Мастер - класс «Игротанцы как элемент игровой технологии в процессе музыкальной деятельности дошкольника». | Петрякова Елена Валерьевна. Работа №346197
Методическая разработка мастер - класса по Игротанцам.
Цель: Повышение уровня компетенции и профессионального мастерства музыкальных руководителей ДОУ о роли коммуникативных танцев – игр в процессе музыкальной деятельности дошкольника.
Задачи:
Обучающие
- познакомить участников мастер-класса с данной технологией; - представить различные виды игровых танцев и способы их применения в процессе музыкальной деятельности дошкольника.
Развивающие
- повысить уровень теоретической и практической подготовки педагогов по использованию игротанцев на музыкальных занятиях;
- расширить опыт педагогов в подборе репертуара.
Воспитательные
- воспитывать интерес к музыкальному движению, танцевальному творчеству;
- создать эмоционально-положительную атмосферу для участников мастер-класса, вызвать радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
- повышение профессионализма педагогов-участников мастер-класса
МДОУ №4 «Совенок» ЯМР
Мастер - класс
«Игротанцы как элемент игровой технологии в процессе музыкальной деятельности дошкольника».
Методическая разработка.
Музыкальный руководитель
высшей категории
Петрякова Елена Валерьевна
Цель: Повышение уровня компетенции и профессионального мастерства музыкальных руководителей ДОУ о роли коммуникативных танцев – игр в процессе музыкальной деятельности дошкольника.
Задачи:
Обучающие
- познакомить участников мастер-класса с данной технологией; - представить различные виды игровых танцев и способы их применения в процессе музыкальной деятельности дошкольника.
Развивающие
- повысить уровень теоретической и практической подготовки педагогов по использованию игротанцев на музыкальных занятиях;
- расширить опыт педагогов в подборе репертуара.
Воспитательные
- воспитывать интерес к музыкальному движению, танцевальному творчеству;
- создать эмоционально-положительную атмосферу для участников мастер-класса, вызвать радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
- повышение профессионализма педагогов-участников мастер-класса;
- применение полученного опыта участниками в своей деятельности.
1. Теоретическая часть.
Как известно ведущей деятельностью дошкольников является игра. Это самая доступная форма деятельности детей, в ходе которой формируются двигательные, познавательные, коммуникативно-речевые и другие навыки дошкольника.
Одним из игровых способов стимулирования творческой активности, которую мы часто используем в работе, является танец-игра.
Игротанцы… Что же это такое? Это - «танец» и «игра». В основном, это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения и импровизации, направленные на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности. Коммуникативный танец - благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого.
Игротанцы позволяют развивать ловкость и подвижность, а легкие стихи помогают формировать связную речь. В процессе игры участники выполняют различные движения в соответствии с ритмом и музыкой.
Введение игровых ситуаций создаёт на занятиях непринуждённую атмосферу; облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный настрой, а также способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей детей. Такие упражнения оказывают положительное влияние на организм детей: осуществляется профилактика заболеваний сердечнососудистой системы; улучшается осанка; повышается выносливость и сила; развивается гибкость; приобретаются жизненно-необходимые двигательные умения, совершенствуются простые танцевальные навыки: прыжки, пружинка, галоп, шаг с высоким подниманием ног, легкий бег.
Игротанец способен поднять настроение, потому что текст песен легко запоминается, а движения соответствуют словам песни, развивает чувство ритма, способность согласовывать движение с музыкой и пением. Особенный интерес детей может придать ускорение темпа музыки.
В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме социально – личностного развития и воспитания дошкольников, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте.
Общение дошкольника со сверстниками и взрослыми формируется посредством различных форм, методов и приемов.
Игровые формы развития дают возможность ребенку внутренне раскрепоститься, победить свои комплексы и страхи, делают их более общительными и внимательными.
Среди разнообразия игровых форм особое место занимают игротанцы,
целью которых является — развитие музыкальности и чувства ритма, творческих способностей, координации, умения воплощать музыкально-двигательный образ. Подобные игры помогают им раскрыться, выявить у них таланты: музыкальные, певческие. При этом вся полезная информация для ребенка поступает в легкой игровой форме.
