Мастер - класс по развитию речи | Наталья Анатольевна Голикова. Работа №303998
В данном материале раасказывается об использовании инновационных и речевых технологиях в развитии речи детей. Задачи данного мастер - класса: развитие речи в различных видах деятельности; побуждать педагогов к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников; углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Администрация города Шахты
Департамент образования
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Шахты Ростовской области Детский сад № 62
346506, Россия, г. Шахты Ростовской области, ул. Островского 14, тел. (8636)23-13-66
Мастер – класс
Использование инновационных и развивающих технологий
в развитии речи дошкольников
Составила:
Воспитатель
Голикова Н.А.
Цель мастер-класс :• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.Задачи:1. Развитие речи в различных видах деятельности.2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.
ХОД мастер-класс.
В наше время развитие речи является актуальной проблемой.
Мало когда услышишь из уст детей, что они с мамой или папой читали сказки или рассказы, рассматривали иллюстрации. Разговаривая с детьми, я обратила внимание на то, что дети много времени проводят за компьютером, просмотром каких - то телевизионных передач или же играют со своими игрушками. Все это ограничивает детей в общении с окружающим миром, и вследствие чего у ребенка обнаруживается недостаточный словарный запас, ему трудно высказывать свои мысли, затрудняются его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. И нам нужно помнить, что плохая речь в дальнейшем может отразиться на грамотности ребёнка.
В моей возрастной группе выделены следующие задачи:
- продолжать развивать фонематический слух и навыки звукового анализа слова;
- совершенствовать умения пользоваться краткой и развёрнутой формой ответа;
- развивать связную монологическую речь;
Сегодня я вам хотела бы продемонстрировать некоторые технологии, которые использую в развитии речи у своих воспитанников. И сейчас я предлагаю вместе со мной отправиться в чудесный мир прекрасной речи и самим прочувствовать ценность предлагаемых мной всех приёмов и методов в развитии речи детей.
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастики
Эти технологии помогают развитию и укреплению речевого аппарата детей, мышц губ, языка, развитию мелкой моторики.
2. При рассматривании картины использую приемы: “Подзорная труба”,Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.
Прием вхождения в картину
Цель:
Ход: ребенку предлагается посмотреть на картину, представить себя любым объектом внутри этой картины, задаются вопросы: Кто ты?, Что ты видишь вокруг?, Что ты чувствуешь?.
3. Мнемотаблицы
К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики:Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая, суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Как и любая работа, процесс строится от простого к сложному.4. Игра: Похожие слова.Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.Есть сладкое слово – конфета,Есть быстрое слово – ракета,Есть слово с окошком - вагон.Есть кислое слово – лимон!А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.5. Игра Шкатулка со сказкамиВ коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку. У этой игры существуют многочисленные вариации: Салат из сказок- смешивание разных сказок, Что будет если? - сюжет задаёт воспитатель, Изменение характера персонажей - добрая баба яга, злая снегурочка, Использование моделей - картинки- геометрические фигуры, Введение в сказку новых атрибутов - волшебные предметы, бытовые приборы и т. д, Введение новых героев современных, Тематические сказки - цветочные, ягодные и т. д.
6. Игра Круги Луллия, технология ТРИЗ
Задания: "Необычные вещи"
Цель. Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей. Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов). Задания: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором", "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".
"Новая сказка"
Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки, в зависимости от введения новых объектов. Материал. Два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором - предметов из этих сказок). Задания: "Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". ("Красная Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.) "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского.) Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?"
"Необычное место"
Цель. Учить детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия. Материал. На верхнем круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, комната, деревня, волшебный сад (прикрепляет воспитатель). На нижнем круге - картинки с изображением сказочных героев (дети прикрепляют самостоятельно). Задания: "Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет". (Черепаха Тортилла живет в болоте.), "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства". (Черепаха Тортилла живет в волшебном саду.)
Воспитатель предлагает подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.Игра Придумай необычное существо
7. Морфологические таблицы
Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощьютаблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В ТРИЗ - методике для каждого творческого задания составляется отдельнаяморфологическая таблица.
Рассмотрим примеры. Творческое задание - фантазийный дом(справатаблицы помещается карточка). Выставляем параметры рисунка повертикали:форма, цвет, рельеф, части, материал.
Затем размещаем варианты признаков по горизонтали. Дом может быть вформе сердечка, вформе пик, круглый, спиральный, вформе креста. Цветдома:хаки, в горошек, в клетку, радужный, в полоску. Рельефдома: пупырчатый, волнистый, пушистый, колючий, гладкий. Дом имеет части животного, растения, зонта, мебели и насекомого. Из чего будет дом –определяем строительныйматериал: ткань, бумага, песок, стекло, резина. Произвольно выбираем из каждого ряда по одной характеристике и пытаемся соединить их воедино. В результате получаютсяушастыедома, с мебельными ящичками вместо входа, в форме сердца, из песка и резины.
Еще пример. Создание волшебного животного. По вертикали -форма, действие, части, цвет, характер. Части сторонних объектов применяются при созданииживотного: части птицы, самолета, насекомого, зонта, машины. Получаютсякрылатые зверята, у которых зонтичный купол на макушке и колеса с крыльями вместо лап. При этом они имеют различные характеры и выражения лица.Нарисовать и составить рассказ о выдуманном персонаже.
8. Кинезологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное воздействие. В комплекс входят – растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Это специально разработанные комплексы пальчиковых игр, игры – конструкторы, мозаика, игры с песком и т.д. Но, учитывая интересы детей, я для развития межполушарного взаимодействия применяю в своей работе природный и бросовый материал. Одним из таких материалов являются пуговицы разной величины, формы и структуры. Наблюдая за детьми, могу сказать, что они, перебирая, рассматривая и создавая удивительные рисунки, могут сидеть часами с желанием творить. И сегодня вам предлагается коллекция пуговиц для игры Незаконченный рисунок,
где вы, не подозревая сами, не имея специально подготовленных художественных способностей, сможете создать удивительные шедевры.
9. Синквейн– это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.
10. ЛЕГО – технология.
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-конструирование и робототехника. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов. (игра Волшебный зоопарк где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
Использование ЛЕГО-технологий даёт возможность осуществлять работу над пересказом, рассказом, диалогом. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности. Одним из самых эффективных методов развития коммуникации в процессе диалога является ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры).
На этом свой мастер класс хочу закончить. Спасибо за внимание!