"Малыши в мире математики - создание необходимых условий" | Высоцкая Тамара Александровна. Работа №325711
Мною предоставлен материал из опыта работы с детьми младшего возраста по теме "Малыши в мире математики" .Речь идёт о том, как и чем можно занять детей младшего дошкольного возраста , чем их заинтересовать и увлечь по данной теме. Каждый педагог детского сада может использовать материал в своей работе . Считаю, что ещё в дошкольном детстве необходимо знакомить в увлекательной, интересной и доступной форме с цветом, величиной и формой предметов.Неотемлемой частью познания ребёнком окружающего мира является формирование представлений о множестве , пространственных и временных отношениях.
«Создание необходимых условий по формированию элементарных математических представлений у детей младшего возраста».
Информация (из опыта работы)
Подготовила воспитатель
младшей группы
МДОУ «Детский сад № 9»
Высоцкая Т.А
г. Благодарный
Слайд 1
В современном мире развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека.
Мария Монтессори говорила : «Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие.
И она, безусловно, права. Математика окружает нас повсюду. И математика - это не только счёт. Это логика, осознание пространства и времени, умение анализировать. Без математики нет даже поэзии и музыки. Математическое мышление природой заложено в человеке.
Малыши уже многое понимают, умеют и знают, стремятся узнать ещё больше.
Для умственного развития дошкольника первостепенное значение имеет знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот, что привлекает ребёнка.
Создание «правильного», стимулирующего восприятия фона, поможет развить у ребенка математические способности.
Формирование первоначальных представлений о множествах, отношениях, геометрических фигурах, пространственных и временных отношениях - неотъемлемая часть познания ребёнком окружающего мира, это обязательное условие для дальнейшего благоприятного развития общих умственных и математических способностей.
В этот период я учила детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях. А.В. Запорожец, считал, что процесс умственного развития ребенка связан с развитием его ощущений, восприятий, представлений.
Слайд
Поэтому формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка.
С этой целью, в группе был создан уголок по сенсорике.
Особая роль в нём отводится предметам, пособиям и играм, которые подталкивают ребёнка к мыслительной деятельности, учат сравнивать и различать, группировать и классифицировать, анализировать, выявлять существенные и несущественные признаки, устанавливать связь…
Считаю, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности.
Усилие педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у ребенка потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес у детей к математике.
По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в ОО «Познавательное развитие» в содержании психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет основными задачами является умение различать количество предметов, их величину, форму, ориентироваться в пространстве. А так как отдельного занятия по ФЭМП в расписании нет, а программу усваивать необходимо, то возникает вопрос: «С чего и как начинать развитие математических способностей у детей?»
Слайд
У детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действия с разнообразными предметами. При построении образовательного процесса ведущей деятельностью малышей является игровая деятельность. Учитывая все эти особенности, я разработала определенную систему, по развитию математических способностей у детей младшего дошкольного возраста. Она представляет собой систему дидактических, развивающих, познавательных игр и упражнений, которые строятся, в основном, на действиях детей с разнообразными предметами. Это даёт малышам возможность приобрести свой первоначальный опыт освоения математических премудростей.
В своей группе в ходе игр по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию, совместной трудовой , а также в свободной деятельности в группе, во время прогулок на участке детского сада, я создавала условия, способствующие развитию математических представлений у детей.
Моей целью не являлось освоение и отработка каких-то ни было математических понятий, а введение детей в специально - организованную игровую ситуацию, которая образует в их восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание.
Дети играя не подозревают , что осваивают знания, овладевают навыками действий с определенными предметами. Они , играя, сразу видели результат своей деятельности, достижение результата вызывало у них чувство радости.
В работе с детьми использовала принципы личностно-ориентированного подхода, подбирала содержание, формы и методы работы с учётом уровня развития ребёнка.
Слайд
Для ознакомления с простейшими знаниями о количестве на начальном этапе привлекала внимание к группам однородных игрушек, побуждала рассматривать их, уточняла название. Например, рассматривая мячи, я задавала вопросы: «Что это?». После этого переходила к понятию количества, сказав: «Как много у нас мячей!». В следующий раз привлекала детей к активному участию в создании группы из однородных предметов.