Игротанцы можно использовать в самых разнообразных формах работы с дошкольниками: на музыкальных занятиях, на занятиях хореографии, ритмики, развлечениях, утренниках, совместной деятельности, в процессе режимных моментов, на прогулке и т. д. Ведь их разучивание не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз.
Игротанцы способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые означают открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции.
Еще одной важной особенностью использования данной технологии это коррекционная работа с детьми. Поскольку игротанцы являются доступными и в то же время привлекательными, вызывающими яркие положительные эмоции, их с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими особенности в развитии.
Предлагаю вашему вниманию игры, которые можно использовать на музыкальных занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.
2. Практическая часть.
Массовые игротанцы.
- Как вы думаете, что это такое? Варианты ответов.
- Это популярный танец, предназначенный для широких слоев населения. - - - Какие массовые танцы вы знаете?
Педагоги: Кадриль, вальс, рок-н-ролл, хоровод и т. д.
- Совершенно верно. Но шли годы, и ритмы становились быстрее. И тогда стали появляться танцы, популярные уже много лет: «Летка-Енька», «Макарена», «Танец маленьких утят», «Сиртаки», «Ламбада» … В таких танцах ошибки, т. е. перепутать движения, сбить ритм и т. д., существенно не влияют на его исполнение. Эти танцы небогаты на рисунки: круг, линия — вот, пожалуй, и все.. Импровизации в таких танцах отсутствуют.
На своих занятиях я использую такие танцы для сплочения коллектива, в конце занятия для снятия усталости, зажатости, а так же для развития чувства ритма и координации. Сейчас я хочу познакомить вас с некоторыми видами игротанцев.
- Не для кого ни секрет, что все дети очень любят играть на детских музыкальных инструментах.
Скажите, как называют людей, играющих на музыкальных инструментах?
Педагоги: «Музыканты.
- А как называют большой коллектив музыкантов?
Педагоги: Оркестр
- Кто же управляет оркестром?
Педагоги: Дирижер.
- Сейчас я предлагаю вам превратиться в музыкантов и сыграть в настоящем
оркестре. На столике лежат детские музыкальные инструменты, возьмите тот, на котором вы сегодня хотели бы поиграть. Давайте встанем в круг, руководит оркестром, как мы сказали – дирижер (выбираем дирижера).
Перед началом игротанца дирижер говорит музыкантам слова:
Шли мы шли, потом устали, инструменты в руки взяли.
На них марш мы заиграли.
Музыканты начинают играть только по взмаху руки дирижера, будьте внимательны, играйте ритмично, прислушивайтесь к партии, играющего рядом музыкального инструмента. Звучит Марш, дети играют на инструментах. Инструменты положили. Далее игра продолжается:
Шли мы шли, потом устали, инструменты в руки взяли.
На них полечку мы заиграли.
Топ да топ. Танец по показу.
- Встаем и заводим круг, на проигрыш идем по кругу.
На носок, на носок каблучком притопнем
Поворот, поворот и три раза хлопнем
Шаг назад, шаг вперед, дали руку другу
И пойдем, и пойдем все пойдем по кругу (идут по кругу)
Топ да топ, топ да топ топают сапожки.
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп хлопают ладошки
Покачали головой дали руку другу
Вместе весело пошли по большому кругу.
А теперь все в кружок дружно соберемся
Подмигнем все разок, да и разойдемся
Раз хлопок, два хлопок Дали руку другу
И опять пошли гулять по большому кругу!
Игротанцы бытовые, используются движения знакомые детям в быту.
«Стирка»
- В одну руку берём мыло, в другую – платочек, намыливаем платочек (активно работаем кулачками).
- Полощем бельё (плавные покачивания руками перед собой).
- Выжимаем платочки (кулачки рядом друг с другом, поворачиваем их так, как будто выжимаем бельё).
- Вешаем платочки сушиться (поочерёдно руки поднимаются вверх, наверху пальчиками показать прищепку).
- Устали (вытираем одной рукой лоб, потом другой).
«Веселые поварята»
Вступление: главный повар выкатывает кастрюлю, «вытерев лоб», бежит за поварятами и выводит на сцену.
- Вам нравится готовить дома еду?
Педагоги: Да, нравится.
- Я предлагаю вам сегодня превратиться в поварят и приготовить тефтели.
