Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мастер – класс для педагогов на тему: «В мяч играем – речь развиваем» | Ханахмедова Роза Михайловна, Катасонова Ольга Викторовна. Работа №325582

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Мастер - класс предназначен для педагогов, которые работают с детьми с ТНР. На протяжении нескольких лет мы работаем с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Это особая категория детей, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Сами по себе речевые нарушения не исчезают. Нужна систематическая работа в данном направлении. Особое внимание в работе  с детьми  с ТНР мы уделяем играм с мячом, с которыми вас и познакомим. Цель  этого мастер – класса: представление опыта работы по коррекции речевых нарушений дошкольников через игры с мячом. Нами были поставлены следующие задачи:  познакомить участников мастер – класса с играми с мячом; сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование данных игр с мячом в работе с детьми с ТНР. 

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному направлению развития детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер – класс для педагогов на тему:

«В мяч играем – речь развиваем»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составили:

Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории,

Ханахмедова Роза Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

Цель мастер – класса: представление опыта работы по коррекции речевых нарушений дошкольников через игры с мячом.

Задачи:

- познакомить участников мастер – класса с играми с мячом;

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование данных игр с мячом в работе с детьми с ТНР.

 

Ведущий: На протяжении нескольких лет мы работаем с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Это особая категория детей, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Сами по себе речевые нарушения не исчезают. Нужна систематическая работа в данном направлении. Особое внимание в работе с детьми с ТНР мы уделяем играм с мячом, с которыми вас и познакомим.

Почему выбрали мяч? Игры с мячом создают благоприятный эмоциональный фон на занятиях и улучшают настроение. Это - прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики, закрепления правильного произношения, развития фонематического слуха, обогащения словаря. Игры с мячом способствует развитию глазомера, ловкости, умения ориентироваться в пространстве, Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.

 

Ведущий: Логопедические игры и упражнения с мячом можно разделить на 4 группы:

- развитие мелкой и общей моторики.

- развитие фонематического слуха;
- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
- развитие словаря, грамматического строя речи.

Игры на развитие мелкой моторики

– 6-8 чел.

Оборудование: (массажные мячики, корзина)

• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.

 

Игры на умение ориентироваться в пространстве (массажные мячики)

 

Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине» - 6-8 чел.

Цель: развитие ориентированности в собственном теле. Задачи: закрепление умения ориентироваться в собственном теле и пространстве (справа - слева, впереди - сзади); закрепления употребления предлогов. Оборудование: мячи, сшитые из ткани; теннисные мячи.

Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции взрослого: - В правую руку свой мячик возьми. Над головою его подними. И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется и ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, да на живот - не запутаться б мне.

 

Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади» (большие мячи) – 2 чел.

Цель: развитие моторики, ловкости и внимания. Задача: закрепление умения ориентироваться в пространстве (справа – слева), закрепление навыков счета. Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Взрослый предлагает ребенку следующие задания.

• Какой обруч находится слева (справа)?

• Стукни три раза мячом в правый обруч.

• Стукни четыре раза мячом в левый обруч.

• Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.

• Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.

 

Игры на развитие фонематического слуха

 

- «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх каждого ребенка мяч)

 

- «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.

 

- «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.

4. Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков

 

- «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.

 

- «Мяч скорее лови, чистоговорку повтори»

Ход игры. Дети стоят полукругом, ударяя мячом об пол, четко произносят чистоговорки, выговаривая все звуки:

Сасаса – укусила в нос оса.

Со – со – со – стал мой нос как колесо.

Сысысы – не боюсь я злой осы.

Су – су – су – я осу в руке несу.

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи

 

- На развитие умения согласовывать существительных с местоимением используем игру - «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи»

 

- На развитие умения образовывать притяжательные прилагательные используем игру «Чей же это хвост, отвечай на вопрос»

У лисы – лисий хвост

У волка – волчий

У собаки – собачий

У мыши – мышиный

У тигра – тигриный

У щуки – щучий

У зайца - заячий

 

«Чья же это голова? Подскажи скорей слова» с усложнением.

Дети идут по кругу приставным шагом. Ведущий бросает мяч из центра круга., а ребенок, бросая обратно мяч, заканчивает фразу.

У вороны голова – воронья

У рыси – рысья

У кошки – кошачья

У рыбы - рыбья

У медведя – медвежья

У орла - орлиная

 

На развитие умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами используем игру «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи»

 

Ведущий начинает фразу, а ребенок договаривает.

Тарелка чистая, а тарелочка —… (чистенькая).
Чайник красивый, а чайничек —… (красивенький).
Сковорода круглая, а сковородочка—… (кругленькая).
Нож острый, а ножичек —… (остренький).
Суп вкусный, а супчик —… (вкусненький).

Следка соленая, селедочка солененькая

Конфета сладкая, а конфеточка – сладенькая

Пряник ароматный, а пряничек ароматненький

Булка – мягкая, а булочка – мягонькая

Сыр твердый, а сырочек тверденький


Игру «Кто кем был?» используем для развития мышления, расширения словаря, закрепление падежных окончаний.

 

Ход игры: Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

 

Цыплёнок — яйцом

Хлеб — мукой

Лошадь — жеребёнком

Шкаф — доской

Корова — телёнком

Велосипед — железом

Дуб — жёлудем

Рубашка — тканью

Рыба — икринкой

Ботинки — кожей

Яблоня — семечкой

Дом — кирпичом

Лягушка — головастиком

Сильный — слабым

Бабочка — гусеницей

Взрослый — ребёнком

Цель игры «Большой мяч» - активизировать словарь глаголов, развивать общую моторику.

Дети встают в круг, в кругу водящий с мячом в руках. Водящий называет слово и кидает мяч кому – либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, который может совершать предмет, названный водящим.

Например: «снег»- идет, падает, сверкает, хрустит, искрится, тает, хрустит



На обогащение словаря прилагательными используем игру «В нашем городе».

Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит предложение и задает вопрос. Ребенок ловит мяч, возвращает его и повторяет предложение, расширяя его прилагательными. - В нашем городе много улиц. Каких?- В нашем городе много красивых и чистых улиц (зеленых, тихих, благоустроенных, широких, длинных).

В нашем городе много домов. Каких? - … (больших, красивых, высоких, одноэтажных, пятиэтажных, многоэтажных, старых, каменных, кирпичных).

Для совершенствования навыка составлять распространенные предложения с заданным словом играем в игру «Сбей кеглю».

 

Мы по кегле попадем,

предложение назовем.

Ребенок, называя слово, катает мяч, старясь сбить кеглю, стоящую в середине круга. Если не получается, он сам составляет предложение со своим словом, а если получается, то предложение составляет тот ребенок, к которому прикатится мяч. Игра повторяется.

Рефлексия.

Игры с мячом очень полезны для развития детей с нарушениями речи. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей.

Мы надеемся, что предложенные игры педагоги и учителя - логопеды будут широко использовать в своей работе с детьми.

Желаем вам творческих успехов.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×