МАЛЫЙ БИЗНЕС В РАЗВИТИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | Мрыга Вера Александровна. Работа №339178
Целью статьи является исследование организации малого бизнеса в РФ, определить проблемные вопросы их выхода на мировой рынок.
В Российской экономической литературе этим проблемам посвящены работ А. Бузгалина, С. Глазьева, Д. Кейнса, А. Козырина, В. Куликова, А. П. Вершинина, Д. Львова, X. Ламперта, критический анализ трудов отечественных исследователей дает возможность выявить круг невыветленных вопросов, связанных, в первую очередь, с прямым зарубежным инвестированием малых и средних компаний, взаимодействием мелких фирм с транснациональными корпорациями, регулированием их внешнеэкономической деятельности и тому подобное.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бердянский многопрофильный центр»
Докладчик: Мрыга Вера Александровна
МАЛЫЙ БИЗНЕС В РАЗВИТИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Развитие малого бизнеса в Российской Федерации обусловило вхождение ее в ряды мирового хозяйства и создание в ней благоприятного инвестиционно-предпринимательского климата, поскольку именно малые предприятия во всех странах являются универсальным инструментом участия граждан как в экономической жизни страны, так и в системе международного разделения труда. Сектор малого предприятия выступает неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально функционировать и развиваться. Эффективность функционирования малых предприятий в долгосрочном периоде, их развитие, повышение конкурентоспособности во многом определяется уровнем управления финансовыми ресурсами. Совершенствование процесса управления финансовыми ресурсами малых предприятий в значительной степени связано с исследованием современных тенденций их развития, определением основных направлений дальнейшего повышения эффективности этого управления и условий их выхода на международные рынки.
Эффективность функционирования малых предприятий в долгосрочном периоде, их развитие, повышение конкурентоспособности во многом определяется уровнем управления финансовыми ресурсами. Совершенствование процесса управления финансовыми ресурсами малых предприятий в значительной степени связано с исследованием современных тенденций их развития, определением основных направлений дальнейшего повышения эффективности этого управления и условий их выхода на международные рынки.
Целью статьи является исследование организации малого бизнеса в РФ, определить проблемные вопросы их выхода на мировой рынок.
В Российской экономической литературе этим проблемам посвящены работ А. Бузгалина, С. Глазьева, Д. Кейнса, А. Козырина, В. Куликова, А. П. Вершинина, Д. Львова, X. Ламперта, критический анализ трудов отечественных исследователей дает возможность выявить круг невыветленных вопросов, связанных, в первую очередь, с прямым зарубежным инвестированием малых и средних компаний, взаимодействием мелких фирм с транснациональными корпорациями, регулированием их внешнеэкономической деятельности и тому подобное.
Объектом исследования являются теоретические аспекты международного функционирования малого бизнеса в Российской Федерации.
Предметом исследования является идентификация места и роли субъектов современного малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности.
Еще до недавнего времени малый бизнес идентифицировался с позиций значимости относительно внутреннего рынка, но нарастающая интеграция национальных экономик в мировые хозяйственные процессы и глобализация объективизировали превращение малого предпринимательства в равноправный субъект внешнеэкономической деятельности.
По данным официальной статистики, в сфере малого предпринимательства в 2022 г. вклад сектора МСП в ВВП России составил 21,0%1 , по данным Росстата. Для сравнения, по данным Еврокомиссии, в 2022 г. во Франции аналогичный показатель составил 42,1%, в Германии – 46,6%, в Испании – 59,5%, в Италии – 62,9%. Аналогичное отставание сохраняется и по доле занятых в секторе МСП. Так, в России вклад малого и среднего бизнеса в общую численность занятых составляет 24%, в то время как во Франции – 51,7%, в Германии – 57,4%, в Испании – 67,4%, в Италии – 75,7%. По данным ОЭСР, малый и средний бизнес играет значительную роль в экономике КНР, обеспечивая в 2020 г. более 60% ВВП, 79% рабочих мест, 68% экспорта и 50% налоговых поступлений в бюджетную систему.
Возможными формами международного сотрудничества субъектов малого предпринимательства выступают внешняя торговля, международная специализация и кооперация, совместная предпринимательская деятельность, предоставление/получение лицензий, международные арендные операции и др.
Таким образом, основными функциями малого предприятия во внешнеторговой деятельности являются следующие:
1) производственно-хозяйственные (выбор экспортной стратегии, производство экспортной продукции, работ, услуг, производственные связи с внутренними партнерами);
2) организационно-экономические (выбор форм и методов работы на внешнем рынке, процесс выхода на внешний рынок, планирование внешнеторговой операции, организация рекламы);
3) коммерческие (внешнеторговые операции - экспортные и импортные, а также вспомогательные операции - транспортные, страховые, валютные и финансово-кредитные).
Все эти функции вместе с входящими в них операциями представляют собой совокупность элемента внешнеэкономической деятельности малого предприятия.
Внешнеэкономическая деятельность малого бизнеса имеет свою специфику, обусловленную его характерными чертами, такими как ограниченность финансовых, управленческих ресурсов, международного опыта и возможностей технологического трансфера, недостаток технических навыков для перенятия технологий и доминирование краткосрочных целей. Эти внутренние свойства негативно отражаются на конкурентоспособности малых предприятий и делают их более уязвимыми к внешним детерминантам международной деятельности, обусловливают большую зависимость от внешнеэкономической и инвестиционной политики, условий конкурентной борьбы, степени развития инфраструктуры, макроэкономической и политической ситуации, культурных, информационных и других факторов, по сравнению с крупными компаниями.
