Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Маркеры игрового пространства в ДОУ" | Лариса Валентиновна Шалыгина. Работа №331000

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка является организация игрового пространства и развивающей предметно-пространственной среды. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, позволяющую детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, в случае необходимости уединиться.

Педагогам необходимо не только обеспечить особые условия для саморазвития воспитанников, но и показать детям возможности использования окружающего пространства в разных видах детской деятельности. Необходимо определить такие рациональные подходы к конструированию среды и такие формы ее представления, которые позволили бы детям реализовать возможность самостоятельно организовывать и преобразовывать свое игровое пространство.

Такими новыми интересными формами стали многофункциональные маркеры игрового пространства, соответствующие требованиям ФГОС ДО.

Мастер-класс на тему: «Маркеры игрового пространства

как средство преобразования

развивающей предметно-пространственной среды ДОО

в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

СЛАЙД № 1

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Через игру ребенок развивается, обучается, воспитывается. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет большие фантазии и воображения, чем в других видах деятельности, именно в игре ребенок проявляет все свои лучшие качества, познаёт мир, готовится к взрослой жизни.

Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий. В настоящее время тематическое содержание сюжетов игры становиться более разнообразным. Многообразие сюжетов затруднено при использовании традиционного детского оборудования и поэтому приходится искать более увлекательные методы и игровые технологии для стимулирования познавательных процессов и способностей.

СЛАЙД № 2

Необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка является организация игрового пространства и развивающей предметно-пространственной среды. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, позволяющую детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, в случае необходимости уединиться.

Педагогам необходимо не только обеспечить особые условия для саморазвития воспитанников, но и показать детям возможности использования окружающего пространства в разных видах детской деятельности. Необходимо определить такие рациональные подходы к конструированию среды и такие формы ее представления, которые позволили бы детям реализовать возможность самостоятельно организовывать и преобразовывать свое игровое пространство.

Такими новыми интересными формами стали многофункциональные маркеры игрового пространства, соответствующие требованиям ФГОС ДО.

СЛАЙД № 3

Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место действия, обстановку, в которых разворачивается сюжет (игра).

Маркеры позволяют создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Сущность и характеристика многофункциональных маркеров игрового пространства

СЛАЙД № 4

 

Педагогами детских садов давно использовались отдельные конструкции (модули, ширмы, пуфики, макеты, атрибуты, в том числе предметы-заместители) для создания предметно-пространственной среды группы. Однако, они были достаточно узкой направленности, не позволяли творчески развивать сюжет игры. Созрела необходимость вносить изменения в развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями времени и ФГОС ДО.

Стабильные тематические зоны в группе стали уступать место универсальным маркерам игрового пространства, которые теперь легко перемещаются с места на место.

СЛАЙД № 5

Изготовление маркера (англ. marker < mark – «делать отметку, маркировать») игрового пространства доступно любой категории педагогов. Для этого нужны фантазия и разнообразные материалы: картон, пластик, ткань, полипропилен, листовые утеплители, фанера и т. п.

СЛАЙД № 6

Полифункциональность игровых маркеров, подразумевает возможность разнообразного их использования в различных составляющих воспитательно-образовательного процесса и предметно-развивающей среды;

С целью полифункциональности пространство группы разделено (условно) на три части:

«Спокойная» — для спокойной деятельности: настольных игр, рассматривания книг, картинок, творческой деятельности, уединения.

«Активная», связанная с активным движением, возведением крупных игровых построек, сюжетно-ролевых, подвижных и других групповых игр.

«Рабочая» — для организации занятий, продуктивной и исследовательской деятельности детей

Разделение группового пространства зависит от образовательной ситуации, вида детской деятельности, используемых материалов. Игровые маркеры могут использоваться для всех частей пространства группы.

Маркеры дают возможность рационально использовать пространство групповой комнаты, сэкономить место, создать уют и привнести "изюминку" в интерьер группы. Маркеры легко трансформируются, дети легко могут их перестроить (вариативны) в зависимости от сюжета в игре.

Все части пространства обладают возможностью изменяться, имеют подвижные, трансформируемые границы. Пространство группы изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей малышей.

Для этого мы используются маркеры игрового пространства не обладающие жёстко закреплённым способом употребления.

 

Виды, способы изготовления и использование маркеров игрового пространства.

Настольные маркеры

Очень удобны в работе с детьми маркеры игрового пространства для игры за столом.

Именно они, столь незаменимы в детском саду с большой наполняемостью детей в группах, с одной стороны, и строго ограниченным пространством, с другой стороны.

СЛАЙД № 7-9

Настольные или мини – маркеры удобны тем, что с ними можно играть за столом с мелкими игрушками, конструктором. Это может быть: многокомнатная квартира, гараж, аптека, деревенский дворик, автогородок, детская площадка, комната, банк,  «Динозавры», «Северный полюс», «Зоопарк» и др.

