Мастер- класс «Ритмодекламация на музыкальных занятиях в ДОУ» | Булатова Ольга Дмитриевна. Работа №300609
Автор: Булатова Ольга Дмитриевна
Как организовать обучение музыкальному искусству дошкольников, чтобы это было им интересно, увлекательно и радостно? Ответ – только через игру. Нельзя научить чему-то маленького человечка из-под палки, по принуждению. Ребенка можно только увлечь и заинтересовать.
Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, как синтез музыки и поэзии. Основной целью ритмодекламации является развитие музыкального слуха, поэтического слова, творческого воображения. Каждое слово, слог, звук воспроизводится с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно озвучить различными эмоциональными красками, отношение к одному и тому же персонажу или событию может измениться по- разному.
У музыки и речи главное – интонация произнесения или исполнения, поэтому словесный и музыкальный образ неразделимы. Чем глубже дети постигают поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.
Мастер- класс
«Ритмодекламация на музыкальных занятиях в ДОУ»
как средство для развития музыкального и поэтического слуха дошкольников»
Подготовила:
Булатова О.Д.
музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7
г.Шебекино Белгородской области»
2022 г.
Как организовать обучение музыкальному искусству дошкольников, чтобы это было им интересно, увлекательно и радостно? Ответ – только через игру. Нельзя научить чему-то маленького человечка из-под палки, по принуждению. Ребенка можно только увлечь и заинтересовать. Для этого и разрабатываются современные обучающе-развивающие технологии, содержащие элементы оздоровления детей. Развитие певческого голоса дошкольников начинается с речевого этапа. Основные виды этапа:
1.Артикуляционная гимнастика.
2.Развивающие игры с голосом.
3.Речевые зарядки.
4.Речевые игры и упражнения.
5.Ритмодекламация.
Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, как синтез музыки и поэзии. Основной целью ритмодекламации является развитие музыкального слуха, поэтического слова, творческого воображения. Каждое слово, слог, звук воспроизводится с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно озвучить различными эмоциональными красками, отношение к одному и тому же персонажу или событию может измениться по- разному.
У музыки и речи главное – интонация произнесения или исполнения, поэтому словесный и музыкальный образ неразделимы. Чем глубже дети постигают поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.
Ритмодекламация всегда сопровождается ритмическим сопровождением звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), музыкальный и шумовых инструментов, различными движениями, что помогает детям эмоционально пережить и закрепить в памяти ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Виды ритмодекламации для детей дошкольного возраста
Игра для ребенка есть творчество. И ритмодекламацию можно определить, как игру со звуками, жестами, словами, ритмом, а ритм есть жизнь, есть движение. У многих современных детей вследствие убыстренного протекания жизненных обстоятельств, отмечается нарушение внутреннего ритма, нет баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Они не могут самостоятельно справиться со своей или чрезмерной активностью, или, наоборот, медлительностью, что, конечно, отражается и в речи. У одного сплошная «мешанина во рту», он не успевает продумать предложение, которое хочет сказать, подобрать необходимые слова, согласовать их и правильно расставить. Другой - тянет слова, предложения, речь и артикуляция нечеткая. Таким детям необходимо помочь сначала отладить собственный организм, настроить правильный ритм своего тела. В этом и должны помочь приёмы ритмодекламации..
Ритмодекламация представлена различными видами творческой деятельности:
1.Игры речевые (логоритмические), пальчиковые:
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мышечного аппарата, мелкой моторики, повышает тактильную чувствительность, развивает чувство ритма, координацию движений.
2.Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые импровизации):
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
3.Декламация и телесная игра (хлопки, шлепки, топот и тд.)
Эти речевые упражнения пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», усиливающего ощущение темпа, динамики и способствует вокальной и речевой активности.
4.Ритмические игры с различными ударными инструментами (палочки, ложки и тд.)
Данные игры учат находить различные способы игры на инструментах, ритмично передают метр и ритм стиха.
Таким образом, богатство метроритмических форм развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Все игры можно распределить или по месяцам, или видам деятельности детей.
Например, сентябрь: тема «Окружающий мир» .
«Качели»
Всё лето качели смеялись и пели а-а-а-а (голос вниз-вверх, раскачивание рук вверх-вниз с «пружинкой»).
И мы на качели к небу летели-у-у-у-х! (руки взлетают вверх)
Настали осенние дни ш-ш-ш (опустить вниз голову).