Выходом из сложившейся ситуации является формирование новых регуляторных режимов для МСП, предполагающих снижение привлекательности «ухода в тень» за счет существенного снижения нагрузки и упрощения отчетности, а также расширение мер поддержки для малого и среднего бизнеса.
При реформировании регуляторных режимов для МСП необходимо учитывать, что массовый отказ от использования теневых операций в бизнесе будет происходить лишь в том случае, если работа в рамках установленных законодательством норм будет обеспечивать не меньшую рентабельность бизнеса.
В силу этого новые режимы должны предусматривать существенное снижение нагрузки на малый и средний бизнес по налогам и страховым взносам, а также по требованиям к учету и отчетности.
Результативность такого подхода уже продемонстрирована в рамках эксперимента с самозанятыми (режим НПД).
По данным ФНС, около половины лиц, зарегистрированных сейчас в качестве самозанятых, не декларировали до этого доходов, т.е. занимались теневой хозяйственной деятельностью. При этом предоставление им простых и доступных условий ведения деятельности в рамках НПД, сопровождавшихся гарантиями неухудшения регуляторных условий на 10 лет (период проведения эксперимента) обусловили их «выход из тени».
Основные предложения по формированию новых регуляторных режимов для субъектов МСП заключаются в следующем:
- Расширение экспериментального режима АУСН на более широкий круг компаний малого бизнеса по всей России
- Расширение возможностей для перехода на упрощенную налоговую систему для малого и среднего бизнеса
- Снижение нагрузки по страховым взносам для субъектов МСП, не подпадающих под налоговый режим АУСН и другие меры и решения.
Одновременно с формированием новых регуляторных режимов необходимо общее снижение административной нагрузки на малый и средний бизнес, повышение доступности кредитования, арендуемых помещений и другие меры.
По состоянию на 10.07.2023 на новых территориях зарегистрировано 76,6 тыс. субъектов МСП. Основные виды деятельности – розничная и оптовая торговля (64,1%), транспортные перевозки (5,9%), бытовые и персональные услуги (4,4%), операции с недвижимым имуществом (3,6%), сельское хозяйство (2,8%), обрабатывающие производства (2,6%). Практически все субъекты МСП являются вновь созданными.
Поддержка предприятиям МСП в новых субъектах Российской Федерации оказывается по нескольким направлениям.
Ключевые задачи: вовлечь предпринимателей в полноценный гражданский оборот, предоставить им доступ к льготным кредитным ресурсам (в первую очередь на цели пополнения оборотных средств), включить их в производственную кооперацию.
В июле 2023 года Президентом России подписан Федеральный закон от 10.07.2023 № 292-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предусматривающий упрощенный порядок внесения действующих в новых субъектах Российской Федерации юридических лиц в единый реестр субъектов МСП. Его реализация расширит доступ местных предпринимателей к мерам государственной поддержки.
Для предоставления малым и средним предприятиям консультационных, информационно-маркетинговых, образовательных и финансовых услуг Минэкономразвития России планирует создать в новых субъектах Российской Федерации центры «Мой бизнес», региональные гарантийные организации и государственные микрофинансовые организации, а также переформатировать деятельность региональной лизинговой компании.
Запущена специальная программа льготного кредитования субъектов МСП в новых субъектах Российской Федерации с использованием зонтичного механизма предоставления поручительств АО «Корпорация «МСП»1 .
Предусмотрено, что кредиты в размере до 50 млн рублей будут предоставляться по ставке не более 10 % годовых на срок до 36 месяцев. При этом для того, чтобы снизить требования банков к залоговому обеспечению, кредит будет обеспечен поручительством АО «Корпорация «МСП» (до 50% от суммы кредита).
В целях создания условий для участия субъектов МСП, зарегистрированных в новых субъектах Российской Федерации, в закупках в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ АО «Корпорация «МСП» совместно с крупнейшими заказчиками и электронными торговыми площадками проводится работа, предусматривающая:
организацию совместных с крупнейшими заказчиками и электронными торговыми площадками обучающих мероприятий по информированию субъектов MCП по вопросам их участия в закупках в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ;
методическую поддержку субъектов МСП при участии в закупках малого объема крупнейших заказчиков;
анализ сведений о товарах, работах, услугах, которые могут поставляться субъектами МСП новых территорий;
оказание поддержки уполномоченным органам исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в целях запуска программ развития («выращивания») потенциальных поставщиков – субъектов МСП с перспективой заключения офсетных договоров, предусматривающих встречные инвестиционные обязательства для развития производств.
В рамках цифровизации мер поддержки субъектов МСП органы исполнительной власти новых субъектов Российской Федерации были подключены к Цифровой платформе МСП. РФ: для них созданы специальные личные кабинеты, позволяющие организовать предоставление услуг и мер поддержки в электронном виде, а также использовать знания и наработки других регионов.
Сделан вывод, что нужно сконцентрировать усилия на «прогрессивной» части малого бизнеса (предприятиях, ориентированных на рост и интернационализацию). Для улучшения возможностей малого бизнеса действовать на мировых рынках нужно усилить услуги по поддержке бизнеса, улучшить координацию с ассоциациями производителей, а также улучшить использование существующих на сегодня ресурсов на поддержку малого и среднего бизнеса.