По мере того как дети овладели умением образовывать группы однородных предметов, понимать и отвечать на вопрос со значением «Сколько?», ставила следующие задачи: различать и называть неравные по количеству группы, обозначая их словами: много – один, много – мало.
Слайд
С целью закреплений понятий «один, много, мало», использовала народные игрушки (матрешки, неваляшки, деревянные ложки, башенки), рассматривала с детьми картины и иллюстрации. Обращала внимание, чтобы дети не только показывали предметы…, но и называли их
Слайд
Важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. Сначала детей учила собирать из 3-5 колец одноцветные, а затем разноцветные пирамидки, нанизывать на штативы шарики, раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убывания/возрастания, разбирать и собирать игрушки-вкладыши (народные дидактические игрушки: матрешки, домики, бочонки и др.), выкладывать из строительного материала одноцветные и разноцветные, короткие и длинные дорожки, и т.д.
.
Слайд
Упражняла детей в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые грабли по цвету, но разного размера; мячи: один красный мяч, другой синий; большой кубик — маленький кубики т...п.).
Слайд
Освоение математики в раннем возрасте начинали с себя - изучая себя и окружающих: два глаза, уха, две руки, ноги, один нос и т. д. Дети с удовольствием разглядывали и обсуждали себя снова и снова.
Я спрашивала: «Где у вас ноги?», дети показывали, а я говорила: «У куклы Кати две ноги!» и добавляла: «Вот одна и вот вторая». Так просмотрите всё и пересчитали. Дети на пальцах показывали - 1,2…
Развивала у детей ориентировку в частях собственного тела, предлагала показывать на себе где голова, руки, спина и т.д. Сообщала, что глазами мы смотрим, ушами – слушаем.
Слайд
Самое универсальное пособие для обучения математике — это пальцы. Начинали с одной руки. Пересчитывали пальчики, прятали несколько и считали, сколько осталось.
Использовала в играх с детьми пальчиковые игры математического содержания : «Новый дом», «Семья», «Две зелёные лягушки», «Пальчики-шалунишки»…
Слайд
Организовывала забавные игры с мягкими пазлами, которые развивали мелкую моторику, речь, внимание, мышление, восприятие у детей, развивали сенсорные чувства.
Эти игры способствовали установлению и поддержке между мной и детьми близких, доверительных отношений, так как я принимала непосредственное участие во всех играх детей.
Слайд
Для освоения у детей начальных представлений о величине и форме предметов окружающего мира, обращала внимание на размер предметов. Например, показывала большую матрешку и, передав ее в руки ребенка, говорила: «Матрешка большая». После того как ребенок исследовал большую матрешку, я передавала ему маленькую матрешку и комментировала: «Это маленькая». Затем ставила две матрешки на стол и сравнивала, а затем просила ребенка показать, где большая или маленькая матрешка.
Слайд
Для знакомства с формой предметов использовала игрушки, имеющие ярко выраженную форму сенсорных эталонов. Чтобы дети научились различать и называть предметы по форме, например, шарик и кубик, учила их сравнивать. Показывала, что шарик катится с горки, а кубик нет, потому что мешают уголки. Из шариков нельзя построить башенку, прикладываю шарик на шарик, а из кубиков можно. Просила детей самим попытаться построить башню вначале из шариков, а потом из кубиков.
Слайд
собирание игрушек-вкладышей – матрешки, грибочки, бочонки, собирание пирамидки, соотнесение предметов с фигурными отверстиями дидактические пособия, собирание геометрической и магнитной мозаики. Такие дидактические игры также способствуют развитию мелкой моторики руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса.
Слайд
Обращала внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые.
На всех этапах обучения действиям по обследованию формы использовала приём обведения контура предмета пальцем ребенка.
Варили суп в сюжетно- ролевой игре :«Дочки-матери», спрашивала, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Развивала речь детей.
Слайд
В ходе игровой и свободной деятельности с детьми предлагала игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, полоски бумаги, ленточки...
Вводила детей в специально - организованную игровую ситуацию, которая образовывала в их восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание.
Слайд
Для ознакомления с геометрическими фигурами, создала из фигурок геометрическое лото - а дети подбирали к нарисованным фигурам объёмные пары. использовала рамки-вкладыши в игре «Подбери цвет и назови форму»…
Игра «Наряди матрёшку» - способствовала запоминанию геометрических фигуры. Обучала детей группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Учила детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.