Качели остались одни а-а-а-х. (опустить вниз кисти рук)
Лежат на качели два жёлтых листка ш-ш-ш-ш (опустить руки к плечам)
И ветер качели качает слегка у-у-у-х (качание корпуса вправо-влево)
«Мы - шофёры»
Едем, едем на машине, ж-ж-ж-ж («держат руль», поворачивая слегка вправо - влево).
Нажимаем на педаль ч-ч-ч-ч (носок правой ноги приподнять вверх и прижать к полу).
Газ включаем, выключаем р-р-р (выставить правую руку, сжатую в кулачок, вперёд, в исходное положение) .
Смотрим пристально мы вдаль, (правая рука «козырьком»)
Дворники стирают капли чш-чш-чш (руки, согнутые в локтях, поднять кверху).
Вправо, влево - чистота, жик-жик-жик-жик (покачать вправо - влево - вправо).
Волосы ерошит ветер ш-ш-ш- (приподнять волосы).
Мы шофёры - хоть куда! (большие пальцы рук поднять кверху)
Октябрь: тема: «Природа и животные» .
Прилетела птичка.
1. Прилетела к нам птичка дети изображают порхающую птичку И порхала целый день.
Принесла невеличка показ маленькой птички
руки сложить вместе перед грудью
Письмецо для детей. вывернуть ладошки, как бы письмо
2. Птичка наша, ты лети, машут рукой, прощаясь вслед
Здесь дружка себе найди. подходят друг к другу, обнимают друг друга
Ты письмо ему отдай, «передают « письмо.
К нам играть вставай. хлопки
1 вариант: В игре могут участвовать от двух и более человек.
2 вариант: Все дети в кругу, одна птичка летает вокруг. Подходит к любому ребёнку, передаёт письмо «из клювика в клювик», тот, кого выбрали, встает в круг и задаёт движение.
Ранним утром.
Играют 2 группы детей:
Ранним утром на рассвете, первая группа детей – шлепки по ногам
Шух-шух- шух, вторая группа детей – шуршат ладошками
То ли аист, то ли ветер, первые – шлепки по ногам
Шух-шух- шух, вторые - «шуршат»
Пролетел среди берёз, первые – изображают «крылья»
Ффуууу! вторые – звукоимитация голосом
Новость новую принёс, первые – пальчик указательный к губам
Ффуууу! вторые – звукоимитация голосом
И по лесу тут же слухи, первые – друг к другу «шепчутся»
Ссшшш! вторые – звукоимитация голосом
Полетели точно мухи, первые – машут мелкими «крыльями»
Зззззз! вторые – звукоимитация голосом
Покатился лесом гул: первые – нарисовать руками большой круг
Ггуууу! вторые – звукоимитация голосом
То спросонок лес вздохнул, первые – глубокий вдох
Ггуууу! вторые – звукоимитация голосом
И посыпалась роса, первые – «брызги» руками
Кап- кап- кап- кап! вторые – звукоимитация голосом
Зазвучали голоса первые и вторые расходятся в разные стороны
Ааааа! изображают разные голоса лесных жителей.
Игра сопровождается звучащими жестами, затем можно использовать музыкальные инструменты.
Лесной вальс.
1. Белочка с зайчиком вышли погулять, ходьба на месте
Травки поесть и орешков собрать, одновременно все хлопают
Рыжая белочка – щёлк-щелк да щёлк, первые – щелкают Заинька серенький – прыг да прыг-скок. вторые – прыгают
Видят вдруг: ёжик бежит по траве, третьи – «шуршат» руками Гриб сам нашёл он в траве – мураве, волнистые движения руками
Весь он в иголках – пых, да пых– пых,
Начался танец веселый у них! вальсовые движения
Имеет место импровизационное инсценирование.
Ноябрь. Тема: «Цирк» .
«Белый мишка».
Ритмодекламация-самомассаж с мячиком.
Белый мишка шел по снегу, «топать» мячиком по одной руке
Сам с собой он вел беседу: «топать» по другой руке
«Ры-ры, ру, ры-ры-ру . катать мячик в ладошках
Много снега наберу!
Налеплю комочков сжимать мячик двумя руками
Беленьких снежочков.
Буду-буду их катать. катать в руках
А потом кидать! кидают вверх
Мечта.
