Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мастер-класс для педагогов: "Пособия для развития эмоциональной сферы ребенка" | Зюзина Анастасия Александровна . Работа №349004

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье представлен мастер-класс для педагогов на тему: "Пособия для развития эмоциональной сферы ребёнка". 

В дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под её влиянием формируются высшие психические функции поведения, личности в целом. 

 

А так же  в статье представлены шаги по изготовлению Дидактического пособия "Эмошка" для работы по развитию понимания эмоций.

 Данное пособие поможет детям лучше узнавать и понимать эмоции других людей, понимать их поступки и оценивать их.

 

Мастер-класс для педагогов на тему: «Пособия для развития эмоциональной сферы ребенка»

 

В дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под её влиянием формируются высшие психические функции поведения, личности в целом.

 

Эмоциональное развитие - целенаправленный педагогический процесс, связанный с личностным развитием детей, с процессом их творческой самореализации и социализации, усвоением культурных ценностей.

 Эмоциональное развитие ребенка - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

    Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Все люди без исключения, попадая в какие-либо жизненные ситуации, испытывают разнообразные эмоции – веселье, печаль, злость, удивление, восторг и т. д.

Проблема заключается в том, что у детей дошкольного возраста эмоциональная сфера слабо выражена.

Главные задачи развития эмоциональной сферы дошкольников:

научить детей понимать

своё эмоциональное состояние,

и

состо

я

ние

окружающих их людей;

дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово);

совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития.

Основными средствами реализации задач развития эмоциональной сферы детей являются общение, совместная творческая деятельность детей и взрослых, игровая, художественно-эстетическая и культурно-досуговая виды деятельности.

 

Этапы:

Знакомить детей с названиями основных эмоций (радость, горе, удивление, страх, гнев) и их выражением в мимике, пантомимике, речи.

 

Р

азвивать умение узнавать и различать основные эмоции.

 

 

Развивать умения анализировать свои и чужие эмоции, чувства, настроения, находить выходы из разных ситуаций, учитывая эмоции других людей; развивать навыки самоконтроля за своими действиями и речью.

 

2-3 года: учить детей эмоционально отзываться на происходящее; доставить малышам эмоциональное удовольствие от общения и игр друг с другом; создать в группе атмосферу доверия и доброжелательности; воспитывать в детях сочувствие.

привлечение внимания детей к эмоциональному состоянию сверстников в разных ситуациях их жизнедеятельности; осуществление игр и упражнений на развитие общения и поддержание положительных взаимоотношений детей со сверстниками; организация культурно-досуговой деятельности в форме развлечений, объединяющих детей общими эмоциональными переживаниями.

 

Трехлетних детей можно познакомить с алгоритмом распознавания чувств другого человека и проявления эмоциональной отзывчивости: − заметить эмоциональный дискомфорт человека («Ира плачет, она расстроена»); − постараться выяснить, что происходит («Давайте спросим Иру, почему она грустная?»); − предположить, что другой человек мог бы почувствовать в такой ситуации («Ира плачет, потому что она споткнулась и ушибла колено. Я тоже плачу, когда чувствую боль»); − оценить, что нужно другому человеку («Ира, что можно сделать, чтобы тебе стало лучше?»);

Рассказать по пособие наше настроение или домик настроений., адаптационная лента

В часы утреннего приема целесообразно спланировать работу с панно «Домик настроений», где в качестве пиктограмм эмоций радости и грусти используются изображения улыбающегося солнышка и грустной тучки, а в окошках домика размещены фотографии детей. Каждый воспитанник группы с помощью педагога находит свою фотографию, выбирает соответствующую его настроению картинку и помещает ее в отверстие в окошке домика. Педагог привлекает внимание детей к эмоциональному состоянию друг друга, побуждает малышей к сорадованию или, наоборот, к проявлению сочувствия. Во время организации режимных моментов воспитателю следует подчеркнуть, как каждый из малышей хорошо кушает, умывается и т. д.; при укладывании на сон – побудить детей пожелать друг другу спокойного сна.

 

Развивать эмоцферу через режимные моменты, игры , наглядные пособия (сюжетные картинки), книги – через знакомство с эмоциями

4-5лет:

Разнообразные игры, направленные на решение следующих задач: дать детям знания о базовых эмоциях (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес); научить различать эмоции по схематическим изображениям и передавать заданное эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств; развивать у детей эмпатию.

Приведем пример описания и организации с детьми 4–5 лет одной из дидактических игр «Веселое – грустное». Дидактическая задача: упражнять детей в умении группировать карточки с изображением людей в разных эмоциональных состояниях, объединенных общим признаком. Материал: карточки с изображением людей (девочка, мальчик, мама, папа) в разных эмоциональных состояниях. Игровое правило: собрать все карточки с изображением людей с одинаковым настроением, обосновать свой выбор. Ход игры. Игра проводится в подгруппе из пяти человек. На столе перед воспитателем лежат карточки с изображением людей в разных эмоциональных состояниях, которые он поочередно показывает детям. Педагог предлагает каждому ребенку собрать карточки с изображением детей и взрослых с одинаковым настроением. Выигрывает тот, кто быстрее других соберет карточки.