Материалом для этой игры послужили матрёшки с нарисованными геометрическими рисунками-схемами.
Слайд
В раннем возрасте математику нужно «трогать». Тактильный опыт очень важен для детей. Намного эффективнее донести что-то до малыша не демонстрацией карточек и проговариванием информации, а побуждая притронуться к объекту изучения, повозиться с исследуемым материалом.
С этой целью использовала в работе с детьми игры для тренировки различных видов восприятия.
Задача этих упражнений и игр состоит в развитии тактильной (поверхностной) чувствительности, а также зрительного и слухового восприятия.
На
примере
чечевицы
и
фасоли
тренировала детей
в определении величин – большая, маленькая.
Сортировали их
по
стаканчикам, развивали мелкую мускулату
ру рук и пальцев…
«Поймай зверька»
— хорошее упражнение в игровой форме, позволяющее развить
тактильные ощущения.
Предлагала
ребёнку
закрыть глаза, затем
его любимой мягкой игрушкой проводила по частям его тела.
Ребёнок определял
где «пробежал» зверёк — по ноге, спинке, шее и т.д.
Использовала в
работе с детьми :
«Мешочки
с секретом».
Предлагала детям
найти на ощупь одинаковые мешочки
(с
горохом, фасолью
, песком…) . Игра
развивала
мелкую
моторику рук, тактильное восприятие
закрепляла представления детей о форме предметов
.
С мешочками мы изучали понятия : (легче-тяжелее, больше-меньше).
Слайд
Дети с интересом играли в дидактические игры с пуговицами.
Под моим руководством дети перебирали пуговицы, при этом я спрашивала : какого цвета пуговица, какого она размера (большая- маленькая, какая форма пуговиц (круглая, квадратная, Мишка, яблочко, сердечко и т. д.).
Просила найти маленькую зеленую пуговицу, самую большую, самую маленькую, красную квадратную и т. д.
Предлагает детям: - разобрать пуговки по цветам:, синие, зелёные; по форме и т. д. - рассортировать пуговицы на 2 кучки : большие - маленькие.
Сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь, как погремушка. Взять одну пуговицу, много пуговиц.
Предлагала выложить из пуговиц круг – большой – маленький, просила детей сделать дорожку - красная дорожка, зеленая ; дорожка из маленьких или больших пуговиц; длинная – короткая…
Слайд
Дети с интересом включились в игру «Ёжики» (пуговицы и липучки).
Упражняла детей в назывании цвета, учить пристегивать и отстегивать яблоки, грибочки, листики… при помощи пуговиц и липучек. Закрепляли понятия «один», «много».
Строго соблюдала правила техники безопасности: следила за тем, чтобы дети не брали пуговицы в рот.
Слайд
Существует много игр для изучения математики. Одна из них - игра с помощью счетных палочек.
Учила детей выкладывать из палочек различные фигурки: квадрат, домик, ёлочка... Игра доставила детям большое удовольствие.
Слайд
Маленькие дети осваивали математику не только с помощью игр, но и сказок, стишков. Ведь именно в сказках они закрепляют основные математические понятия.
Народные сказки — отличная тема для занятий математикой.
«Теремок». Персонажи в сказке появлялись от самого маленького (мышки) до самого большого (медведя). Дети учились правильной последовательности заселения в теремок зверей. Прятала одну из фигурок, предлагала отгадать, кого не хватает. Или добавляла персонажа, которого нет в повествовании. А дети определяли, кто лишний. Всё это способствовало развитию логики и математического мышления у детей.
«Репка». Здесь персонажи появлялись, наоборот, от большого (дед) к маленькому (мышка).
«Три медведя». Это, пожалуй, самая математическая сказка. Слушая сказку, дети знакомились с понятиями «большой», «маленький», «поменьше», учились их соотносить. Ну и счёт до трёх здесь вполне можно освоить в непринуждённой форме.
Во время чтения книг, самостоятельного их рассматривания обращала внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост.)
Слайд
Как и многие известные педагоги, я считаю, что в двигательной деятельности дети активнее воспринимают новые знания. В ходе ФЭМП разнообразная двигательная активность снимала у детей утомление, активизировала их память, мышление.
