Мастер-класс для преподавателей общеобразовательных дисциплин по составлению заданий с профессионально-ориентированным содержанием | Жаргалма Кимовна Тудупова. Работа №350309
Одним из основных средств формирования профессиональных компетенций будущего специалиста является умение решать задачи с профессионально- ориентированным содержанием. Однако, существуют следующие проблемы:
недостаточное количество или отсутствие такого рода заданий в существующих учебниках и пособиях;
трудоемкость по разработке и составлению таких заданий;
отсутствие опыта у преподавателя грамотно составлять и применять задания с профессионально-ориентированным содержанием.
Поэтому проведение мастер-класса для преподавателей общеобразовательных дисциплин по составлению заданий с профессиональным содержанием является на данном этапе весьма актуальным, т.к. вызвана современными требованиями к результатам обучения студентов СПО.
МАСТЕР-КЛАСС
План мастер-класса:
№
Этап
Время
1
Мотивационный. Актуальность проблемы.
2 мин
2
Презентация собственного педагогического опыта по составлению заданий с профессионально-ориентированным содержанием.
5-7 мин
3
Алгоритм конструирования заданий, направленных на формирование профессиональных компетенций студентов на занятиях по общеобразовательным дисциплинам.
мин
4
Практическая часть:
Составление заданий на основе алгоритма
Афиширование своих результатов (представление своих заданий)
Контрольное решение заданий в группах
20 мин
5
Рефлексия. Обсуждение результатов работы проведенного мастер-класса.
мин
Одним из основных средств формирования профессиональных компетенций будущего специалиста является умение решать задачи с профессионально- ориентированным содержанием. Однако, существуют следующие проблемы:
недостаточное количество или отсутствие такого рода заданий в существующих учебниках и пособиях;
трудоемкость по разработке и составлению таких заданий;
отсутствие опыта у преподавателя грамотно составлять и применять задания с профессионально-ориентированным содержанием.
Поэтому проведение мастер-класса для преподавателей общеобразовательных дисциплин по составлению заданий с профессиональным содержанием является на данном этапе весьма актуальным, т.к. вызвана современными требованиями к результатам обучения студентов СПО.
Для того чтобы математические задачи в должной мере служили средством формирования математических умений и профессиональных компетенций будущих специалистов, я организовываю их решение не только на уроках математики, но и провожу занятия совместно с мастером п/о непосредственно на уроке по профессиональному модулю. Составляем математические задачи по данным текста, рисункам, схемам, таблицам, графикам из ОП, МДК, производственной практики. Придумываем профессиональный сюжет к задачам и естественным вопросам. Задаю творческое задание студентам: самостоятельно составить математическую задачу с профессиональным содержанием на основе собственного опыта:
По специальности «Туризм и гостеприимство» я начала работу на онлайн доске https://flip-chart.ru/app/board?spaceId=01HFG46TM7EKAB13VSNWS1QCZP&teamId=01HFG7E9PWM7X3E5PNY3D7DZ1A&flipId=01HMZJEQRK1AYR97YNBDJRR66Y , это пространство для совместной работы, где студенты, разбившись на группы, сами составляют задачи, решают их, исправляют ошибки, могут дополнять и изменять данные самостоятельно.
Обучение осуществляется за счет создания мной информационного образовательного пространства. Одной из главных целей обучения математике выступает подготовка студентов к повседневной жизни, развитие их личности средствами математики. Поэтому я создаю на занятиях такую среду, которая способствует формированию ключевых компетенций, чтобы научить студентов самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Профессиональная направленность обучения математике осуществляется через специально подобранную систему задач по профессиям и специальностям, работу над которой я начала с 2023-2024 учебного года. На данной платформе я осуществляю не только эту работу, но и все открытые уроки, выступления на семинарах, методических заседаниях. При организации профессионально-ориентированного обучения изменила позицию преподавателя: главной задачей стало мотивировать студентов на проявление инициативы и самостоятельности. С помощью современных образовательных технологий, новых форм и методов обучения (проектная деятельность, метод кейсов), организовываю деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Практика показывает, что студенты с интересом решают и воспринимают задачи практического (профессионального) содержания.
Этапы внедрения задач в учебный процесс
Этап 1. Мотивационный. Предлагаю решать задачи с проблемными вопросами, позволяющие проверить правильность собственных умозаключений. Например: Цилиндрическая форма имеет диаметр 20 см и высоту 6 см. В неё выливают 1 л смеси для пудинга, объём которой при кипячении увеличивается в 1,5 раза. Не будет ли пудинг переливаться через край формы?
Этап 2. Открытие математических знаний. На данном этапе решающее значение имеют приемы, развивающие познавательные потребности. Например, игровые задания на установление соответствия между фигурами в раскрое ткани и геометрическими телами, решение занимательных, логических задач.
Этап 3. Организация деятельности студентов, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта. Например, что такое процент? Например, на занятиях по профессиональному модулю ведём расчёт необходимого количества металлов для сплава при изготовлении изделия.