Есть у нашего кота показ «лапки кота»
Тра- та- та, тра- та- та.
Очень давняя мечта: указательный палец вверх
Тра- та- та, тра- та- та.
Научить царя зверей рукой изобразить корону на затылке
Э-ге- гей, э- ге- гей. хлопки
Быть немножечко добрей руки от сердца развести в стороны
Э-ге- гей, э- ге- гей. хлопки
Укротителю- коту «лапки кота»
Ти-ти- ту, ти- ти- ту, щелчки
Верен лев за доброту, кивки головой
Ти-ти- ту, ти- ти- ту, хлопки
Он, зажмурив оба глаза, зажмурить глаза
Оп- ля- ля, оп- ля- ля. щелчки
Прыгнет в обруч без приказа. прыгнуть вперёд
Ап- ля- ля, ап- ля- ля. распрямиться, руки вверху
В этой ритмодекламации сочетаются ритм и выразительные движения. Способы исполнения: двое- действующие лица, часть – ритмическая поддержка, часть -исполнение на шумовых музыкальных инструментах.
Декабрь. Тема: «Волшебная страна».
Часы.
Бьют часы на башне: проговаривают хором
Бим! Бом! Бим! Бом! удары как в «тарелки» половинными
А стенные поскорее: проговорить
Тик – так! Тик – Так! удары в тарелки четвертными
А карманные спешат:
Тики – таки, тики – таки, удары восьмыми
Удары можно воспроизводить как хлопками, так и музыкальными инструментами.
Прыг – скок.
(игра с палочками разными длительностями)
Прыг – скок! Прыг – скок! –
Сел кузнечик на листок,
Прыг – скок! Прыг – скок! –
Лягушонок – на мосток,
Прыг – скок! Прыг – скок! –
Скачет козлик по дорожке,
Прыг – скок! Прыг – скок! –
Это прыгают ладошки!
«Мороз Иванович» .
Месяц светит, дым струится фонарики, волнистые движения руками
В небо из трубы.
Новый год в окно стучится, стук в ладошку
Слышатся шаги. прислушаться
В эту ночь Мороз Иваныч «холодно»
В гости к нам придёт, ходьба на месте
Много- много нам подарков «много»
Добрый дед несёт. «несет подарки»
Задание на творчество и воображение.
Январь. Тема: «Новый год в музыкальном городе».
Музыканты.
Однажды музыканты собрались выступать, говорят хором
Все взяли инструменты и начали играть.
1.Я выступаю, на дудочке играю. игра на воображаемой дудочке
А вы повторяйте, время не теряйте!
Ту-ру- ру- ру, ту- ру- ру- ру
Ту- ру- ру- ру- ту- ру
2. Я выступаю, на скрипочке играю,
А вы повторяйте, время не теряйте: игра на «скрипке»
Тили-тили, тили-тили,
Тили-тили, тили-тили.
3. Вот на барабане весело играю, игра на барабане
А вы повторяйте, время не теряйте.
Бум- бум- бум, бму- бум- бум.
Бум-бум-бум, бум-бум-бум.
В этой игре формируются основы музыкального восприятия, мимика, пантомима.
Наступили холода.
Ехать в поезде тепло «крутятся колёса»
Поглядим- ка мы в окно. изобразить руками «окно»
А на улице зима, «мёрзнут» (потирают плечи)
Наступили холода. Да-да-да! три хлопка
Превратилась в лёд вода. волнистые движения, замерли
Ду-ду- ду-поскользнулась я на дьду присели
Ду-ду- ду- три хлопка
Я на лыжах иду. имитация «на лыжах»
Ды-ды- ды- три хлопка
На снегу есть следы. широкие шаги ног
Ди-ди-ди- три хлопка
Ну, заяц, погоди! грозят
Можно исполнять на музыкальных инструментах.
«Снег»
Снег так искрится зимой и блестит, фонарики
Сотнями искорок ярко горит. брызги руками
Ветер подует, снежинки летят ш-ш-ш. «ветер»
И замирают на радость ребят. замирают в красивой позе
Февраль: тема «Любимые сказочные герои» .
Два кота.
Та- та, два кота, хлопки
Два ободранных хвоста. «крутят хвостиками»
Серый кот в чулане, важно вышагивает
Все усы в сметане. «нарисовать усы»
Чёрный кот залез в подвал «идёт крадучись»
И мышонка там поймал! прыжок
Упражнение на имитацию образа. Проигрывать можно как в парах, так и группами.
