Мастер-класс для педагогов "Пальчиковые игры на музыкальных занятиях" | Шалыгина Светлана Николаевна. Работа №350899
Познакомить педагогов с одним из способов развития эмоционально-позновательной деятельности у дошкольников - пальчиковыми играми. Они помогают детям овладеть навыками мелкой моторики, развивают речь, повышают работоспособность коры головного мозга, развивают у детей - мышление, внимание, память, воображение.
Мастер – класс для педагогов «Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании пальчиковых игр для развития коммуникативной, музыкальной, двигательной деятельности дошкольников.
Задачи: 1. Дать представление об эффективных методах использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка. 2. Дать необходимые знания для проведения пальчиковых игр и музыкальных пальчиковых игр с детьми дошкольного возраста в образовательной деятельности.
Ход мастер-класса Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас. Прошу отвечать громко «Нет» или «Да». Хочу я услышать ваш честный ответ, Детей вы любите? Да или нет? Чтоб деткам своим во всём помогать Вы новое что-то хотите узнать? Чтоб дух мастер-класса нам сохранить, Вам нужно в работе активными быть? Тогда вас прошу мне во всём помогать, Приветствие кончилось, можно начать.
Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности пальчиковых игр на музыкальных занятиях и ваших занятиях, уважаемые воспитатели. Я прошу вас взять лист бумаги обеими руками, мы сейчас будем мять бумагу, слушая мой стих! Раз, два, три, четыре, пять Мы бумагу будем мять! Мы бумагу будем мять! Свои руки развивать! (мнём листок, как будто лепим снежок) В руку правую возьмём, И чуть – чуть её помнём. Мы чуть – чуть её помнём, Руке левой отдаём (Берём в левую руку) В руку левую возьмём, И чуть-чуть её помнём. Мы чуть-чуть её помнём, И на стол быстрей кладём (Убираем смятую бумагу на край стола) На бумагу посмотри, На что похоже говори! (Ответы на что похожа смятая бумага) 1,2,3,4,5 Мы закончили считать! Как вы думаете, коллеги, для чего нужны пальчиковые игры?
Современное общество столкнулось с проблемами нарушений речи и письма – это «достижения» цивилизации. Современные дети не завязывают шнурки, не застёгивают пуговицы, избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих пальчиков. А ведь эти простые, повседневные манипуляции развивали мелкую моторику рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют, пока незрелые, клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Если ребёнок на высоком уровне владеет мелкой моторикой, то у него развита память, внимание, связная речь.
Наиболее эффективным методом развития речи, а так же мелкой моторики, являются пальчиковые игры, музыкальные игры с песенками и с предметами. Как методическое средство пальчиковые игры не требуют особой подготовки. Пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти рук. Что развивается у детей при разучивании пальчиковых игр? (развивается речь, детская память, выразительность расширяется кругозор, творческое мышление, эмоциональную и интонационную выразительность, воображение, ритмическое чувство). Благодаря этому у детей просыпается интерес к театральной деятельности. Многие пальчиковые игры позволяют учить использовать выразительные движения (мимику, жесты), различать эмоции (радость, страх, удивление).
Музыкальные пальчиковые игры привлекательны тем, что это коротенькие песенки, которые быстро запоминаются своей простой, напевностью, определенной ритмичностью, возможностью двигаться. И, конечно же, пальчиковые игры подбираются с учётом детских возрастных особенностей.
А сейчас предлагаю вашему вниманию, несколько пальчиковых игр. Младший возраст – «Бабушка очки надела», «Похлопаем в ладоши»….
Для детей среднего дошкольного возраста (от3 до 5 лет) используются более сложные в работе бытовые предметы – прищепки. Их можно задействовать в игре в разных вариантах: прикреплять на картонный круг в виде лучиков, на котором нарисовано солнышко, нанизывать на бельевую верёвку и снимать.
«Котёнок»
(Прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги. После первого двустишья – смена рук).
Кусается сильно котёнок-глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. - Но, я же играю с тобою малыш! - А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! «Кыш»!
«Колючий ёжик»
Наш волшебный мудрый ёжик (Прокатываем по левой руке) Не нашёл в лесу дорожек. (По правой) Ёжик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко.(Между ладоней горизонтально) Если будем с ним играть, Ручки будем развивать. (Между ладоней вертикально) Ёжик нам ладошки колет, Очень веселит, задорит! (Катаем между ладоней по кругу)
«Мотор» (с карандашами) (На мелодию «Ах, вы сени»)
(Прокатываем карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков к запястьям)
Заводи мотор скорей, И ладошки разогрей, Разгоняйся всё быстрей, Сил, дружочек, не жалей. Скорость после замедляем, Вот мы к дому подъезжаем!
«Шапочка – лапочка» (картотека)
…………..
А сейчас предлагаю вашему вниманию несколько музыкальных игр с движениями и предметами: «Платочки» Железнова, «Кап – кап» группа Кукутики,
И в заключение своего выступления хочу сказать, что игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, координации и ритмического чувства, но и один из вариантов радостного общения. В заключение своего мастер - класса:
Я желаю всем построить дом, Чтоб окошко было в нём, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб росла сосна. Пёс тот дворик охранял. Чтоб на травке жил жучок, Бегал быстрый паучок. Солнце грело, дождик шёл, Чтоб в саду тюльпан расцвёл.
Спасибо за внимание!