэтическому слову, способствует развитию художественного вкуса, формированию чувства родного языка.
Малые фольклорные жанры для детей средней группы.
Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками. Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей. Каково значение фольклора в развитии детей? Что дает детям знакомство с русским детским фольклором? Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус. А также многому учит. Русский детский фольклор характерен яркими, оригинальными, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются. Знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь и творчество сельской детворы матушки Руси и даст возможность использовать этот материал в современных играх с детьми.
Потешки и пестушки
Пестушка— короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка.
* * * * * *
Потягунушки, потягунушки!
Поперёк толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
* * *
Мы проснулись,
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись,
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
* * *
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!
* * *
—Ладушки, ладушки, Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
— Кого ругали?
— Машку.
— За что? Про что?
— Не ешь нашу кашку!
Не пей нашу бражку!
Шу-у-у! Полетели,
На головку сели.
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!
* * *
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Ножками — топ-топ!
Глазками — хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Молока не пьёт —
Того забодает, забодает!
* * *
Ивану-болыному — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке-Тимошке — песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
* * *
Ах ты, моя деточка,
Золотая кветочка,
Виноградная веточка,
Сладкая конфеточка!
* * *
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет —
Через киску упадет.
* * *
Во сыром бору елонька,
Под елонькой — травонька,
На травоньке — цветики.
По травоньке — тропонька,
По тропоньке идет (имя ребенка).
* * *
Во саду-садочке
Выросла малинка.
Солнце ее греет,
Дождичек лелеет.
В светлом теремочке
Выросла (имя ребенка)
Люди ее любят,
Все ее голубят.
* * *
Кыши, кыши,
Расти, (имя ребенка), выше,
Расти, (имя ребенка), выше
До хором, до крыши!
В роток — говорок,
А в головку — разумок.
Дыбочки, дыбок,
Скоро (имя ребенка) годок!
* * *
Не плачь, не плачь —
Куплю калач.
Не плачь, дорогой,—
Куплю другой.
Не плачь, не кричи —
Куплю тебе три.
Заклички русского народа
* * *
Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!..
* * *
Уж ты, ласточка,
Мала пташечка,
Ты лети, лети из-за моря.
Принеси ты нам золотые ключи,
Золотые ключи,
Ключи весенние.
Ты замкни зиму,
Зиму холодную,
Отомкни лето,
Лето тёплое, хлебородное!
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила!
* * *
Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!
Красно солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
* * *
Иди, весна,
Иди красна,
Принеси ржаной колосок
Овсяной снопок,
Большой урожай
В наш край!
* * *
Что за славный денёк!
Собирайся, народ,
В хоровод!
Станем кругом ходить
Да Весну веселить.
Хоровод заведём,
Дружно все запоём:
«Здравствуй, здравствуй,
Весна-красна!»
* * *
Уноси дождь и град,
Туча чёрная, назад!
У нас во долинушке
Растёт куст малинушки,
Растёт вырастает.
Как во том во кустике
Во том, во малиновом
Соловей поёт. Он поёт,
Поёт, громко свищет...
* * *
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
* * *
Уж дождь-дождём,
Мы давно тебя ждём:
С тёплой водицей,
С шёлковой травицей,
С лазоревым цветом,
С тёплым летом!
* * *
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Освети, обогрей
Маленьких детей!
* * *
Солнышко, пробудись,
Красное, разожгись!
С весной красной
К нам вернись!
Зимний сон свой забывай,
Снег и лёд с земли сгоняй!
* * *
Зима пришла,
В сани коней запрягла,
В путь-дорожку вывела.
Лёд на речке вымела,
С берегом связала,
К земле приковала,
Снег заледенила,
Малых ребят,
Красных девчат
На ледянки,
на салазки усадила,
Лихо с горы покатила!
Божья коровка,
Чёрная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Чёрного да белого,
Только не горелого.
Считалки
Считалки- это небольшие, обычно стихотворные тексты с чётким ритмом, которые предназначены прежде всего для случайного выбора одного участника из группы людей. Чаще всего считалкой выбирается ведущий в игре.
Раньше, русские народные считалки были сродни заклинанию, и только намного позже превратились в обычную детскую забаву.
Раз, два, три, четыре —
Меня грамоте учили:
Не считать, не писать,
Только по полу скакать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала.
Стала ноженька болеть,
Стала маменька жалеть.
Пожалела, поругала
И за доктором послала.
Доктор едет на быке
С балалаечкой в руке.
* * *
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Ата-баты, золотой.
* * *
Дора, Дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как же вора наказать.
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть рисунки и картинки.
Раз, два, три!
Кому хочешь — дари!
* * *
Катилася торба
С высокого горба;
В этой торбе:
Хлеб, пшеница,
С кем хочешь,
С тем поделися.
* * *
Ягодка —
Малинка,
Медок —
Сахарок.
Вышел
Иванушка —
Сам
Королек.
