Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мастер - класс по развитию речи | Наталья Анатольевна Голикова. Работа №303998

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данном материале раасказывается об использовании инновационных и речевых технологиях в развитии речи детей. Задачи данного мастер - класса: развитие речи в различных видах деятельности; побуждать педагогов к мыслительной и практической  деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников; углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Администрация города Шахты
Департамент образования
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Шахты Ростовской области Детский сад № 62
346506, Россия, г. Шахты Ростовской области, ул. Островского 14, тел. (8636)23-13-66
Мастер – класс
Использование инновационных и развивающих технологий
в развитии речи дошкольников
Составила:
Воспитатель
Голикова Н.А.
Цель мастер-класс :• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.Задачи:1. Развитие речи в различных видах деятельности.2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.
ХОД мастер-класс.
В наше время развитие речи является актуальной проблемой.
Мало когда услышишь из уст детей, что они с мамой или папой читали сказки или рассказы, рассматривали иллюстрации. Разговаривая с детьми, я обратила внимание на то, что дети много времени проводят за компьютером, просмотром каких - то телевизионных передач или же играют со своими игрушками. Все это ограничивает детей в общении с окружающим миром, и вследствие чего у ребенка обнаруживается недостаточный словарный запас, ему трудно высказывать свои мысли, затрудняются его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. И нам нужно помнить, что плохая речь в дальнейшем может отразиться на грамотности ребёнка.
В моей возрастной группе выделены следующие задачи:
- продолжать развивать фонематический слух и навыки звукового анализа слова;
- совершенствовать умения пользоваться краткой и развёрнутой формой ответа;
- развивать связную монологическую речь;
Сегодня я вам хотела бы продемонстрировать некоторые технологии, которые использую в развитии речи у своих воспитанников. И сейчас я предлагаю вместе со мной отправиться в чудесный мир прекрасной речи и самим прочувствовать ценность предлагаемых мной всех приёмов и методов в развитии речи детей.
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастики
Эти технологии помогают развитию и укреплению речевого аппарата детей, мышц губ, языка, развитию мелкой моторики.
2. При рассматривании картины использую приемы: “Подзорная труба”,Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.
Прием вхождения в картину
Цель:
Ход: ребенку предлагается посмотреть на картину, представить себя любым объектом внутри этой картины, задаются вопросы: Кто ты?, Что ты видишь вокруг?, Что ты чувствуешь?.
3. Мнемотаблицы
К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики:Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая, суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Как и любая работа, процесс строится от простого к сложному.4. Игра: Похожие слова.Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.Есть сладкое слово – конфета,Есть быстрое слово – ракета,Есть слово с окошком - вагон.Есть кислое слово – лимон!А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.5. Игра Шкатулка со сказкамиВ коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку. У этой игры существуют многочисленные вариации: Салат из сказок- смешивание разных сказок, Что будет если? - сюжет задаёт воспитатель, Изменение характера персонажей - добрая баба яга, злая снегурочка, Использование моделей - картинки- геометрические фигуры, Введение в сказку новых атрибутов - волшебные предметы, бытовые приборы и т. д, Введение новых героев современных, Тематические сказки - цветочные, ягодные и т. д.
6. Игра Круги Луллия, технология ТРИЗ
Задания: "Необычные вещи"
Цель. Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей. Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов). Задания: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором", "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".
"Новая сказка"
Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки, в зависимости от введения новых объектов. Материал. Два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором - предметов из этих сказок). Задания: "Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". ("Красная Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.) "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского.) Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?"
"Необычное место"
Цель. Учить детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия. Материал. На верхнем круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, комната, деревня, волшебный сад (прикрепляет воспитатель). На нижнем круге - картинки с изображением сказочных героев (дети прикрепляют самостоятельно). Задания: "Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет". (Черепаха Тортилла живет в болоте.), "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства". (Черепаха Тортилла живет в волшебном саду.)
Воспитатель предлагает подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.Игра Придумай необычное существо
7. Морфологические таблицы
Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощьютаблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В ТРИЗ - методике для каждого творческого задания составляется отдельнаяморфологическая таблица.
Рассмотрим примеры. Творческое задание - фантазийный дом(справатаблицы помещается карточка). Выставляем параметры рисунка повертикали:форма, цвет, рельеф, части, материал.
Затем размещаем варианты признаков по горизонтали. Дом может быть вформе сердечка, вформе пик, круглый, спиральный, вформе креста. Цветдома:хаки, в горошек, в клетку, радужный, в полоску. Рельефдома: пупырчатый, волнистый, пушистый, колючий, гладкий. Дом имеет части животного, растения, зонта, мебели и насекомого. Из чего будет дом –определяем строительныйматериал: ткань, бумага, песок, стекло, резина. Произвольно выбираем из каждого ряда по одной характеристике и пытаемся соединить их воедино. В результате получаютсяушастыедома, с мебельными ящичками вместо входа, в форме сердца, из песка и резины.
Еще пример. Создание волшебного животного. По вертикали -форма, действие, части, цвет, характер. Части сторонних объектов применяются при созданииживотного: части птицы, самолета, насекомого, зонта, машины. Получаютсякрылатые зверята, у которых зонтичный купол на макушке и колеса с крыльями вместо лап. При этом они имеют различные характеры и выражения лица.Нарисовать и составить рассказ о выдуманном персонаже.
8. Кинезологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное воздействие. В комплекс входят – растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Это специально разработанные комплексы пальчиковых игр, игры – конструкторы, мозаика, игры с песком и т.д. Но, учитывая интересы детей, я для развития межполушарного взаимодействия применяю в своей работе природный и бросовый материал. Одним из таких материалов являются пуговицы разной величины, формы и структуры. Наблюдая за детьми, могу сказать, что они, перебирая, рассматривая и создавая удивительные рисунки, могут сидеть часами с желанием творить. И сегодня вам предлагается коллекция пуговиц для игры Незаконченный рисунок,
где вы, не подозревая сами, не имея специально подготовленных художественных способностей, сможете создать удивительные шедевры.
9. Синквейн– это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.
10. ЛЕГО – технология.
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-конструирование и робототехника. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов. (игра Волшебный зоопарк где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
Использование ЛЕГО-технологий даёт возможность осуществлять работу над пересказом, рассказом, диалогом. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности. Одним из самых эффективных методов развития коммуникации в процессе диалога является ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры).
На этом свой мастер класс хочу закончить. Спасибо за внимание!
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×