Как на горке снег, снег.
Как на горке снег, снег. руки плавно поднимаются вверх
И под горкой- снег, снег. вниз
И на ёлке- снег, снег. вверху соединить руки домиком
И под ёлкой- снег, снег. внизу то же
А подёлкой спит медведь. ладошки под щёчку и закрыть глаза
Тише, тише. Не шуметь!
Ритмическое повторение можно варьировать по разному: добавлять игру на музыкальных инструментах, разделить группу детей по полам. Одни держат остинатный ритм, другие на этом фоне декламируют стихотворение.
Март: тема «Весна пришла».
«Эхо».
Музыкальный руководитель - дирижёр. Две группы по очереди повторяют фразу по-разному, по команде фразу: «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот».
Первая группа
Вторая группа
Громко
Тихо
Быстро
Медленно
Говорить и хлопать
Говорить и топать
Тихо
Громко
Говорить и топать
Говорить и хлопать
Медленно
Быстро
Петь в восходящей октаве
Петь в нисходящей октаве
Лес ночной.
Лес ночной был полон звуков
Кто-то выл – у-у-у!
А кто- мяукал. – мяу, мяу.
Кто-то хрюкал – хрю-хрю,
Кто-то топал : топ-топ,
Кто-то крыльями захлопал, -хлоп-хлоп,
Кто –то ухал, - ух-ух,
И кричал – Ай! Ай!
И глазищами вращал….
Ну, а кто-то тихо-тихо
Тонким голосом молчал. (пальчик к губам)
Апрель: тема «Сказочная шкатулка» .
«Гном».
Три группы отвечают на вопросы с разной интонацией: удивлённо, грозно, радостно.
Кто живет под потолком? Гном, гном, гном.
У него есть борода? Да, да, да.
Как встает он по утрам? Сам, сам, сам
Кто с ним утром кофе пьет? Кот, кот, кот
И давно он там живет? Год, год, год
Кошка.
Ответы отличаются различной интонацией в связи с постановкой вопроса.
Кошка, как тебя зовут? – Мяу!
Стережешь ты мышку тут? – Мяу.
Мяу, хочешь молочка? – Мяу.
А в товарищи щенка? – Фррр!
Май: тема «Живой мир».
Представим себе пробуждение природы. Как это происходит? Выполнение звукоподражания по тексту:
Листочки на ветках шуршали, «Ш-ш-ш» с разной силой
Капельки в гости звали.
Капельки к ним прилетели «Кап-кап-кап» с нисходящей интонацией
И звонкую песню запели.
От звона проснулся ветер «У-у-у» с изменением звуковысотности
И разбудил всех на свете:
Кошку, а с ней и котёнка, «Мяу» в разных регистрах
Спавшего в люльке ребёнка, «Уа-уа-уа»
Болотных зелёных лягушек «Ква-ква-ква»
И даже ворчливых старушек. «Бу-бу-бу» в низком регистре
Злую собаку, «Гав-гав-гав» зло
Назойливых мух. «З-з-з» громко
Вскоре проснулся петух.
Звонко пропел он: «Ку-ка-ре-ку»
И заблестела роса на лугу. «О-о-о» в высоком регистре
Солнышко тоже проснулось «А-а-а» с восходящей интонацией
И ласково всем улыбнулось. Улыбнуться всем
Ипподром.
Кони выходят на старт! причмокивания языком и шлепки по коленям
Внимание! Марш! движения убыстряются
Барьер! один хлопок
Двойной барьер! два хлопка
Бежим по мостовой! попеременно хлопать по коленкам
Бежим по траве! трение ладоней
По болоту! указательными пальцами к уголкам рта, всасывают воздух
Вот видна трибуна! кричат: «Эге- гей!»
Скоро финиш! темп хлопков ускоряется
Финиш! Кричат: «Ура!» и «вытирают пот»
Дети выполняют движения по тексту, развиваются быстрота реакции и чувство темпа.
Одной из главных методических идей в использовании ритмодекламации является ритмизированная речь как основа развития музыкального слуха. В её основе лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. Как показывает практика, речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки. Из своего самого первого опыта дети черпают и учатся пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. А именно: темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок , артикуляция, штрихи, динамика, тесситура, фактура, фразировка.