Мастер - класс для родителей " Чудеса большого мира" | Мой кабинет. Работа №349665
Статья посвящена опытно - экспериментальной деятельности детей совместно с родителями в домашних условиях . Для того, чтобы вызвать интерес у детей к данной деятельности, материал представлен в виде сказки о приключениях утёнка, который в конце путешествия находит себе друга. Далее идёт рефлексия ( вопросы, на которые должны будут ответить дети)
Мастер - класс для родителей «Чудеса большого мира».
Цель мастер - класса: повысить профессиональное мастерство педагогов - участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.
Задачи:
1. Познакомить родителей с оборудованием уголка экспериментирования во второй младшей группе.
2. Выделить основные тезисы по внедрению экспериментирования в образовательный процесс в ДО.
3. Вовлечь родителей в совместное проведение опытов, знакомящих родителей со свойствами воздуха, воды, бумаги, магнита, с нетрадиционной техникой рисования.
4. Развивать умение видеть проблему, решать её и делать выводы.
5. Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Оборудование и материалы : игрушка - утёнок, бумажные рукавички.
листы бумаги (газетная, калька, лощёная), ёмкости с водой, виноград, бутылка с газированной водой, цветная бумага, рукавичка с вшитым в неё магнитом, булавка, гвоздь, болтик, кусочек меха, деревянные и пластмассовые игрушки, вата, цельное молоко, пищевые красители разных цветов, ватные палочки, жидкое моющее средство, гуашь, восковые мелки, трубочки для коктейля.
Вступительное слово воспитателя.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состарится». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.
Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится организованная учебная деятельность с элементами экспериментирования. В группе созданы условия для развития детской познавательной деятельности: во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: Специальные приборы - помощники: (весы, песочные часы, компас, увеличительные стекла, микроскоп, глобус магниты и др.).
Природные материалы: (песок, глина, камни, ракушки, птичье перья, шишки, опилки, стружка).
Бросовые материалы: (различные виды тканей, деревянные палочки, пробки, пластмасса, мех).
Технические материалы: (гайки, скрепки, болты, винтики, шурупы, различные металлические предметы.
Разные виды бумаги: (обычная, картон, наждачная, копировальная, тонированная, пергаментная, калька).
Пищевые красители: (краски пищевые, акварельные, гуашь).
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложки, резиновые груши, медицинские шапочки, клеенчатые фартуки.
Разные виды сыпучих предметов: (крупы манная, гречневая, фасоль белая, фасоль красная, рис, пшено, соль окрашенная синяя, желтая, красная, зеленая.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Необходимо соблюдать некоторые правила:
1.Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).
2.Подобрать материалы (список всего необходимого для проведения опыта) 3.Обсудить процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента). 4.Подвести итоги (точное описание ожидаемого результата).
5.Объяснить «почему» доступными для ребёнка словами.
Ход мастер - класса.
1. Организационный момент.
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать -
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
И в солнце, и в дождь,
И в любую погоду
Изучаем мы все....... неживую природу.
-Сегодня мы с вами поговорим о детском экспериментировании.
-Все мы любим сказки, а дети особенно. Сегодня я хотела бы в форме сказки познакомить вас с некоторыми видами экспериментов.
Сказка называется «Чудеса большого мира».
На птичьем дворе у мамы утки вылупились утята. Все детки были послушные, быстро росли и прилежно выполняли всё, что говорила мама-утка, только один был уж очень любопытный, постоянно с ним что-нибудь случалось, все ему было интересно. Однажды ему захотелось узнать, что же там за смородиной и он пошел открывать мир.
Отойдя подальше, он увидел небольшое озеро, в нем мальчишки пускали бумажные кораблики. Одни кораблики весело плавали на водной глади, а другие вскоре начинали тонуть. «Как странно», -подумал утёнок. Почему же одни кораблики плывут , а другие начинают тонуть. И тогда утёнок решил провести опыт с корабликами и узнать что же с ними произойдет.
Опыт 1
Утёнок изготовил из бумаги разной плотности (газетная, лощеная, калька) кораблики. Опустил кораблики на воду, налитую в ёмкость. Через некоторое время он увидел, что не все корабли смогут плавать по поверхности.
-Объясните: почему? (Более плотная и лощёная бумага намокают медленнее, поэтому кораблики, сделанные из них, держатся на воде дольше).
После утёнок увидел, что какие-то маленькие существа появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились в озере.
Опыт 2
И утёнок снова решил выяснить как у рыбок получается выпрыгивать из воды, и снова взялся провести эксперимент.
Он взял прозрачную емкость с газированной водой и бросил в неё виноградинки. Они опустились на дно. Но вскоре всплывут.
Затем вновь опустились на дно, и снова всплыли. Так всё продолжалось несколько раз.
-Почему? (В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградинки; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а виноградинки снова опускаются на дно).
Утёнок отправился дальше. По дороге он нашёл «волшебную» рукавичку.
Опыт 3
Утёнок решил поиграть с ней металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Предлагаем родителям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) - рукавичка перестаёт быть волшебной.
-Объясните: почему? (При рассматривании рукавички, родители находят в ней магнит. Это магнит не давал упасть металлическим предметам).
Любопытный утёнок продолжил свой путь и увидел перед собой огромный луг, на котором росли цветы. Цветы покачивали листьями и дружно кланялись. Утёнок задумался, почему? (Воздух может двигаться с разной силой).
Опыт 4
Вырезать плоскостные бумажные цветы на стебельках, и держа их в руках, подуть на них вначале потихоньку, а затем сильнее.
Всё вокруг утёнку было интересно. Жаль не было рядом друга. И утёнок решил его нарисовать сам.
Опыт 5
Он положил в миску ложку гуаши, налил жидкого мыла, смешанного с водой. Опустил трубочку в полученную смесь и медленно подул в нее, оставляя конец трубочки на дне миски. Дул до тех пор, пока над миской не получится мыльная цветная шапка. Дыхание медленное у утенка было так при сильном выдохе пузыри лопаются. Потом он положил тонированный лист бумаги на миску сверху. Оторвал лист от миски. У него получится изображение-отпечаток. Затем дорисовал способом «спиралька» глаза, нос, ручки, ножки, шапочку, прорисовал ротик. Получился друг для утёнка: Капитошка. А теперь уважаемые родители, попробуйте нарисовать такого же друга утенку.
После этого утёнку и Капитошке захотелось устроить разноцветный праздник.
Опыт 6
Он налил молоко в тарелку. Добавил в него по несколько капель пищевого красителя (разных цветов). Стараясь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь, хотите верьте, хотите нет, он заставил молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Взял ватную палочку, окунул ее в средство и прикоснулся ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, и знаете, что произошло? Молоко начало двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
-Как же получился взрыв цвета в молоке? (Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение).
Утёнку очень понравилось гулять, но он уже устал и захотел кушать. Он с другом поспешили к маме - утке. Ведь она с легкостью ответит на мучившие его вопросы.
5. Рефлексия.
Родители делятся своими впечатлениями от мастер - класса. (Вопросы записаны на бумажных рукавичках).
1 Что я сегодня узнала?
2.Что для меня было интересно?
3.Что для меня было трудно?
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Я приобрела…
7. У меня получилось …
8. Я попробую...
9. Что меня удивило?
10. Что я возьму для игры с ребенком.