Игры с макетами востребованы дошкольниками и способствуют развитию проектной деятельности. В играх с макетами темы игр придумывают сами дети, обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию продуктами совместной деятельности.

Игра с мелкими игрушками способствует сюжетообразованию и развитию режиссерской игры. Макеты способствуют развитию воображения и  творчества.

Для создания таких мини-маркеров (макетов) необходимы следующие материалы: старые коробки, упаковки от детских игрушек, обложки от использованных альбомов и раскрасок (для вырезывания картинок), иллюстрации старых книг, цветной картон и цветная бумага, и, конечно же, клей, скотч, шило, шнурки определенной длины.

СЛАЙД № 10

Напольные маркеры бывают очень разнообразны по своей форме и в зависимости от материалов, использованных для их изготовления.

Маркеры-ширмы.

Многофункциональные маркеры «Ширмы» изготовлены из пластиковых труб, обшитых разноцветными тканевыми чехлами, которые, по мере надобности, снимаются, заменяются чехлами других расцветок.

На все поверхности пришиты «липучки», чтобы в процессе игры можно было прикрепить на маркер дополнительные детали.

В средней секции на уровне глаз ребенка обычно вырезаны окна размером 20×30 см. Этот маркер удобно использовать не только как ширму для театральных постановок, часть декорации, но и как разграничитель пространства для создания уголка уединения или игр с учетом гендерного признака (зона для игр мальчиков и зона для игр девочек).

Можно использовать маркеры в комплексе, применяя дополнительный материал к ним, например, куски ткани (море, песок, оформление сцены и т.д.), таблички - «подсказки», что наталкивает детей на новый сюжет, помогает развивать творчество, активность и детскую фантазию в игре. Игровой материал хранится в коробках, на которых есть картинка для узнавания игры.

Все маркеры могут быть взаимосвязаны между собой по сюжету. Например, если к маркеру «Дом» подставляется маркер «Больница», то у нас получается «поликлиника со стационаром». Использование табличек: «Почта», «Касса», «Аптека», «Банк», «Театр» и др., дополнительных наклеек, ярлыков и прочих деталей позволяет расширить тематическую направленность и увеличить диапазон игровых действий (дает возможность обыграть большее количество новых сюжетных линий в уже известных сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Больница», «Магазин», «Почта», «Банк», «Парикмахерская», «Космический корабль», и т. д.).

Специально изготовленные полотна, которые крепятся к ширме, могут нести не только эстетическую, но и образовательную нагрузку. Их можно использовать как дидактические пособия, к примеру, по познавательному развитию (раздел «Ребенок открывает мир природы»): в играх и упражнениях: «Найди лишний», «Что перепутал художник?», «Бывает — не бывает?», «Этажи леса», «Пищевая цепочка», «Кто где живет?», «Найди всех птиц, насекомых…» и т.д.

СЛАЙД №

Маркеры-раскладушки.

Маркеры-раскладушки изготавливают из пластиковых панелей, разрезанных на равные по длине куски, все части соединяются при помощи цветного скотча или цветной самоклеящейся пленки в одно длинное полотно с зазорами между кусками в 2-3см, чтобы получившуюся полосу можно было сложить.

Из остатков можно вырезать долнительные мини-маркеры и детали к ним: вырезанные круги - колёса, рули, фары, иллюминаторы, шасси и т.д. обклеивают цветной пленкой.

Из маркера-раскладушки легко сделать песочницу, речку, полицейскую машину, самолет, ракету, забор, лес, бассейн, тоннель, спортивный тренажер.

Маркеры можно комплектовать и дополнять друг другом.

Использование маркеров игрового пространства в ОО «Физическое развитие»

Для метания предметов В качестве Для прокатывания мячей,

в горизонтальную цель футбольных ворот подлезания, прыжков

Использование маркеров игрового пространства в качестве дидактического материала

 

СЛАЙД №

 

«Выложи букву, цифру, геометрическую фигуру, совершенствование навыков классификации предметов по определенному признаку: «Времена года», «Когда это бывает?», «Виды транспорта», «Рыбы, птицы, звери, насекомые», «Какой формы предмет», и т. п

Игры на формирование элементарных математических представлений: «Состав числа», «Цепочка цифр», «Соответствие цифры и количества», «Реши пример», «Продолжи узор из геометрических фигур» и др.

Дидактические игры на определение: места звука в слове; количества: слов в предложении, слогов в слове, звуков в слове.

Использование многофункциональных маркеров игрового пространства вызывает у детей эмоционально положительное отношение к процессу обучения, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности в соответствии с возможностями, желаниями и склонностями детей, способствует интеллектуальному развитию воспитанников.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×