Многие подвижные игры были направлены на формирования умения ориентироваться в пространстве («Где звенит?», «Огуречик-огуречик», «Бегите ко мне!» и т.д.).
Но в своей работе я также использовала игры и упражнения, в которых обучала детей знаниям о цвете или величине. Например, в игре «Найди себе пару» - дети имеющие ленточки одинакового цвета объединялись в пары. Или еще одна игра «Прокати в ворота», где детям предложила катить не только шар, но и куб.
А подвижные игры: «Пузырь», «Карусель»…- помогли познакомить детей с формой, величиной и цветом.
Слайд
Также обращала внимание детей на то, что их окружает в детском саду, на участке детского сада. Знакомила детей, где находится спальная комната (здесь дети спят, отдыхают), игровая (здесь играем и занимаемся), туалетная (умываемся) комнаты, приемная (здесь раздеваемся и одеваемся на прогулку).
Слайд
Элементарные знания о величине, форме, количестве уточнялись , закреплялись и в повседневной жизни детей. Например, во время сборов на прогулку спрашивала у детей, все ли пуговицы застегнуты, сколько петель, сколько пуговиц, какой они формы.
Слайд
Наши дети познавали математику, не только сидя за столом, разглядывая наглядные пособия, книги, сказки, игры, но и познавали её во время прогулки на улице.
А на прогулке каждая палочка, шишечка, листик и камень - уникальны и очень интересны. Собирали с детьми в ведро камушки, палочки, шишки...
Предлагала детям рассортировать предметы на кучки или разложить по формочкам. Считали вместе количество предметов в каждой кучке - закрепляли понятия: «большой - маленький», «один-много».
Рассматривали с детьми деревья : «Большие-маленькие» , знакомила с термином «толстые-тонкие».
Развитию пространственных ориентировок способствовали игры с имитацией различных направлений движения объектов в пространстве. Например, просила показать, где сидит птичка, куда побежала собачка и т.д.
Слайд
В своей работе также использую информационно-коммуникационные технологии: ноутбук, проектор. Для работы с детьми создаю и использую компьютерные презентации, которые направлены на наглядность изучаемого материала. Также подбираю фрагменты мультфильмов, в которых в течение нескольких минут в увлекательной и доступной для детей форме происходит знакомство с формой, цветом или величиной предмета. Создание позитивной атмосферы, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей раннего возраста; обладает стимулом познавательной активности детей. Использование ИКТ дает возможность существенно обогатить, качественно обновить и повысить эффективность моей работы с детьми, а также служит развитию познавательной мотивации моих воспитанников, которая ведёт к росту их достижений.
Слайд
Черпать свои знания по математике дети должны не только в детском саду, но и в повседневной жизни, наблюдая за явлениями окружающего их мира.
Здесь на первое место выходят родители наших детей. Здесь их помощь неоценима, ведь каждый из родителей желает внести свою лепту в дело развития, воспитания собственного ребенка.
Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.
Совместные игры - родителей с детьми эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Слайд
И в заключении хочется сказать о том, что обучение детей математике совсем несложно, если превратить само обучение в увлекательную игру и придерживаться этому. Нужно всего лишь чуть-чуть терпения и выдумки, и сложные на первый взгляд вещи станут для крохи простыми и понятными. И, пожалуй, главное: обучение должно доставлять воспитанникам удовольствие.
Слайд
Необходимо продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).
Для ознакомления с простейшими знаниями о количестве на начальном этапе нужно привлечь внимание к группам однородных игрушек, побудить рассмотреть их, уточнить название. Например, рассматривая мячи, задавать вопросы: «Что это?». После этого перейти к понятию качества, сказав: «Какие они разные большие и маленькие (зеленые и красные) и т.д.». В следующий раз привлечь детей к активному участию в создании группы из однородных предметов. Важно, чтобы группы предметов создавались из однородных игрушек одинаковых по всем признакам: цвета, формы, величины и материала.
