Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мастер- класс для педагогов. Культурная практика "Речевичок" | Усова Лилия Рамазановна. Работа №242443

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Усова Лилия Рамазановна
Эта статья о важности моей культурной практике в ДОУ

Мастер – класс для педагогов

«Культурная практика «Речевичок»

 

Учитель- логопед : Усова Лилия Рамазановна

 

Уважаемые педагоги, наша тема сегодняшнего мастер- класса будет моя культурная практика «Речевичок».

К сожалению, у современных детей дошкольного возраста все чаще встречаются недостатки, как структурных компонентов, так и речи в целом, что мешает программному усвоению, а в дальнейшем затрудняет обучение в школе.

Поэтому одной из актуальных проблем в современном образовании является профилактика речевых нарушений, которая реализуется через следующие задачи:

1) развивать речевой аппарат;

2) формировать правильное речевое дыхание;

3) развивать голос и интонацию;

4) развивать фонематические процессы;

5) совершенствовать мелкую моторику;

6) Учить ориентации в пространстве;

7) развивать навыки творческого мышления.

 

Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, всего 30 занятий (с середины сентября по май включительно).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Форма организации детей: фронтальная.

 

В содержание  занятий включены следующие виды работы:

Артикуляционная гимнастика,

самомассаж

органов артикуляции.

Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.

Дыхательные

упражнения.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук,

самомассаж

кистей рук, игры с

су-джок

мячиками.

Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.

Упражнения на расслабление (релаксация).

 

Результаты: данная программа осуществлена на базе МДОУ города Касли в 2019 - 2020 учебном году. Анализ результатов работы  культурной практике показал, что систематические занятия по данной программе  способствовали:

коррекции звукопроизношения;

развитию просодической стороны речи,

формированию слоговой структуры слова;

коррекции лексико-грамматической стороны речи;

формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.

У детей наблюдается стойкая положительная мотивация к логопедическим занятиям и работе над речью в целом.

Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей 6-7 лет.

 

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

«Цветочек»

. Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).

«Одуванчик»

 (проводится на свежем воздухе). Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего раза слетели все пушинки.

«Узнай по запаху»

.

Узнать яблоко, сок, одеколон и т.п. по запаху, сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.

«Свеча»

 («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» - задуть свечу резким выдохом.

«Костёр»

. Воспитатель кладёт перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костёр», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

«Не разбуди игрушку»

. Дети двигаются шагом под музыку в четырёхдольном размере. На первую, вторую долю – два коротких шага и вдох носом, на третью-четвёртую доли – остановка и долгий выдох.

«Погрей руки»

. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.

«Султанчик».

 Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метёлочки, на

хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т.п.

«Листья шелестят»

. Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикреплённые к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, так, чтобы они отклонялись и шелестели.

Игры и упражнения на релаксацию:

Вводная часть перед каждым настроем

Дети ложатся на ковёр, устраиваются по удобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая, спокойная музыка.

Логопед:

«Ложитесь по удобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим рукам и ногам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя…(пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию…(пауза). Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

 

Релаксационные настрои:

«Воздушные шарики».

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Всё ваше тело становится лёгким и невесомым. И ручки лёгкие и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушный шарик поднимается всё выше и выше. Дует тёплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (пауза – поглаживание детей)… Обдувает шарик, ласкает шарик… Вам легко и спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт три откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

«Облака».

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ножки – лёгкие. Всё ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому лёгкому, самому пушистому, самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое, нежное облако… (пауза – поглаживание детей). Гладит…, поглаживает… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

 

Речевые игры, способствующие обогащению словаря формированию грамматического строя речи.

 

“Все наоборот”

Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением

Больные – здоровые (зверята)

Злой – добрый (Бармалей)

Грустная – Веселая (Федора)

Грязный – чистый (мальчик)

Темно – светло (краденное солнце)

Высокий – низкий (жираф, бегемот)

3. “Что делает?”

Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия

Подушка – ускакала

Простыня – улетела

Брюки – сбежали

Стол – ушел

Умывальник – выбегает

Муха – пошла на базар и т.д.

4. “Кто? Что?”

Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто?, что?.

Муха-Цокотуха – самовар

Айболит – градусник

Федора – посуда

Крокодил – солнце и т.д.

5. “Четвертый лишний”

Цель: определить какой предмет из названных лишний. Объяснить свой выбор.

Айболит, волки, корабль, орел

Самовар, Муха-Цокотуха, уж, комарик

Утюг, скалка, блюдца, магнитофон

6. “Скороговорки”

Цель: учить четко проговаривать текст, постепенно увеличивая темп.

На дворе трава

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

 

Карл у Клары

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

 

7. “Загадки”

Цель: учить детей отгадывать загадки по содержанию текста сказки.

 

Заключение: Уважаемые педагоги, эта культурная практика незаменима на базе любого ДОУ, т. к проблемы с речью актуальны в наше время. Спасибо за внимания, надеюсь, я вас завлекла в данной теме.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×