* * *
Кони-огони
Сидели на балконе,
Чай пили,
Чашки били,
По-турецки говорили:
—Чоби, ачоби,
Челябичи и чоби,
Челябичи и чоби,
Кончается игра!
Мы набрали в рот воды
И сказали всем:
—Замри!
* * *
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!
* * *
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплыл ясный (круглый) месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду да поеду.
Ты, слуга, подай метлу,
А я в карете подмету.
* * *
Раз, два, три,
Четыре, пять,
Будем в прятки
Мы играть.
Небо, звезды,
Луг, цветы —
Ты пойди-ка
Поводи!
* * *
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся,
Говори поскорей!
* * *
Конь ретивый
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.
* * *
Сива, ива,
Дуба, клен,
Шуга-юга,
Кон!
* * *
Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать—
Нам водилку выбирать!
* * *
Ахи, ахи, ахи-ох,
Баба сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
* * *
Первенчики,
Другенчики,
Круги-други,
Вон!
* * *
Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы.
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода — из народа,
Выходи из хоровода.
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец!
* * *
Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду.
И кричала: ку-ку, мак —
Отжимай один кулак!
* * *
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
— Приходите все на чай!
— Сколько чаек? Отвечай!
* * *
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит — выйди вон!
* * *
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы,
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!
Чистоговорки
Чистоговорки- малый жанр фольклора, народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром или многократном повторении.
Архип осип. Осип охрип.
Бабкин боб расцвел в дождь, Будет бабке боб в борщ.
Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
Белые бараны били в барабаны.
Белый снег, белый мел, белый заяц - тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была.
Берестовое лукошко полно морошки.
В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.
В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
Волки pыщут - пищу ищут.
Все бобры для своих бобрят добры.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Вставай, Архип, петух охрип.
Грабли - грести, метла - мести, вёсла - везти, полозья - ползти.
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке - pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку - цап!
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.
Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.
Купилa бaбуся бусы Мapусе.
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Летят три пичужки, через три пусты избушки.
На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.
Пекарь пек пироги в печи.
Перепелка перепелят прятала от ребят.
Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Селa мышкa в уголок, съелa бубликa кусок.
Утки в дудки - тараканы в барабаны
Шесть мышат в камышах шуршат.
Детские дразнилки
Дразнилки — это короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. Полагают, что дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли именно из прозвищ и кличек. Позднее к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, так и сформировались дразнилки. Сейчас дразнилка может не только связываться с именем, но и высмеивать какие-либо отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость. Впрочем, сохранились и беспричинные дразнилки.
* * *
Вредина-вредина!
До дырки проедена,
Кое-как одета,
Твоя песня спета!
* * *
Лиза-подлиза,
Кланяйся до низа!
Подлизывайся, улыбайся
И одна оставайся!
* * *
Красавица-красавица,
Издалека всем нравится,
А ближе подойдешь -
От страха упадешь!
* * *
Болтун, болтай,
Да меру знай!
Болтай, болтай,
Язык не потеряй!
* * *
Катится, катится
Розовое платьице,
Кто же это, мой дружочек?
Может, это колобочек?
Нет! В красивом платьице
Маша наша катится!
* * *
Ну-ка, зайка, вылезай-ка!
Что ты спрятался в кустах?
Опусти-ка свои уши,
А то будешь в синяках!
* * *
Катится, катится
С горочки яичко!
Модница воображает,
А в грязи все личико!
* * *
Жадина-жадина,
Руки напомадены!
Кушай, кушай поскорей,
Но смотри, не растолстей!
* * *
Сплетница, сплетница,
Не споткнись на лестнице!
Сплетнями укуталась
И сама запуталась!
* * *
Лежебока, ха-ха-ха,
Отлежал себе бока,
Захотел поесть,
Но не может сесть!
Отговорки на дразнилки
Впрочем, на всякую дразнилку-обзывалку найдется и отговорка-отвечалка:
Обзывайся, обзывайся!
Сдачи дам, не сомневайся!
* * *
Обзывалки, словно галки,
Встрепенулись и к тебе вернулись!
* * *
Обзывайся, обзывайся,
Без подружек оставайся!
* * *
Обзывайся до упаду,
Упадешь - я буду рада!
* * *
Обзывайся, хоть охрипни,
Ничего ко мне не липнет!
* * *
Обзываешься ты так,
Потому что сам слабак!
* * *
На твою на обзывалку
У меня есть отвечалка!
* * *
Обзывайся, обзывайся,
Как лягушка раздувайся!
Ква-ква, ква-ква -
Вот и все твои слова!
* * *
Отзывайся, я отвечу
За углом с дубинкой встречу!
Переклички русского народа
«Федул, что губы надул?..»
* * *
— Тит, иди молотить!
— Живот болит.
— Тит, иди кашу есть.
— Бегу, бегу.
Где моя большая ложка?
Без меня не начинайте!
* * *
— Где ты, брат Иван?
— В горнице.
— А что делаешь?
— Помогаю Петру.