Для освоения детьми начальных представлений о величине и форме предметов окружающего мира, нужно обращать внимание на размер предметов. Например, показать большую матрешку и, передав ее в руки ребенка, сказать: «Матрешка большая». После того как ребенок исследовал большую матрешку, передать ему маленькую матрешку и прокомментировать: «Это маленькая». Можно поставить две матрешки на стол и сравнить, а затем попросить ребенка показать, где большая или маленькая матрешка. Для знакомства с формой предметов лучше использовать игрушки, имеющие ярко выраженную форму сенсорных эталонов. Чтобы дети научились различать и называть предметы по форме, например, шарик и кубик, учить их сравнивать. Показать, что шарик катится с горки, а кубик нет, потому что мешают уголки. Из шариков нельзя построить башенку, приложить шарик на шарик, а из кубиков можно. Дать ребенку самому попытаться построить башню вначале из шариков, а потом из кубиков.
Элементарные знания о величине, форме, количестве уточняются, закрепляются и в повседневной жизни детей. Например, собираясь на прогулку можно сравнить обувь и одежду малыша и мамы, купив ребенку яблоко, показать как оно катится по столу и тому подобное.
Мнедля решения этих вопросов я использую:
"Малыши в мире математики – формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста"
19 октября 2017
Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие»,- говорила Мария Монтессори.
И она, безусловно, права. Математика окружает нас повсюду. И математика - это не только счёт. Это логика, осознание пространства и времени, умение анализировать. Без математики нет даже поэзии и музыки. Математическое мышление природой заложено в человеке.
И наша задача - помочь ребёнку раскрыть его в полной мере.
Если мы с Вами посмотрим в программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, то в ОО «Познавательное развитие» в содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет мы увидим, что они должны уметь различать количество предметов, их величину, форму, ориентироваться в пространстве. А так как отдельного занятия по ФЭМП в расписании нет, а программу усваивать необходимо, то возникает вопрос: «Как и когда начинать развитие математических способностей у детей?» В своей группе для решения этих вопросов я использую:
Математические сказки:
Очень многие книги, начиная с самых первых сказок, помогают развивать математические способности. Ведь именно в сказках ребенок закрепляет основные понятия, такие как один - много, большой - маленький, и т. д. Народные сказки - отличная тема для занятий математикой.
«Теремок»
. Персонажи в сказке появляются от самого маленького (мышки) до самого большого (медведя). Если вырезать фигурки животных, то можно инсценировать сказку с детьми. Например, пусть они расставят правильную последовательность заселения в теремок. Или можно спрятать одну из фигурок, предложив детям отгадать, кого не хватает. Или добавить персонажа, которого нет в повествовании. А дети пусть определят, кто лишний. Всё это способствует развитию логики и математического мышления.
«Репка»
. Здесь персонажи появляются, наоборот, от большого (дед) к маленькому (мышка). Можно поиграть в те же игры, что и с «Теремком». А можно сделать вверху каждой фигурки дырочки дыроколом и нанизывать героев на шнурок вслед за репкой в нужном порядке. Тем самым мы развиваем и математические способности, и моторику.
«Три медведя»
. Это, пожалуй, самая математическая сказка. Слушая сказку, дети знакомятся с понятиями «большой», «маленький», «поменьше», учатся их соотносить. Ну и счёт до трёх здесь вполне можно освоить в непринуждённой форме.
Геометрия для малышей:
Вы скажите, какие геометрические игры в раннем возрасте? И тем не менее… Последние исследования показывают, что именно в этом возрасте можно и нужно начинать знакомить детей с основными геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Для этого можно использовать геометрическую мозаику, в играх с которой дети учатся сосредотачиваться, контролировать собственные действия, ориентироваться на листе бумаги, закреплять знание цвета, формы, величины. Дети могут выкладывать узор самостоятельно или работать по образцу. Также можно перемешать все детали геометрической мозаики, а детей попросить отобрать, например, квадраты или фигуры заданного цвета.
Также для изучения форм можно играть сгеометрическимсортером, побуждая детей находить для определённой геометрической фигурки нужное отверстие. Мы используем фигурки от сортера и для других игр. Например, лепим из них куличики из кинетического песка, используем в качестве формочек для пластилина. В своей группе создали из фигурок геометрическое лото. Обвели их на листе бумаги, а дети подбирают к нарисованным фигурам объёмные пары.
Для изучения геометрических фигур мы также используем рамки-вкладыши, вместе с детьми рисуем геометрические фигуры на подносе с манкой или на световом песочном столе. Выкладываем из пластилина контур геометрической формы, а детям предлагаем раскрасить. Ведь выйти фломастером за границы объёмного контура у них не получится.