С помощью таких игр, как «Азбука настроений», «Кубики» и других, дети 3–7 лет учатся распознавать и сравнивать эмоции, сопоставлять различные ситуации и поведение.

Игра «Кубик эмоций»

Такая игра способствует развитию эмоционального интеллекта детей, помогает закрепить знания об эмоциях.

 вариант игры
Первый игрок кидает кубик, показывает эмоцию, которая выпала. Если игрок не может показать , на помощь приходят другие участники игры. Кубик бросают все по очереди.

 вариант игры
Первый игрок кидает кубик, называет эмоцию, которая выпала. Если игрок не может назвать, на помощь приходят другие участники игры. Кубик бросают все по очереди.

 вариант игры
Первый игрок кидает кубик, называет эмоцию, которая выпала. Другие участники должны показать эту эмоцию. Если игрок не может назвать, на помощь приходят другие участники игры. Кубик бросают все по очереди.

5-6лет:

Игра «Азбука настроений»

Серия дидактических игр-занятий «Азбука настроений» (Г. Прохорова) позволяет развить у детей старшего дошкольного возраста умения определять эмоциональное состояние по графическому изображению, различать и сравнивать эмоциональные состояния в процессе выполнения игровых действий. Работа с использованием дидактических игр проводится в два этапа: на первом этапе дети учатся определять по пиктограмме настроение радости, горя, испуга, агрессии, недовольства; на втором – обозначать эмоции через цвет.

 

С помощью развивающих карточек с изображением персонажей и пиктограмм «Азбука развития эмоций у детей» М. Лебедевой ребенок знакомится с 6 основными эмоциями (радость, страх, гнев, грусть, интерес, вина); упражняется в распознавании мимического выражения эмоций и причин их возникновения; узнает, как могут вести себя люди в том или ином настроении, как реагировать на эмоциональное состояние людей, как справиться с собственными эмоциями.

Старший дошкольный возраст: раскраски, рабочие тетради, мультфильмы, книги и др.

Примерный список литературных произведений, которые познакомят детей с той или иной эмоцией.

-Работа с эмоцией печали:

Остер «Вредные советы»; Р.н.с. «Гусилебеди», «Петушок и бобовое зернышко»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Краденое солнце»

-Работа с эмоцией удивления: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане ..»; Д. Хармс «Что это было?»; Н. Носов «Живая шляпа»; В. Сутеев «Под грибком»; Н. Екимова «Облака».

-Работа с эмоцией страха: О. Князева «Веселые, грустные»; А. Кушнир «Что в углу?»; Г. Семенов «Счастливая ошибка»; Е. Пермяк «Самое страшное».

-Работа с эмоцией радости: К. Ушинский «Четыре желания»; Е. Благинина «Вот какая мама!»; К. Чуковский «Краденое солнце».

-Работа с эмоцией гнева: К. Чуковский «Краденое солнце»; В. Викторов «Хмурый орел».

-Работа с эмоциями презрения и отвращения: Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», « Дюймовочка».

 

Проведение МК

Дидактическое пособие "Эмошка" для работы по развитию понимания эмоций.

Данное пособие поможет детям лучше узнавать и понимать эмоции других людей, понимать их поступки и оценивать их.

Итак, для изготовления пособия нам понадобятся:

- заготовка силуэта головы из картона;

- изображения эмоций;

- ножницы

- клей-карандаш.

Шаг 1. К силуэту головы приклеиваем палочку

Шаг 2. Вырезаем изображения эмоций.

Шаг 3. Каждое из изображений эмоций складываем пополам.

Шаг 4. Склеиваем их между собой одной стороной.

 Шаг 5. Наклеиваем, получившуюся заготовку на раннее приготовленный силуэт головы.

 Дидактическое пособие готово!

Такие пособия можно изготовить с детьми.  Можно не давать детям распечатанные эмоции, а предложить нарисовать эмоции самостоятельно.

Это пособие можно использовать как для знакомства детей с эмоциями, так и для игр на закрепление уже полученных знаний.

Например, в игре «Угадай эмоцию» педагог или ребенок изображают эмоцию, дети находят ее с помощью пособия.

В игре «Изобрази эмоцию» педагог или ребенок показывает эмоцию на пособии, дети изображают ее.

Также можно использовать пособие после прочтения произведения или обсуждения какой-либо ситуации. (Попросить детей найти в пособии ту эмоцию, которую испытывал персонаж).

Для этих же целей можно использовать карточки – схемы эмоций, но пособие гораздо интереснее, занимательнее, компактнее, удобнее в использовании. Большим плюсом является и то, что дети могут изготовить его самостоятельно.

 

Заключение:

Эмоции являются важными в жизни человека. Благополучное эмоциональное развитие гарантирует успешное развитие всех сфер жизни ребенка. Очень важно развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, так как это гарантия того, что к младшему школьному возрасту, ребенок сможет адекватно реагировать на проблемы, с которыми будет сталкиваться. А воспитание в ребенке способности сопереживать, сочувствовать, выражать свои эмоции, распознавать эмоции других, поможет ему стать успешным, достойным членом общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×