1. Мы готовили тефтели, - маршем проходят по залу с ложками на плече
Посолить мы их хотели –
Вместо соли на глазок
Сыплем сахарный песок
Мы готовили тефтели. – останавливаются, повернувшись лицом к зрителям
ПРИПЕВ: Мы-мы-мы весёлые ребята,
1,3,5, -прыжок на месте, ложка вверху-затем присели, 2,4,6, присели затем прыжок (2 раза)
Мы-мы-мы, ребята –поварята. – прыжок-хвостики(на 4 стороны)
Да-да-да, пусть кому-то грустно,
попеременно выставив ножку в сторону на пятку, ложку в л.р. вверх прыжком ножки вместе(грустно)
А мама говорит, а мама говорит – 1,3,5, выбегают вперед, 2,4,6, назад
А мама говорит, что вкусно! – помахивают ложкой перед собой «что вкусно!» пропевают
А мама говорит, а мама говорит
– 2,4,6, выбегают вперед, 1,3,5, назад
А мама говорит, что вкусно! – помахивают ложкой перед собой «что вкусно!» пропевают
2.Стали мы варить варенье, получилось повторенье
двигаются вокруг кастрюли боковым галопом ложка перед собой
Вместо сахара, как раз, - подбежав к кастрюле – «помешивают ложками»
Банку соли сыпем в таз!
Стали мы варить варенье. – отбегают в шеренгу , лицом к зрителям
ПРИПЕВ: - движения припева повторяются
ПРОИГРЫШ: сев лицом в круг, ноги широко, помахивают ложкой над головой
3. Мы всегда согласны с мамой! - главный повар подбегает к кастрюле
Вкус у мамы лучший самый,- открывает крышку кастрюли вылетают шарики(гелий)
Даже если комом блин, мама съест, хотя б один,
Мы всегда согласны с мамой!
Игротанцы с ускорением. В этих танцах движения повторяются с ускорением.
«Вперед 4 шага»
Вперед 4 шага. Назад 4 шага
Кружится, кружится наш хоровод (идут по кругу)
Ручками похлопаем, ножками потопаем
Плечиком подвигаем а потом попрыгаем.
«Лепим – лепим»
Снег пушистый нагребаем – по очереди движения обеими руками к себе
Лепим, лепим ком большой – фонариками рисуем большой круг, приседая
И ещё раз нагребаем – по очереди движения обеими руками к себе
Лепим, лепим ком другой – фонариками рисуем поменьше круг
Лепим ручки – ручками лепим пирожок
Лепим ножки – ручками лепим пирожок
Чтобы бегал по дорожке – бег на месте
Лепим глазки – указательными пальцами показываем по очереди глаза
Лепим бровки – показываем брови
И длиннющий нос морковкой – выстаиваем ладошки друг к другу.
Для детей младшего и среднего возраста.
Игротанцы- путешествия
«Паровозик»
- Вы любите путешествовать?
Педагоги: Да!
- А на чем вы любите путешествовать?
Педагоги: На машине. На велосипеде, на самолете …
- А я вам предлагаю отправиться в путешествие на поезде.
Давайте встанем друг за другом, мы будем вагончиками. В вагончиках подарки. Впереди – «паровоз».
Я буду паровозом. Педагог встает впереди детей лицом к ним и, медленно передвигаясь, произносит:
Паровозик! Чух-чух! Чух-чух! Мчится поезд во весь дух.
Дети передвигаются вслед за воспитателем и произносят: «Чух-чух!». Затем все вместе тянут протяжно: «У-у-у!». Воспитатель продолжает:
А колесики стучат: тук,тук,тук, говорят.
Дети передвигаются за воспитателем и повторяют: «Тук,тук,тук»
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Сто вагонов я тащу.
Все вместе: «У-у-у-у!»
Воспитатель поворачивает то в одну, то в другую сторону. Продолжает: «Приехали». «Ш-ш-ш!» - повторяют за ним дети.
Воспитатель: Паровозик, паровоз,
Что в подарок нам привез?
Дети: Мячики! Дети начинают прыгать, как мячики. Воспитатель говорит: «У-у-у! Всех зовет паровоз!» Дети выстраиваются друг за другом.
Загудел паровоз и вагончики повез:
Чух-чу! Чух-чу! Далеко я укачу!
Уууу! Чух-чу!
