Мастер-класс для педагогов "Трио: речь, движение и музыка | Алёна Владимировна Пьянкова. Работа №251084
Автор: Алёна Владимировна Пьянкова
Автономное муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка Детский сад «Лира» корпус «Светлячок»
Мастер-класс для педагогов
Трио: речь, движение и музыка
Разработала:
учитель-логопед МАДОУ ЦРР Детский сад «Лира»
корпус «Светлячок»
Пьянкова Алёна Владимировна
Оса, 2020
Всем добрый день, коллеги. Рада представить вам свой мастер-класс.
Загадочен мир природы планеты Земля. Чудеса... Они всегда рядом... Это что-то необычное и таинственное, красивое и опасное, непонятное и непознанное... Что вызывает удивление или наслаждение, радость или грусть.
Присмотритесь к природе – день сменяется ночью, морские приливы – отливами, за весной приходит лето, а за осенью – непременно зима. Прислушайтесь к своему спокойному дыханию и биению сердца. Во всем этом есть что-то общее. Разве это не чудо?!
Уважаемые коллеги, как вы думаете, что объединяет все эти природные процессы?
Действительно, это общее — ритм.
С детства меня завораживал ритм музыки это привело меня в музыкальную школу, а затем к профессии музыкального руководителя. Профессия же логопеда помогла мне соединить ритмы музыки и речи, а добавив к ним движение, я познакомилась с моей помощницей - логоритмикой!
Логопедическая ритмика выделилась как наука, благодаря существенному вкладу Г.А. Волковой. В 80-х годах XX века Галина Анатольевна расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции речевых нарушений.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Творческой группой ДОУ была разработана программа дополнительного образования «Логоритмика для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи». Содержание логоритмических занятий мы составляем в соответствии с лексической темой недели.
Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с моей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.
В логоритмические занятия я включаю следующие виды упражнений:
Артикуляционная гимнастика она позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Фонопедические и оздоровительные упражнения. Развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения я провожу ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координации движения и регулирование речи.
Пальчиковая гимнастика -основа для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью.
Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Игры и игровые упражнения я провожу с использованием различных предметов в образно - игровой форме.
Релаксационные упражнения развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.
Я считаю, что на занятиях логоритмики связь речи с музыкой и движением позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить общий язык со сверстниками и учиться активно взаимодействовать.
Логоритмика создает благоприятные условия для речевой практики и выстраивания эффективной коммуникации.
Практическая часть.
Назовите любимые детские песенки. Поздравляю, вы участники фокус-группы. Приглашаю вас на сцену.
Сегодня мы с вами поиграем в музыкальные игры, которые я проигрываю с детьми на логоритмике. Они направлены на автоматизацию и дифференциацию сложных звуков.
· Варись, варись кашка
Варись веселее
Будем кушать кашу
Будем мы сильнее
Сильные Ш Ш Ш
Слабее С С С
Слабее З З З
Сильнее Ж Ж Ж
· Если весело живется, делай так
Если весело живется делай так: сс - 2 раза
Если весело живется мы друг другу улыбнемся
Если весело живется делай так: сс
Если весело живется делай так: шш - 2 раза
Если весело живется мы друг другу улыбнемся
Если весело живется делай так: шш
Если весело живется делай так: зз - 2 раза
Если весело живется мы друг другу улыбнемся
Если весело живется делай так: зз
Если весело живется делай так: жж - 2 раза
Если весело живется мы друг другу улыбнемся
Если весело живется делай так: жж
Если весело живется делай все: сс. шш, зз, жж - 2 раза
Если весело живется мы друг другу улыбнемся
Если весело живется делай все: сс, шш, зз, жж
· Речевая игра с импровизацией
Мы купили фрукты, хлопки
Приготовим соки, хлопки по коленям
Что умеем делать, ладошками выполняют «тарелочки»
Такие музыкальные игры помогают превратить занятия по развитию речи в настоящее удовольствие для моих дошколят.
Благодарю вас за активное участие. Прошу оценить мой мастер-класс строкой из известной песни. Внимание на экран…. Спасибо за активность.
Логоритмика является эффективным средством коррекции речевых нарушений. Ритмы слова, музыки и движения отзываются в сердцах моих дошколят. И я этому очень рада.
0598664a32913df1faf2d1f0b0560446.pptx