Мастер- класс для педагогов. Культурная практика "Речевичок" | Усова Лилия Рамазановна. Работа №242443
Автор: Усова Лилия Рамазановна
Эта статья о важности моей культурной практике в ДОУ
Мастер – класс для педагогов
«Культурная практика «Речевичок»
Учитель- логопед : Усова Лилия Рамазановна
Уважаемые педагоги, наша тема сегодняшнего мастер- класса будет моя культурная практика «Речевичок».
К сожалению, у современных детей дошкольного возраста все чаще встречаются недостатки, как структурных компонентов, так и речи в целом, что мешает программному усвоению, а в дальнейшем затрудняет обучение в школе.
Поэтому одной из актуальных проблем в современном образовании является профилактика речевых нарушений, которая реализуется через следующие задачи:
1) развивать речевой аппарат;
2) формировать правильное речевое дыхание;
3) развивать голос и интонацию;
4) развивать фонематические процессы;
5) совершенствовать мелкую моторику;
6) Учить ориентации в пространстве;
7) развивать навыки творческого мышления.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, всего 30 занятий (с середины сентября по май включительно).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
Артикуляционная гимнастика,
самомассаж
органов артикуляции.
Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
Дыхательные
упражнения.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук,
самомассаж
кистей рук, игры с
су-джок
мячиками.
Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
Упражнения на расслабление (релаксация).
Результаты: данная программа осуществлена на базе МДОУ города Касли в 2019 - 2020 учебном году. Анализ результатов работы культурной практике показал, что систематические занятия по данной программе способствовали:
коррекции звукопроизношения;
развитию просодической стороны речи,
формированию слоговой структуры слова;
коррекции лексико-грамматической стороны речи;
формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.
У детей наблюдается стойкая положительная мотивация к логопедическим занятиям и работе над речью в целом.
Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей 6-7 лет.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
«Цветочек»
. Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).
«Одуванчик»
(проводится на свежем воздухе). Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего раза слетели все пушинки.
«Узнай по запаху»
.
Узнать яблоко, сок, одеколон и т.п. по запаху, сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
«Свеча»
(«Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» - задуть свечу резким выдохом.
«Костёр»
. Воспитатель кладёт перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костёр», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
«Не разбуди игрушку»
. Дети двигаются шагом под музыку в четырёхдольном размере. На первую, вторую долю – два коротких шага и вдох носом, на третью-четвёртую доли – остановка и долгий выдох.
«Погрей руки»
. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
«Султанчик».
Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метёлочки, на
хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т.п.
«Листья шелестят»
. Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикреплённые к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, так, чтобы они отклонялись и шелестели.
Игры и упражнения на релаксацию:
Вводная часть перед каждым настроем
Дети ложатся на ковёр, устраиваются по удобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая, спокойная музыка.
Логопед:
«Ложитесь по удобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим рукам и ногам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя…(пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию…(пауза). Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»
Релаксационные настрои:
«Воздушные шарики».
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Всё ваше тело становится лёгким и невесомым. И ручки лёгкие и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушный шарик поднимается всё выше и выше. Дует тёплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (пауза – поглаживание детей)… Обдувает шарик, ласкает шарик… Вам легко и спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт три откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
«Облака».
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ножки – лёгкие. Всё ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому лёгкому, самому пушистому, самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое, нежное облако… (пауза – поглаживание детей). Гладит…, поглаживает… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
Речевые игры, способствующие обогащению словаря формированию грамматического строя речи.
“Все наоборот”
Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением
Больные – здоровые (зверята)
Злой – добрый (Бармалей)
Грустная – Веселая (Федора)
Грязный – чистый (мальчик)
Темно – светло (краденное солнце)
Высокий – низкий (жираф, бегемот)
3. “Что делает?”
Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия
Подушка – ускакала
Простыня – улетела
Брюки – сбежали
Стол – ушел
Умывальник – выбегает
Муха – пошла на базар и т.д.
4. “Кто? Что?”
Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто?, что?.
Муха-Цокотуха – самовар
Айболит – градусник
Федора – посуда
Крокодил – солнце и т.д.
5. “Четвертый лишний”
Цель: определить какой предмет из названных лишний. Объяснить свой выбор.
Айболит, волки, корабль, орел
Самовар, Муха-Цокотуха, уж, комарик
Утюг, скалка, блюдца, магнитофон
6. “Скороговорки”
Цель: учить четко проговаривать текст, постепенно увеличивая темп.
На дворе трава
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
7. “Загадки”
Цель: учить детей отгадывать загадки по содержанию текста сказки.
Заключение: Уважаемые педагоги, эта культурная практика незаменима на базе любого ДОУ, т. к проблемы с речью актуальны в наше время. Спасибо за внимания, надеюсь, я вас завлекла в данной теме.