Дети повторяют: «Чух-чу! Чух-чу!».
Игра продолжается. Паровозик привозит детям в подарок зайчат, лягушат, медвежат. Каждый раз дети выполняют имитационные движения, упражняются в звукопроизношении.
«Мы в автобусе сидим»
1. Вот мы в автобусе сидим. И сидим, и сидим. (Покачиваемся на стульчике)
2. Из окошечка глядим Всё глядим! (Поворачиваемся в одну и другую сторону)
3. Глядим назад, глядим вперёд, вот так вот, вот так вот. (Глядим из -под ладони)
4. Ну что ж автобус не везёт? Не везёт? (Пожимаем плечами)
5. Колёса закружились вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились вот так вот! (Выполняем круговые движения руками впереди себя)
6. А щётки по стеклу шуршат Вжик-вжик-вжик,
Вжик- вжик-вжик. (качаем согнутыми в локтях руками перед лицом)
Все капельки смести хотят (имитируем движения "дворников")
7. И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип! ("крутим руль" бибикаем)
Мы громко-громко все гудим бип- бип-бип!
8. Пускай автобус нас трясёт вот так вот, вот так вот, (подпрыгиваем)
Мы едем-едем всё вперёд вот так вот!
Танцы – повторялки.
«У меня, у тебя».
1. У меня, у тебя звонкие ладошки (показывают ладошки)
у меня, у тебя как пружинки ножки (пружинка)
Мы с тобой, мы с тобой шлёп-шлёп-шлёп-шлёп (по коленочкам)
Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок-прыг-скок (подпрыгивания)
На проигрыш кружение с фонариками
2. У меня, у тебя глазки словно пуговки (показывают глазки, качают головой)
У меня, у тебя губки словно клюковки (показывают губки, качают головой)
Мы с тобой глазками хлоп-хлоп-хлоп-хлоп («звёздочки» ладошками возле глаз)
Мы с тобой губками чмок-чмок-чмок-чмок (шлют воздушный поцелуй)
3. У меня, у тебя чудо локоточки (показывают локоточки)
У меня, у тебя острые носочки (ножку на каблучок)
Мы с тобой, мы с тобой хоп-хоп-хоп-хоп («крылышки»)
Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок-прыг-скок (подпрыгивания)
«Здравствуйте, ладошки»
Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают
ладонями вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! (топают ногами)
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают пальчиками по щечкам)
Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)
Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)
Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)
Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)
Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос указательным пальцем)
Здравствуйте, гости! (машут рукой над головой). Здравствуйте!
Танцы с участием родителей: Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку в дошкольных учреждениях проводятся совместные праздники и развлечения с родителями. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных видах деятельности вместе с детьми. Разучивание данных танцев, не занимает много времени, а иногда даже и не требуется, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз.
Чтобы родители не были пассивными слушателями и гостями, привлекаем их к исполнению общих танцев с детьми. Все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. После совместных танцев – игр остаётся масса положительных эмоций как у детей, так и у взрослых, так как игротанцы построены, в основном на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение людей к друг другу, а тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений, эмоциональной близости. Таким образом коммуникативные танцы формируют детско – родительские отношения:
- Уважаемые гости, дорогие друзья! Наступает заключительный этап нашего мероприятия. Предлагаю продемонстрировать нашим командам свои оригинальные танцы. Например: «Вперёд 4 шага», «Лавата», « У жирафа пятна, пятна», «Буги- вуги», «Вперёд четыре шага» и многие другие.
3. Итог.
Таким образом данная игровая технология дает возможность ребенку внутренне раскрепоститься, победить свои комплексы и страхи, делает его более общительными и внимательными. Использование на занятиях танцев-игр развивает умение понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивая мышечную силу организма, пластику, грацию и выразительность. А еще дает представление об актерском мастерстве. Игротанцы приносят большую радость малышу и оказывают положительное терапевтическое действие.
4. Рефлексия.
Цель – анализ результатов совместной работы на мастер-классе.
«Метод пяти пальцев»
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Под спокойную музыку педагоги выполняют задание.
Заключительное слово. Надеюсь, предложенные игротанцы понравятся вашим воспитанникам и станут основой вашей творческой работы. Адаптируйте игротанцы под свою аудиторию, экспериментируйте. Успехов вам!