Этап 4. Обобщение и систематизация. На этом этапе использую приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами и профессиональными объектами, приводят знания в систему. Например: В кафе предлагают два первых блюда: борщ, рассольник и четыре вторых блюда: гуляш, котлеты, сосиски, пельмени. Укажите количество всех возможных обедов из двух блюд, которые может заказать посетитель.
Этап 5. Контроль и оценка знаний и умений обучающихся. На основании заданного набора качеств общих и профессиональных компетенций обучающегося провожу контроль и оценку результатов математической подготовки, и ее влияние на качество профессиональной подготовки. Например, можно предложить студентам составить задачу по имеющимся данным.
Примеры заданий и упражнений, разработанных на ЦОР
Изучение и анализ ЦОР позволяет сделать выбор в пользу определенного сервиса в зависимости от требуемых учебных задач. Для создания интерактивных заданий и упражнений:
для создания игр, викторин – https://learningapps.org/4666323
для создания текстовых задач, тестов, кроссвордов – https://onlinetestpad.com/jlieiefmjw4su
для контроля знаний - https://onlinetestpad.com/jlieiefmjw4su
единая образовательная среда https://obr.nd.ru/library/lessons?content_ownship=my
онлайн доска для совместной работы и выполнения проектов https://beta.flip-chart.ru/board?spaceId=01HFG46TM7EKAB13VSNWS1QCZP&teamId=01HFG7E9PWM7X3E5PNY3D7DZ1A&flipId=01HMZJEQRK1AYR97YNBDJRR66Y
Эффективность обучения во многом зависит от форм организации учебного процесса. Активные формы обучения с применением Интернет-технологий вызывают огромный интерес у студентов, стимулируют мышление, облегчают запоминание, развивают познавательный интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа. Они не только находят пути решения интересных задач, но и развивают коммуникацию, расширяют словарный запас математической и профессиональной терминологии.
Практическая часть
Подготовительный этап. Предварительный анализ рабочей учебной программы по дисциплине: выявить тему с профессиональной составляющей, определить ОК, ПК, ЛР, ЛРВР, МР и предметный результат, подобрать текст, картинки, графики и т.п.
ПК 1.2.
Создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале.
ПК 1.4.
Воплощать в материале самостоятельно разработанный проект изделия декоративно-прикладного искусства (по видам).
ПК 1.6
Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
ЛР 10.
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений
ЛР 13.
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
ЛРВР 4.2
Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
ЛРВР 15
Стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию, мотивированный к обучению, к социальной и профессиональной мобильности на основе выстраивания жизненной и профессиональной траектории.
Демонстрирующий интерес и стремление к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями социально-экономического развития Самарской области.
МР 02.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
МР 03.
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
ПРб 01.
Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке
ПРб 02.
Сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий
ПРб 05.
Сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа.
ПРб 06.
Владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием.
Выполнение задания по алгоритму. Составить одно текстовое задание: 1) На основе подготовленного текста или зайти на сайт ЕГЭ https://mathb-ege.sdamgia.ru/ (по своему предмету), выбрать задание и заменить естественный вопрос на вопрос с профессиональным содержанием.
2) Определить тип разработанного задания и его место в учебном плане.
3) Разработать критерии оценки задания с учетом учебной цели.
Задача
10 февраля наступит «Сагаалган- наш национальный праздник. Студенты ДПИ решили продавать к празднику лампады для благовоний. Для изготовления одного сувенира необходимо 50 грамм глины. В каком магазине выгоднее купить материал, если нужно изготовить 15 сувениров?
Название магазина
Вес (г)
Цена (руб)
Скидка (%)
«Санта Арт»
400
390
10
«Лавка чудес»
300
345
20
Wildberries
250
225
-
Предлагаю вам составлять свои задачи устно, а пока вы будете продумывать детали, разрисуйте ваши юрты.
Афиширование своих заданий.
Контрольное выполнение заданий. Меняются своими разработанными заданиями и выполняют индивидуально, в паре или в малой группе.
Обсуждение полученных результатов, корректировка вопросов и критериев оценки выполнения.
Рефлексия
Анализ оценки выполнения заданий.
Какие педагогические проблемы мы сегодня определили на мастер-классе?
Информационные источники
ФГОС СПО [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал Гарант.Ру // URL: https://fgos.ru/
Приказ Министерства просвещения РФ от 17 мая 2021 г. № 253 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал Гарант.Ру // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402513206/
Бочкарева О.В., Новичкова Т.Ю., Снежкина О.В., Ладин Р.А. Математические задачи как средство формирования профессиональных качеств личности [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2014. – № 2.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12584
Бухмин В.С., Читалин Н. А, Компетентностно-ориентированное проектирование дисциплины «Математика» в средней профессиональной школе [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал, статья 15.10.2014 URL: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostno-orientirovannoe-proektirovanie-distsipliny-matematika-v-sredney-professionalnoy-shkole
Дмитриева Ф.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов СПО через внедрение в образовательный процесс практико-ориентированных задач Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Амосова[Электронный ресурс]// Вестник СВФУ ,2012 –том 9, № 3. С. 135 — URL: КиберЛенинка:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnyh-kompetentsiy-u-studentov-spo-cherez-vnedrenie-v-obrazovatelnyy-protsess-praktiko-orientirovannyh-zadach