В раннем возрасте математику нужно «трогать» Тактильный опыт очень важен для ребёнка. Намного эффективнее донести что-то до малыша не демонстрацией карточек и проговариванием информации, а побуждая притронуться к объекту изучения, повозиться с исследуемым материалом.
3. Прогулка с математикой:
Наши дети познают математику, не только сидя за столом, разглядывая наглядные пособия, книги, сказки, игры, но и познают ее во время прогулки на улице. Наверное, вам кажется, что о каком развитии и обучении математике может идти речь на прогулке. Скорее всего, мы с вами даже ни разу не задумывались об этом. А на прогулке каждая палочка, шишечка, листик и камень - уникальны и очень интересны. К тому же, тут не надо скучать на месте, а придется хорошенько подвигаться. Соберите с детьми в ведро несколько камушков, палочек, веточек рябины или шишек. Разложите это «богатство» на скамейке и предложите детям найти домик для каждого предмета. Как вы понимаете, дальше нам можно будет рассортировать предметы на кучки или разложить по формочкам. Поставьте формочки на большом расстоянии друг от друга, что бы детям было, где развернуться. Пусть они помогут найти домик каждому камню и шишке из общей кучи (ограничьтесь 2–3 одинаковыми предметами). Посчитайте вместе количество предметов в каждой кучке. Для изучения понятий «большой - маленький» и соотношения «больше - меньше» отлично подойдут формочки, ведерки, мячи, лопатки. А для занятий на определение «часть-целое» можно предложить ребёнку «куличи». Пусть малыш освоит понятие «половинки». Для этого разрежьте «кулич» пополам и предложите ребёнку «склеить» кусочки в целый «пирожок». Вот такая несложная математика для маленьких детей развивает их большие способности.
Математика в движении:
Как и многие известные педагоги, я считаю, что в двигательной деятельности дети активнее воспринимают новые знания. Математика – серьезная и сложная наука, особенно для малышей. Поэтому осуществляя деятельность в данном направлении, необходимо учитывать, что ребенку интереснее все познавать практическим путем. А в ходе ФЭМП разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление. Многие подвижные игры направлены на формирования умения ориентироваться в пространстве («Где звенит?», «Птички в гнездышках», «Бегите ко мне!» и т.д.). Но в своей работе я также использую игры и упражнения, в которых обучаю детей знаниям о цвете или величине. Например, в игре «Найди себе пару» дети получают флажки. И как только воспитатель подаст сигнал, то участники, имеющие флажки одинакового цвета объединяются в пары. Или еще одна игра «Прокати в ворота», где детям предлагается катить не только шар, но и куб. В игре «Найди свой домик» дети по сигналу взрослого находят свой «дом», в соответствии с той геометрической фигурой, которая у них в руках. Также в своей работе использую игровой тренажер «Vaytoy» - 10 подвижных развивающих игр с бесконечным числом вариантов.
ИКТ и математика:
В своей работе также используем информационно-коммуникационные технологии: ноутбук, проектор. Для работы с детьми создаем и используем компьютерные презентации, которые направлены на наглядность изучаемого материала. Также подбираем фрагменты мультфильмов, видео-уроки, в которых в течение нескольких минут в увлекательной и доступной для детей форме происходит знакомство с формой, цветом или величиной предмета. Создание позитивной атмосферы, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей раннего возраста; обладает стимулом познавательной активности детей. Использование ИКТ дает возможность существенно обогатить, качественно обновить и повысить эффективность нашей работы, а также служит развитию познавательной мотивации наших воспитанников, которая ведет к росту их достижений.
И в заключении хочется сказать о том, что обучение детей математике совсем несложно, если превратить само обучение в увлекательную игру и придерживаться этому. Нужно всего лишь чуть-чуть терпения и выдумки, и сложные на первый взгляд вещи станут для крохи простыми и понятными. И, пожалуй, главное: обучение должно доставлять воспитанникам удовольствие.
Начинать развитие необходимо как можно раньше. По словам Б. П. Никитина «Первые годы жизни – самое благодатное время, когда разумные заботы взрослых дадут самые богатые плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырасти позже».