— А Пётр что делает?
— Да на печи лежит.
* * *
— Фома, у тебя в избе тепло?
— Тепло! На печи в шубе терпеть можно.
* * *
— Федул, что губы надул?
— Да кафтан прожёг.
— Зачинить можно.
— Да иглы нет.
— А велика дыра?
— Да один ворот остался.
* * *
— Ты пирог съел?
— Нет, не я!
— А вкусный был?
— Очень.
* * *
— Что, брат Фома, вспотел?
Верно, в поле за сохой пыхтел?
— Да нет, брат Ерёма!
Я квас пил да пряником закусывал.
* * *
— Ты, Пахомушка, съел мёд?
— Нет, матушка, не я.
— А вот брат говорит, что своими глазами видел, как ты съел.
— Когда я мёд ел, тут ни одного человека не было!
* * *
— Заяц белый,
Куда бегал?
— В лес-дуброву.
— Что там делал?
— Лыко драл.
— Куда девал?
— Под колоду убирал.
Игровой фольклор
Молчанки
* * *
Чок, чок,
Зубы на крючок,
Кто заговорит,
Тому щелчок!
* * *
Шёл Молчан
По крутым горам.
Кто не молчал —
Того за уши драл!
* * *
Кони, кони, мои кони,
Мы сидели на балконе,
Чай пили, чашки мыли,
По-турецки говорили:
Чаб-чаляби, чаб-чаляби!
Прилетели журавли
И сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрёт,
Тот получит шишку в лоб!
Не смеяться, не болтать,
А солдатиком стоять!
* * *
Венчики, венчики,
Летали бубенчики
По травке и росе,
По чужой стороне.
Собирали орешки,
Медок, сахарок —
Молчок!
Жмурки
* * *
— Где стоишь?
— У ворот?
— Что продаёшь?
— Квас.
— Ищи три года нас!
* * *
— Где живёшь?
— В городе.
— Что пьёшь?
— Мёд.
— Что берёшь — камешек
Или денег мешок.
— На деньгах-то давиться,
А на камешке-то
Царь катится.
* * *
Ели, ели кашку,
Ели соломашку.
Ешь с нами, Опанас,
Догоняй нас!
Прятки
* * *
Кулю-кулю, баба!
Не выколи глаза!
Глаз на полице!
Другой в солонице.
Пора, что ли?
* * *
Огарушек, огарушек,
Стань на чёрный камушек!
Плохо стоишь —
Совсем сгоришь!
Горелки
* * *
Косой, косой,
Не ходи босой.
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!
* * *
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые.
Я — Мороз Красный нос,
Я — Мороз Синий нос,
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься!
* * *
В лесу, во лесочке,
На зелёном дубочке
Птицы весело поют.
Ай, птицелов идёт,
Он в неволю нас возьмёт,
Птицы, улетайте.
* * *
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, не воронь,
Разбежимся, как огонь!
Золотые ворота
Золотые ворота,
Проходите, господа.
Первая мать прошла,
Всех детей провела,
Первый день прощается,
Другой раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.
Перевёртыши и небылицы
русского народа и народов других стран
«Рано утром, вечерком, поздно на рассвете...»
* * *
Наш козёл —
Стрекозёл
То-то умный был:
Он и тесто месил,
Он и печку топил,
Творогом лепёшки смазывал,
Песни пел и сказки сказывал,
Песни-сказки, небылицы,
небывальщины,
Небывальщины да неслыхалыцины.
* * *
Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один сбивал сметану,
Другой молол муку.
Раз ку-ку, два ку-ку —
Оба шлёпнулись в муку!
Нос в муке, рот в муке,
Ухо в кислом молоке!
* * *
Чёрная свинья
На дубу гнездо свила.
Ах, свинья учёная,
Не беда, что чёрная.
* * *
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки.
* * *
Через наше село
Летело помело,
Летело, устало,
Во двор упало.
Небылицы
Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
***
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой,
Кастрюля с концом.
* * *
Это, братцы, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
* * *
У нас лошади в калошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.
С. Маршак
* * *
В одном краю такой был случай:
Гуляя как-то раз,
Набрёл мудрец на куст колючий
И выцарапал глаз.
Но был на редкость он умён,
И, не сказав ни слова,
Забрёл в другой кустарник он
И глаз вцарапал снова.
С. Маршак
* * *
Жил-был человечек кривой на мосту.
Прошёл он однажды кривую версту.
И вдруг на пути меж камней мостовой
Нашёл потускневший полтинник кривой.
Купил на полтинник кривую он кошку,
А кошка кривую нашла ему мышку.
И так они жили втроём понемножку,
Покуда не рухнул кривой их домишко.
К. Чуковский «Скрюченная песня»
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
И стояли у ворот
Скрюченные ёлки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.
И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она,
Сидя у окошка.
А за скрюченным мостом
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба.
И была в руке у ней
Скрюченная палка,
И летела вслед за ней
Скрюченная галка.